Гистоморфологическая характеристика колотых ран, нанесенных цилиндрическими предметами с затупленным концом
/ Козлов С.Н. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 112-113.
(Куйбышев)
Разнообразные по конструкции колющие предметы широко распространены на производстве и в быту. Причиненные ими повреждения нередко бывают объектами не только хирургической практики, но и судебно-медицинской экспертизы. Диагностика некоторых из них затруднительна из-за отсутствия описания морфологических признаков этих ран.
В связи с этим мы изучили гистоморфологические характеристики ран, нанесенных в грудь, живот и бедро трупов людей предметами цилиндрической формы диаметром поперечного сечения от 0,2 см до 1 см с плоско и неровно срезанным концом (такими геометрическими формами обладают, в частности, электроды для электросварки, куски арматурной проволоки и т. п.), а также инъекционными иглами.
Часть вырезанных кусочков кожи с ранами подвергалась макро- и стереоскопическому исследованию тотчас после нанесения повреждений и после 3—5-дневного хранения в морозильной камере бытового холодильника, другая — фиксировалась в нейтральном формалине. Затем препараты окрашивались гематоксилином и эозином, а также на коллагеновые и эластические волокна.
В результате исследования установлено, что все раны имеют подковообразную, реже — серповидную форму, то есть приближаются к незамкнутому кругу. Таким образом, у ран имеется один вогнутый, другой выпуклый край. Последний окаймляет кожный лоскут округлой или овальной формы, сформированный пробивным действием конца предмета. Края ран неровные, осадненные и соединены по концам соединительнотканными перемычками. Вышеуказанный кожный лоскут, образовавшийся в центре раны, размозжен и свернут в завиток, быстро подвергающийся высыханию. В том участке кожного покрова, где концы раны не смыкаются, при нанесении повреждений предметами диаметром больше 0,3 см возникал дуговидный надрыв эпидермиса. Последний вместе с раной составлял окружность с диаметром, равным диаметру кончика орудия травмы. Непосредственно в зоне всех ран отмечено размозжение, а вокруг них сгущение эластических и коллагеновых волокон.
Выраженность вышеуказанных признаков в качественном и количественном отношении была прямо пропорциональна величине площади поперечного сечения, а также зависела от рельефа концевой площадки орудия травмы. Таким образом, изученные нами раны по их морфологическому строению относятся к колото-ушибленным, а предметы их причинившие — к тупоколющим.
От воздействия инъекционных игл возникали подобные повреждения, которые при подсыхании создавали вид округлых или овальных ран с западающей поверхностью. Однако размозжения форменных элементов кожи не отмечено. При введении игл диаметром около 0,3—0,4 см в ряде наблюдений выявлены надрезы коллагеновых и эластических волокон, что свидетельствует о колюще-режущем действии инъекционных игл.
Полученные данные имеют определенное значение в судебно-медицинской практике, а также могут быть полезными врачам при описании указанных повреждений, диагностике и в выборе тактики во время первичной хирургической обработки.
похожие статьи
О дифференцировании колотых и огнестрельных повреждений головы / Петросян Н.Г. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 22-24.