Активность альфа-глицерофосфатдегидрогеназы кожи в динамике посттравматического периода

/ Пашинян Г.А., Маршани З.М. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 252-254.

Пашинян Г.А., Маршани З.М. Активность альфа-глицерофосфатдегидрогеназы кожи в динамике посттравматического периода

(Москва)

ссылка на эту страницу

Для выяснения возможности диагностики давности причинения механической травмы нами исследована топография и активность митохондриальной альфа-глицерофосфатдегидрогеназы (к. ф. 1.1.2.1. — ГФДГ) в коже экспериментальных животных— самок крыс массой 200—250 г и трупов лиц, погибших от закрытой черепно-мозговой травмы при наличии ссадин, ушибленных ран и переломов нижних конечностей в сроки 0, 0,5, 6, 12 и 24 часов посттравматического периода. Во всех случаях давность наступления смерти — 24 ч.

Выбор ГФДГ был обусловлен следующими соображениями. Этот фермент характеризует активность глицерофосфатного шунта в клетках и может рассматриваться в качестве индикатора активности процессов митохондриально-цитоплазматического обмена.

Топографию и активность ГФДГ определяли методом Р.П. Нарциссова (1969, 1970). Полученные цифровые данные обрабатывали общепринятыми методами вариационной статистики.

Результаты исследований показали, что в коже экспериментальных животных сразу после причинения механической травмы (0 часов посттравматического периода) единичные гранулы формазана обнаруживаются в клетках базального слоя и шиповатых клетках эпидермиса. Формазан практически отсутствует в клетках эпителиальных волосяных влагалищ. В клетках сальных желез содержатся разноразмерные, полиморфные, отличающиеся по плотности, гранулы формазана. Наибольшее количество гранул выявляется в клетках дермы.

При давности посттравматического периода в 30 минут содержание гранул формазана во всех структурах кожи (эпидермис, влагалища волос, сальные железы, клетки дермы) увеличивается.

При травме с давностью 6 часов в топографической картине распределения гранул формазана, образовавшихся в ходе реакции на ГФДГ, никаких изменений, по сравнению с предыдущим сроком, не происходит.

Через 12 часов после причинения травмы эпидермис практически лишен данного фермента. Единичные гранулы формазана обнаруживаются лишь в клетках сальных желез.

Небольшое количество гранул формазана выявляется в соединительно-тканных клетках дермы.

При травме с давностью 24 часа в клетках эпидермиса, особенно в слое шиповатых клеток, увеличивается содержание гранул формазана. Единичные гранулы отмечаются в клетках сальных желез. В клетках дермы формазан отсутствует.

Количественные показатели, характеризующие активность ГФДГ в коже экспериментальных животных и трупов людей в динамике посттравматического периода представлены в таблице №1.

Таблица 1

Динамика активности ГФДГ в коже в посттравматическом периоде (в мкм формазана на 1 мг белка среза в 1 мин.)

Время после травмы (в час.)

0

0,5

6

12

24

В коже экспериментальных животных

27±1,01

38±1,02

37±1,02

18±0,99

31±1,01

В коже из трупов людей

32±1,02

38±1,01

35±1,02

26±0,98

22±1,02

Как видно из таблицы, активность фермента в коже экспериментальных животных увеличивается через 30 минут после причинения травмы и находится на высоком уровне в течение 6 часов посттравматического периода. Через 12 часов после причинения травмы отмечается резкое снижение активности ГФДГ, а через 24 часа фермент вновь резко активизируется.

При исследовании кожи из трупов людей, погибших сразу после причинения механической травмы (0 часов посттравматического периода) в клетках базального слоя эпидермиса выявляется достаточное количество крупных гранул формазана, заполняющих всю цитоплазму. Содержание формазана в слое шиповатых клеток меньше. Гранулы в этих клетках локализуются, в основном, вокруг ядер. Довольно много формазана обнаруживается в клетках наружных эпителиальных волосяных влагалищ. В клетках сальных желез выявляются единичные, но довольно крупные гранулы формазана, лежащие в цитоплазме без видимой закономерности. В соединительнотканных клетках кориума видны единичные гранулы продукта реакции.

Топография формазана в коже при длительности посттравматического периода в 30 минут не отличается от вышеописанного. Однако гранулы формазана в эпидермисе и, особенно, в слое шиповатых клеток увеличиваются в размерах и количестве.

При травме с давностью 6 часов в эпидермисе кожи из трупов людей наибольшее количество гранул формазана обнаруживается в клетках базального слоя и прилежащих к этому слою шиповатых клеток. Клетки дермы формазана не содержат.

При длительности посттравматического периода в 12 часов единичные гранулы формазана обнаруживаются во всех слоях эпидермиса и в соединительнотканных клетках кориума.

Точно такая же локализация формазана отмечается в тех случаях, когда смерть наступает через 24 часа после причинения механической травмы.

Данные количественного гистохимического исследования активности ГФДГ в коже из трупов людей в целом свидетельствуют о том, что при длительности посттравматического периода в 30 минут отмечается повышение активности фермента. Высокая активность ГФДГ сохраняется и через 6 часов после причинения механической травмы. В дальнейшем отмечается снижение активности фермента в сроки 12 и 24 часа посттравматического периода.

Сопоставляя данные топографического и количественного гистохимического исследования, можно констатировать, что показатель активности ГФДГ в коже из трупов людей обусловлен активностью данного фермента в эпидермисе и, в частности, в слое шиповатых клеток.