Неформальное объединение судебно-медицинской и патологоанатомической службы района
/ Печкуренко А.Л., Парыгин В.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 1999 — №2. — С. 23-25.
Современная организационная структура судебно-медицинской службы РФ существует несколько десятилетий и в основном отвечает тем задачам, которые ставятся перед ней в процессе повседневной работы. Однако следует учитывать, что разработка и становление судебно- медицинской службы России началась в густонаселенных районах в Европейской ее части, а также в Южных районах Сибири и Дальнего Востока. Это и естественно. Основная масса населения России около 120 млн.. человек проживает на Европейской ее части, остальное население в основном сконцентрировано вдоль железнодорожных магистралей, и по ходу крупных рек Сибири и Дальнего Востока, а также вдоль морского побережья. Данное положение определяет существующую структуру судебно-медицинской службы. В тех регионах, где края и области имеют небольшую площадь, где районные центры с судебно-медицинскими отделениями располагаются в пределах 20-50 км. друг от друга, где развита сеть транспортного сообщения, где бесперебойно и устойчиво работает связь - работа судебно-медицинского эксперта районного звена существенно отличается от работы его коллег на территориях Сибири и Дальнего востока, где площадь районов в большинстве своем превышает площадь отдельных областей и краев Европейской части, где нет дорог, где нет в настоящее время воздушного сообщения, где практически не функционирует телефонная и почтовая связь.
Условия работы судебного медика районного звена в Хабаровском крае полностью отвечают этому положению. Например, территория Амурского района Хабаровского края составляет около 15000 кв.км., население его в настоящее время около 80 тыс. человек и в основном сконцентрировано в городе Амурске (около 50 тыс. человек), в поселке Эльбан - около 15 тыс. человек, остальное население располагается на 25 мелких станциях и разъездах железной дороги на протяжении 320 км, а также в нескольких селах расположенных на расстоянии минимум 50 км друг от друга на берегу реки Амур. Даже в недалеком прошлом командировки судебного медика на территорию района составляли значительную часть его работы, достигали 110 рабочих дней в году. В настоящее время данное положение усугубляется отсутствием достаточного финансового обеспечения командировок. В отсутствие судебного медика на рабочем месте, в Амурском городском морге в течении нескольких дней зачастую скапливается большое количество трупов, возникают штатные и нештатные ситуации, когда необходимо провести соответствующую работу в срочном порядке. В городе Амурске в одном помещении с судебно-медицинской службой размещается и патологоанатомическая служба Амурской районной больницы на 560 коек, которая выполняет на первый взгляд свои специфические задачи. Это так, но надо учитывать, иногда трудно провести грань между деятельность ю судебного медика и патологоанатома. Патологоанатом исследует трупы лиц умерших в отделениях больницы или умерших на территории обслуживаемой районной поликлинике, и довольно часто секционные находки заставляют его становится врачом экспертом и оформлять соответствующие документы; судебный медик исследуя трупы лиц умерших в отделениях больницы от различных травм, отравлений и т.д. и т.п. автоматически становится у секционного стола своего рода патологоанатомом, давая разъяснения лечащим врачам, присутствующим на вскрытии, и проводя дальнейший анализ медицинских документов. Каждый судебный медик ощущает себя патологоанатомом, проводя клинико-анатомические конференции, каждый патологоанатом ощущает себя судебным медиком, отвечая на вопросы следователя. Это положение усиливается, если в судебно-медицинском и патологоанатомическом отделениях, как в Амурском районе, развернуты гистологические лаборатории, работающие в одном помещении и использующие одно и то же оборудование.
Уже на протяжении более 15 лет в Амурском районе Хабаровского края судебно-медицинская и патологоанатомическая служба района осуществляет свою деятельность, руководствуясь соответствующими приказами и здравым смыслом. Патологоанатом Амурской РБ является совместителем в краевом бюро СМЭ, получая оплату за фактически выполненную работу. Судебно-медицинский эксперт Краевого бюро СМЭ выполняет нередко работу патологоанатома районной больницы, не являясь совместителем. За 1995 год судебным медиком исследовано 58 трупов лиц умерших в районной больнице и требующих судебно- медицинского исследования, за 1996 год - 46 трупов, за 1997 - 61 труп. Таким образом, около 20% рабочего времени судебного медика Амурского отделения, составляет работа в тесном контакте с лечебным учреждением района. В отсутстви и судебного медика его работу выполняет патологоанатом районной больницы, в среднем исследуя 5-6 трупов ежемесячно, и ведя амбулаторный прием. Средний медицинский персонал судебно-медицинского и патологоанатомического отделений являются совместителями при работе в гистологической лаборатории обеих отделений. Младши й медицинский персонал , также объединен совместными ставками. Данное положение показало свою эффективность на протяжении многих лет работы. За эти годы практически не было нареканий от родственников умерших за задержку вскрытия трупов, у сотрудников правоохранительных органов на задержку выполнение соответствующей работы. В Амурской районной больнице судебным медиком и патологоанатомом регулярно проводятся клинико - анатомические конференции, у секционного стола проводится разбор с лечащими врачами сложных случаев. В гистологической лаборатории обеих отделений не возникает проблем при уходе в отпуск работников, или при их болезни, это же касается и деятельности младшего медицинского персонала.
Администрация районной больницы понимая сложившееся положение осуществляет действенную помощь судебному медику, понимая, часто его работа также является своего рода помощью данному лечебному учреждению. Руководство краевого бюро СМЭ так же заинтересованно в продолжении соответствующего стереотипа работы. Официальное объединение судебно-медицинской и патологоанатомической службы района на совместном этапе нам не кажется оправданным, так как передача патологоанатомической службы района в ведение краевого бюро СМЭ по примеру работы Новосибирского областного бюро СМЭ, создаст дополнительные трудности в финансировании объединенного отделения, и уничтожит рабочий и человеческий контакт между сотрудниками объединенного отделения и администрацией лечебного учреждения на базе которого оно находится.
Наработки в данной области могут оказаться полезными в деятельности патологоанатомических и судебно-медицинских отделений на территории Хабаровского каря и других регионов с подобным географическим положением.
похожие статьи
Судебная экспертиза как инструмент криминалистического прогнозирования / Ковалев А.В., Владимиров В.Ю., Савчук С.А., Романенко Г.Х. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 4-7.