Состояние активности окислительных ферментов при острой смертельной кровопотере

/ Смирнов В.В. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 274-276.

Смирнов В.В. Состояние активности окислительных ферментов при острой смертельной кровопотере

(Ярославль)

ссылка на эту страницу

Острая кровопотеря приводит к нарушению всех видов обмена веществ в организме, особенно углеводно-фосфатного, а также патоморфологическим сдвигам во всех внутренних органах. Эти изменения, наблюдаемые в тканях, определяются снижением скорости тканевого дыхания, накоплением недоокисленных метаболитов и увеличением редокс-систем клетки. Этот патохимический комплекс вместе с недостаточностью макроэргов и нарушением механизмов активного транспорта вызывает в клетках необратимые изменения, которые наиболее быстро развиваются в тканях мозга, печени, почек, сердца (Е.М. Хватова, Н.В. Мартынов, 1977).

Познание роли регуляторных механизмов в изменении окислительного обмена при острой кровопотере может способствовать правильному пониманию генеза, развивающейся при этом циркуляторной гипоксии и танатогенеза.

В эксперименте на животных было изучено состояние окислительных ферментов цитохромоксидазы (ЦХО), лактатдегидрогеназы (ЛДГ), глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФДГ), р-оксибутиратдегидрогеназы (р-ОБДГ), сукцинатдегидрогеназы (СДГ), изоцитратдегидрогеназы (ИДГ), НАДН- и НАДФН-диафораз в сердце, печени, почках, скелетной мышце и головном мозге. Острую кровопотерю воспроизводили полным односторонним пересечением общей сонной артерии белых крыс. Ферменты изучали гистохимически с количественной оценкой их активности на модифицированном сканирующем интегрирующем цифровом микроспектрофотометре (Г.Г. Автандилов, Л.А. Квартальное, 1982).

Установлено, что при острой кровопотере изменяется активность практически всех изученных ферментов. Характер изменений активности ферментов по органам был различным. Так, в мышце сердца содержание НАДН- и НАДФН-диафораз увеличивалось соответственно на 118% и 123%, активность ЦХО повышалась на 63,8%, СДГ на 26,1%, ИДГ на 96%; напротив, активность ЛДГ снижалась на 53,2%, р-ОБДГ на 31,3%, Г-6-ФДГ на 11,7%. Таким образом, наиболее интенсивным изменениям в мышце сердца подвержены активность ИДГ и содержание НАДН-НАДФН-диафораз.

В печени повышалась активность всех ферментов, кроме СДГ и ЛДГ. Активность СДГ снижалась на 73%, причем наиболее выражено в средней части долек, активность ЛДГ не изменялась. Активность ЦХО, Г-6-ФДГ, р-ОБДГ, ИДГ в печени повышалась соответственно на 45%, 137%, 17%, 50,6%. Увеличилось содержание НАДН- и НАДФН-диафораз на 25,9% и 11,9%. Необходимо отметить, что наиболее существенное увеличение содержания диафораз выявлено по периферии долек печени. В скелетных мышцах повышалась активность ЦХО на 45%, СДГ —33%, Г-6-ФДГ —41,4%, ОБДГ—10,8%. Увеличилось содержание НАДН-диафоразы на 72%, НАДФН — на 34%. Активность ЛДГ и ИДГ в мышцах не изменилась. Было обнаружено, что большие сдвиги активности энзимов отмечались в волокнах скелетных мышц с меньшим диаметром.

В почках активность ферментов изучалась раздельно в ее корковом (клубочках, проксимальном и дистальном отделах канальцев) и мозговом (петле Генле) слоях. Установлено, что однонаправленные изменения активности ферментов происходят в обоих слоях. Так, снижение активности ЛДГ в. корковом слое составило 31,3%, в мозговом — 37,7%. Активность СДГ в корковом слое снижалась на 19,8%, в мозговом—18%; повышение активности Г-6-ФДГ в корковом слое составило 136,8%, в мозговом—136,1%, р-ОБДГ в корковом слое — 244,3%, в мозговом—135,3%; ЛДГ соответственно 123,5% и 149,4%. Содержание НАДН- и НАДФН-диафораз увеличивалась в сред-нем в корковом слое на 18%, в мозговом — на 10%.

Таким образом, в обоих слоях почки происходили значительные сдвиги в активности ферментов Г-6-ФДГ, р-ОБДГ и ИДГ.

В головном мозге раздельно изучалась активность энзимов в нейронах и клетках глии всех слоев. Отмечены наиболее существенные изменения активности ферментов Г-6-ФДГ, ОБДГ, СДГ и ИДГ, причем изменение активности этих ферментов было синхронным как в нейронах, так и глие. Активность СДГ и ИДГ повышалась в нейронах соответственно на 49,9% и 55,4%, а в глие — 68,4% и 101,9%. Активность р-ОБДГ снижалась в нейронах на 31,9%, в глие — 43,9%. Активность ЛДГ как в нейронах, так и в глие изменялась незначительно. Содержание НАДН-диафоразы в нейронах первого, третьего, четвертого и пятого слоев увеличивалось на 23,2%, в клетках глии — на 35,3%. Содержание НАДФН-диафоразы увеличилось в нейронах первого, пятого и шестого слоев — на 9,8%, а в нейронах второго, третьего и четвертого слоев — снижалось на 32%; в клетках глии второго, четвертого и шестого слоев также снижалось на 21,5%. Наиболее значительные изменения активности ферментов отмечались в нейронах второго, третьего и четвертого слоев. Данные, полученные в эксперименте, проверены и подтверждены на судебно-медицинском экспертном материале.

Таким образом, исследования показали, что острая смертельная кровопотеря вызывает глубокие биохимические сдвиги во внутренних органах, приводящие к срыву защитно-приспособительных механизмов. Наиболее чувствительными к развивающейся гипоксии являются головной мозг, мышца сердца, почки и печень, наименее — скелетная мышца. Полученные результаты расширяют существующее представление о танатогенезе при острой кровопотере, показывают целесообразность использования в судебно-медицинской практике для ее диагностики предлагаемого нами спектра, ферментов.

похожие статьи

Особенности изменения массы легких при острой кровопотере и тампонаде перикарда / Иванов И.Н., Давыдова Н.Г. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. .

больше материалов в каталогах

Кровотечение, кровопотеря, геморрагический шок