Структурные изменения в гипофизе при геморрагической лихорадке с почечным синдромом
/ Евсеев А.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2003 — №6. — С. 125-128.
Кафедра патологической анатомии с секционным курсом ДВГМУ (зав. каф. — доц. Ладнюк П.Б.)
Структурные изменения в гипофизе при геморрагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС) характеризуются поражением мелких сосудов, некротическими и дистрофическими изменениями в аденоцитах. которые могут существенно влиять на течение и прогноз. Однако недостаточно изучена морфология гипофиза на различных структурных уровнях в динамике при данном заболевании.
Изучены морфологические, морфометрические и ультраструктурные особенности гипофизов у 24 погибших в различные периоды ГЛПС в возрасте от 19 до 32 лет. Помимо обзорной микроскопии проводили гистохимическое исследование гипофиза, в 8 случаях использовалось электронно-микроскопическое исследование. Группой контроля явились гипофизы погибших от черепно-мозговой травмы в возрасте от 18 до 21 года.
В период до 10 суток от начала заболевания масса и объем гипофизов достоверно были увеличены по сравнению с группой контроля (Р<0,05). При гистологическом исследовании отмечались отек и кровоизлияния, очаговые некрозы, полнокровие синусоидов, сохранность трабекулярного строения аденогипофиза, увеличение количества коллоида, вакуолизация клеток. Размеры ядер всех видов клеток были увеличены по сравнению с группой контроля (Р<0,05). Интенсивность гистохимических реакций в цитоплазме клеток на РНК, белки и гликозоаминогликаны (ГАГ) несколько возросла по сравнению с контролем. В сосудах выявлялись PAS+ включения. В промежуточной зоне встречались кисты, содержащие PAS+положительный коллоид, отек стромы, кровоизлияния. В нейрогипофизе — отек, полнокровие сосудов. Отмечено утолщение капсулы за счет отека и кровоизлияний.
Ультраструктурный анализ аденогипофиза также выявил повреждение ядер аденоцитов в виде конденсации хроматина, иногда в виде пикноза, вакуолизации, расширения перинуклеарного пространства, одновременно обнаружен зернисто-глыбчатый распад и коагуляционный некроз цитоплазмы. В цитоплазме аденоцитов отмечены электронно-плотные гранулы неправильной формы, покрытые мембраной. Часть гранул с признаками дегенерации. В митохондриях — укороченные кристы, иногда в виде пузырьков, уплотнение матрикса. Цистерны эндоплазматической сети расширены; определялись вторичные лизосомы, аутофагосомы. гранулы липофусцина, миелиноподобные структуры. Эндотелиальные клетки кровеносных сосудов набухшие с признаками виллезной трансформации, деструкцией митохондрий, скоплением миелиноподобных структур: в просветах сосудов деформированные эритроциты.
Эти морфологические изменения свидетельствуют об усилении функций сохранившейся части клеток гипофиза в этот период болезни, что отражает ответную реакцию организма на повреждение вирусом Хантаан в стадии мобилизации по типу общего адаптационного синдрома.
В период от 10 до 20 суток масса и объемы гипофизов достоверно превышали группу контроля (Р<0.05). Гистологически сохранялись отек, кровоизлияния в капсуле, гиперемия синусоидов, дискомплексация трабекулярного строения аденогипофиза, вакуолизация клеток, увеличение количества внутриклеточного и внеклеточного коллоида, некрозы клеток и отдельных трабекул. Размеры ядер аденоцитов превышали контрольные показатели (Р<0,05). Отмечалось некоторое снижение количества РНК, белков и ГАГ в цитоплазме клеток. На границе с промежуточной зоной выявлялись участки коллоидного отека стромы и паренхимы. В задней доле гипофиза морфологические изменения оставались менее выраженными. У 1 больного на границе передней и промежуточной зон на фоне очаговых некрозов отмечено формирование кист различных размеров с вакуолизированным базофильным коллоидом. Кроме того у части погибших выявлялись участки склероза, гемосидероза, очагового дистрофического обызвествления.
Электронно-микроскопическое исследование аденогипофиза обнаружило значительное повреждение ядер аденоцитов в виде пикноза, вакуолизации, коагуляционного некроза цитоплазмы. В цитоплазме аденоцитов отмечено некоторое уменьшение электронно-плотных гранул неправильной формы различных размеров. В секреторных гранулах отмечены признаками дегенерации и разрушения, иногда содержимое их выявлялось в просвете мелких сосудов. В митохондриях найдены набухшие и укороченные кристы, уплотнения матрикса, нередко участков просветления. Цистерны эндоплазматической сети расширены, встречаются вторичные лизосомы, аутофагосомы, гранулы липофусцина, миелиноподобные структуры. Эндотелиальные клетки кровеносных сосудов набухшие с расширением гранулярного ЭПР, деструкцией митохондрий, в просветах сосудов обломки деформированных эритроцитов. В строме отмечено увеличение коллагеновых волокон. В данный период болезни сохраняются признаки секреторной деятельности гипофиза.
В более поздние сроки, свыше 20 дней от начала болезни, масса и объемы гипофизов достоверно оставались увеличенными по сравнению с группой контроля (Р<0,05). При гистологическом исследовании также выявлялись очаговые кровоизлияния, очаговые и субтотальные некрозы, полнокровие синусоидов, дискомплексация трабекулярного строения аденогипофиза, увеличение коллоида, формирование псевдофолликулов, образование крупноячеистых криброзных структур. Размеры ядер всех видов клеток сохранялись увеличенными по сравнению с группой контроля (Р<0,05). Цитоплазма всех клеток в целом слабее воспринимала гистохимические реакции на рибонуклеотиды, белки и ГАГ (Р<0.05). У 2 больных на границе передней и промежуточной долей на фоне некрозов также обнаружены кисты различных размеров, что, по-видимому, как нам представляется, является кистозно-коллоидной дегенерацией гипофиза при ГЛПС. По периферии кистозных образований — участки очагового склероза, дистрофического обызвествления.
Электронно-микроскопическое исследование этого периода в аденогипофизе также выявило повреждения ядер аденоцитов в виде кариопикноза, маргинации хроматина, коагуляционного некроза цитоплазмы. В цитоплазме аденоцитов отмечено некоторое уменьшение электронно-плотных гранул неправильной формы различных размеров. Кристы в митохондриях — набухшие и укороченные, матрикс местами просветлен. Цистерны эндоплазматической сети расширены, встречаются вторичные лизосомы, аутофагосомы, гранулы липофусцина, резидуальные тельца, миелиноподобные фигуры, крупные капли липидов. Сохранялись признаки повреждения эндотелиальных клеток кровеносных сосудов в виде набухания, виллезной трансформации с расширением гранулярного ЭПР, деструкции митохондрий. В строме отмечено увеличение коллагеновых волокон. Для этого периода болезни характерно истощение функции гипофиза при ГЛПС.
Морфологические изменения гипофиза при ГЛПС в острый период заболевания характеризуются сосудистыми нарушениями и альтерацией аденоцитов с одновременной компенсаторной гиперплазией ультраструктур сохранившихся клеток паренхимы аденогипофиза. Эти изменения преобладают в сроки 1—20 дней от начата заболевания. После 20 дней отмечаются признаки неполной регенерации на различных структурных уровнях: в первую очередь — склеротические процессы и кистозно-атрофические изменения паренхимы, которые в сочетании с электронно-микроскопическими изменениями являются морфологическим с5'бстратом фазы истощения функции гипофиза.
похожие статьи
О возможности возникновения гематом в надпочечниках при геморрагической лихорадке с почечным синдромом / Евсеев А.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2009. — №10. — С. 109-113.