Виды воздействий, применяемые к задержанным сотрудниками правоохранительных органов, и сложность их диагностики

/ Пономарев А.П., Чередниченко А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2014 — №14. — С. 85-91.

Пономарев А.П., Чередниченко А.А. Виды воздействий, применяемые к задержанным сотрудниками правоохранительных органов, и сложность их диагностики

КГБУЗ «Бюро СМЭ» МЗ ХК (нач. – к.м.н. А.В. Нестеров), г. Хабаровск

ссылка на эту страницу

«ЦК ВКП(б) стало известно, что секретари обкомов – крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным как нечто преступное, и разъясняет, что его применение в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП(б). Правда, впоследствии на практике метод физического воздействия был загажен мерзавцами, ибо они превратили его из исключения в правило…» (Шифротелеграмма И.В. Сталина секретарям обкомов, крайкомов и руководству НКВД–УНКВД о применении мер физического воздействия в отношении «врагов народа», 10.01.1939)

Актуальность вопроса, на наш взгляд, заключается в следующем.

Если применение физической силы при задержании может быть как правомерным, так и необоснованным (при отсутствии сопротивления, угрозы сотрудникам полиции и третьим лицам со стороны задержанных и др.), то применение физических воздействий во время допросов – всегда преступление со стороны сотрудников полиции.

В любом Бюро практически ежедневно эксперты обследуют граждан или исследуют медицинские документы с целью установить наличие повреждений и определить вред здоровью в результате действий сотрудников полиции.

Повреждения образуются и выявляются не во всех случаях обращений, что связанно с определенным опытом полицейских при применении силы.

Не каждый эксперт готов объективно и беспристрастно решать такие вопросы, так как в повседневной практике эксперты сталкиваются с теми сотрудниками, на которых заявляют обратившиеся граждане, и не хотят «портить отношения» с ними.

Нами были выделены следующие виды повреждающих воздействий:

1. От специальных средств:

  • 1.1. Наручники.
  • 1.2. Резиновые и специальные палки.
  • 1.3.Электроразрядные (электрошоковые) устройства.
  • 1.4. Газы-лакриматоры CN, CS («Сирень», «Черемуха» и др.).
  • 1.5. Табельное оружие в качестве тупых твердых предметов (ПМ, АКСУ и др.).

2. От других внешних воздействий:

  • 2.1. Действия, направленные на ограничение поступления воздуха в легкие с целью развития гипоксии и гипоксемии (надевание пакетов и противогазов на голову, погружение головы в воду и т.п.).
  • 2.2. Использование электрического тока: применение кустарно изготовленных ЭРУ с питанием от генерирующих устройств (ТАИ 43 и др.), портативных источников питания и от электросети.
  • 2.3. Действие низких и высоких температур (помещение в соответствующие условия с целью развития гипо- и гипертермии).
  • 2.4. Позиционное фиксирование – «ласточка» с использованием различных предметов (тарные ящики и др.), подвешивание вниз головой, «дыба», пристегивание наручниками к предметам на уровне пола, на уровне груди, на уровне головы, выше головы.
  • 2.5. Введение в задний проход различных предметов и раздражающих веществ.
  • 2.6. Применение полужестких предметов – удары книгами, валенками, пластиковыми бутылками, наполненными жидкостью, рулонами бумаги, боксерскими перчатками; удары через прокладки по голове (меховые шапки).
  • 2.7. Причинение повреждений «обычным способом» – нанесение ударов руками, ногами и тупыми твердыми предметами.

3. Лишение естественных потребностей (воды, пищи, сна).

4. Действия, направленные на подавление волевых качеств личности («макание» в нечистоты, испражнения, действия сексуального характера, угрозы и др.).

Во время задержания, конвоирования, с целью пресечения преступлений и правонарушений сотрудники полиции имеют и применяют специальные средства. Под современными специальными средствами следует понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебных животных, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека, или какие-либо материальные объекты.

Наручники (БКС-1 «Нежность-1», БКС-1 «Прикол», БКС-1 «Букет», БОС – «Нежность-2»). Повреждения от браслетов можно разделить на только наружные и осложненные неврологической симптоматикой. Наружные повреждения представлены линейными циркулярными, двойными, иногда множественными параллельными ссадинами. В случае если ссадины двойные, расстояние между ними соответствует расстоянию между половинками браслетов (0,7–0,8 см). Отмечают отек мягких тканей дистальнее места сдавления, кровоизлияния, кровоподтеки и гиперемию. К повреждениям, осложненным неврологической симптоматикой, можно отнести нейропатии лучевого, локтевого и срединного нервов. При компрессии локтевого нерва на уровне лучезапястного сустава могут наблюдаться следующие симптомы: жгучие боли и парестезии в мизинце и локтевой половине безымянного пальца, затруднение приведения и разведения пальцев, трудности при щипковых движениях. Компрессия лучевого нерва на уровне запястья может вызывать следующую клиническую картину: онемение на тыле кисти и I–III пальцев; иногда жгучая боль на тыльной стороне пальцев; положительный «симптом поколачивания» по ходу лучевого нерва на уровне шиловидного отростка лучевой кости. Сдавление срединного нерва на уровне запястья проявляется болью и парестезией в зоне иннервации ветвей срединного нерва на кисти – преимущественно на ладонной поверхности I–II–III пальцев, в области тенара; боль и парестезии особенно выражены, если рука находится в горизонтальном положении или поднята. В случаях сильного затягивания браслетов вместо ссадин могут образовываться поверхностные раны, а неврологические расстройства сочетаться с сосудистыми (вплоть до развития краш-синдрома). Иногда с целью причинения страданий браслеты наручников надевают через разного рода прокладки (листы бумаги, ветошь и т.д.). В таких случаях наружные повреждения не образуются или выражены незначительно.

На вооружении у большинства подразделений МВД стоят резиновые палки ПР 73 и ПР 90. Повреждения от действия ПР имеют ряд особенностей, в отличие от других тупых твердых предметов с удлиненной контактной поверхностью:

  • крайне редко образуются раны (даже при сильных ударах в области с близко подлежащей костью);
  • кровоподтеки имеют полосовидную форму (при нанесении ударов всей «рабочей» частью) и за счет цилиндрического сечения палки «зону просветления» в центре полосовидного кровоподтека (за счет выдавливания крови от центра к периферии повреждения);
  • при нанесении ударов в выпуклую область кровоподтек «огибает» ее и переходит на смежную;
  • ширина кровоподтеков всегда больше толщины палки (зависит от индивидуальных особенностей кожи).

При ударах концом палки характерных повреждений не образуется, кровоподтеки имеют неправильно округлую, неправильно овальную форму и другие, также могут иметь любые размеры (связано с особенностями травмируемой области и объемом излившейся в ткани крови). В настоящее время разработана методика, которая включает в себя изучение морфологических особенностей повреждений, стереомикроскопию, спектральные исследования и позволяет сделать экспертный вывод о возможности причинения повреждений предметом с резиновой следообразующей поверхностью, а в ряде случаев конкретизировать этот предмет (Судебно-медицинское исследование повреждений и следов, причиненных предметами с резиновой следообразующей поверхностью / С. Ю. Сашко, М. И. Круть, В. Д. Исаков, Т. В. Лебедева, А. В. Дробленков, Г. П. Лаврентюк. – М.: ФГБУ «РЦСМЭ», 2012). О возможности причинения повреждений палкой резиновой (изделие «ПР73», «ПР90») свидетельствуют следы-наложения полосовидной формы размерами от 34 × 10 мм до 85 × 9 мм и обнаружение в области следа повышенного содержания металлов железа, цинка, никеля и кальция при рентгенофлуоресцентном анализе.

Электрошоковые устройства – относительно новый вид специальных средств, принятый в 1999 г. на вооружение органов внутренних дел. В наст оящее время сотрудниками МВД РФ применяются ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300. Все разрядные устройства снабжены как минимум одной парой электродов, которые у каждой модели имеют свою форму концов (коническую, круглую, овальную или штырьковую), строго определенные размеры и расстояние между ними. Во время применения устройства разряд действует термически и электролитически, вызывая электроожоги по типу электрометок. Кроме этого могут образовываться механические повреждения от действия самих электродов. Диагностика сводится к обнаружению на коже и одежде повреждений, отображающих форму, размеры и расстояние между электродами у примененной модели электроразрядного устройства, обнаружение металла при контактно-диффузионном исследовании, а также микроскопических признаков электролитического действия тока – фигуры частокола и спонгиозные пустоты в эпидермисе, «четки» на волокнах одежды.

Весьма широк спектр находящихся в распоряжении подразделений МВД специальных средств, содержащих слезоточивые вещества, в виде аэрозольных упаковок (баллончиков), ручных гранат, контейнеров в патронах. Применяют два вида газов-лакриматоров: хлорацетофенон (СN, «Черемуха») и О-хлорбензальмолонодинитрил (CS, «Сирень). Для воздействия на человека характерны следующие симптомы: слезотечение и резкая боль в глазах, ожог, помутнение роговицы и ослабление зрения (при попадании растворов в глаза); пощипывание в носу, легкое жжение в горле, при высоких концентрациях – выделения из носа, боли в горле, возможны затрудненное дыхание, кашель; раздражающее действие на кожу, напоминающее ожог с образованием волдырей. Выраженность зависит от дозы, времени экспозиции и индивидуальной чувствительности. Эффект снижается при отрицательных температурах воздуха и у лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Осматривая пострадавших, следует обратить внимание на выделения из носа, слезотечение, гиперсаливацию (в остром периоде), инъекцию и полнокровие сосудов оболочек глазных яблок, кожную гиперемию в месте контакта, а также характерный химический запах от одежды, кожи и волос. Необходимо направлять обратившихся на консультацию к профильным специалистам – офтальмологу, оториноларингологу, дерматологу. Следует отметить, что методики забора материала (смывы, мазки и т.д.) с целью определения указанных веществ в химических отделениях Бюро не разработаны.

На вооружении подразделений МВД (за исключением специальных) стоят пистолет Макарова (ПМ) и автомат Калашникова складной укороченный (АКСУ 74). При использовании указанного оружия в качестве тупых твердых предметов удары чаще всего наносят торцевой частью рукоятки пистолета, затыльником приклада автомата и задней частью его ствольной коробки, кроме этого, с целью причинения боли используют надавливание дульным срезом оружия на некоторые области тела. Торцевая часть рукоятки пистолета представлена защелкой магазина и самим магазином, приклад автомата рамочный, затыльник приклада имеет рельефные выступающие параллельные полоски, задняя часть ствольной коробки имеет характерное углубление защелки приклада. Все описанные части оружия имеют уникальный характерный внешний вид и размеры, от ударов ими остаются штампованные повреждения (чаще кровоподтеки), отображающие форму и размеры контактировавших с телом частей. То же самое применимо и к дульным срезам оружия. Таким образом, в случаях, если такие повреждения имеются, диагностика их экспертом, имеющим представление о параметрах описанного оружия, не вызывает затруднений.

Действия, направленные на ограничение поступления воздуха в легкие. Вызывание состояния гипоксии при надевании на голову полиэтиленовых пакетов, заклеивании отверстий рта и носа скотч-лентой, надевании противогаза с перекрыванием шланга и закупоркой отверстий для поступления воздуха, погружении головы в воду, по сути, являются обтурационной механической асфиксией, не доведенной до терминальной стадии. В связи с этим можно наблюдать единичные экхимозы и мелкоточечные кровоизлияния в коже лица, переходной кайме губ, белочной оболочке глаз; могут отмечаться акты непроизвольной дефекации и мочеиспускания. Лабораторная диагностика сводится к установлению «закисления» крови, гиперкапнии. В этих случаях наблюдается гиповентиляция легких, увеличение СО2 в артериальной крови, содержание НСО3 возрастает, увеличивается выведение с мочой свободных и связанных в форме аммонийных солей кислот. При дыхательном ацидозе, как правило, происходит задержание Nа+, что приводит к задержке воды, развитию отеков, в том числе и в легочной ткани, что, в свою очередь, усиливает дыхательный ацидоз.

Использование электрического тока. В отличие от электрошоковых устройств, кустарно изготовленные устройства для воздействия электрическим током конструируют и применяют таким образом, что никаких характерных признаков выявить не удается. Применяют токи относительно высокой частоты и небольшой силы. Электроды подключают к хорошо иннервируемым областям. Например, один электрод вводят в прямую кишку, второй – к половым органам, или оба подключают к коже головы. Часто для более плотного контакта используют разные (как правило, тканевые) прокладки, смоченные растворами электролитов или водой. Это сопровождается интенсивными болевыми ощущениями, судорогами, расстройствами или потерей сознания, нарушениями психики. У лиц, подвергшихся воздействию электрического тока, можно выявить следующие симптомы: заторможенность, вялость, сонливость, бледность кожи, цианоз, в случае потери сознания – ретроградная амнезия.

Действие низких и высоких температур. Климатические условия также могут использоваться в качестве факторов воздействия. Так, например, зимой, с целью подвергнуть действию холода, сотрудники полиции могут оста влять задержанных в неотапливаемых помещениях, автомобилях, на улице, лишив возможности передвигаться (применяя наручники или связывая). Летом оставляют на улице, в невентилируемых помещениях, сооружениях (металлические контейнеры, гаражи), автомобилях. С этой же целью могут использовать парные бань, саун и другие помещения с высокой температурой. Холод и жара по-своему действуют на организм, помимо дискомфорта вызывая ряд специфических нарушений. При перегревании развиваются признаки обезвоживания: снижение диуреза, накопление в крови К+, азота, снижение артериального давления. При переохлаждении – повышение диуреза («холодовой диурез»), повышение гемоглобина, лейкоцитоз при лабораторном исследовании, повышение артериального давления, учащение сердечных сокращений, появление зубца Осборна на ЭКГ, удлинение интервалов P-R и Q-T, комплекса QRS.

Позиционное фиксирование. К данным методам воздействия относятся: подвешивание тела вниз головой (за одну или обе ноги), с заведенными за спину и связанными или сцепленными наручниками руками (по типу «дыбы»); фиксирование в положении максимального разгибания позвоночника в различных вариантах («ласточка») – подвешивание в горизонтальном положении за верхние и нижние конечности, сведенные вместе; фиксирование в таком положении лежа на полу с использованием предметов в качестве прокладок между спиной и конечностями. В случае длительного пребывания в таком положении при помощи специальных методов (СКТ, УЗИ) можно выявить кровоизлияния в мышцы и связки позвоночника, иногда повреждения межпозвонковых дисков.

Введение в задний проход различных предметов и раздражающих веществ. В задний проход могут вводиться нагревательные приборы (бутылки, паяльник, электрощипцы для завивки волос и др.), тупые твердые предметы, а также раздражающие вещества (кислоты, настойки и др.). В каждом конкретном случае необходимо проведение ректороманоскопии с целью выявления разрывов, ссадин, ожогов. Кроме того, для мужчин такие методы воздействия являются унизительными, вызывают стресс и подавляют волю.

Применение полужестких предметов, удары через прокладки. При нанесении ударов по голове полужесткими предметами либо тупыми твердыми через мягкие прокладки повреждений-индикаторов, или меток, в виде кровоподтеков, кровоизлияний и ссадин в большинстве случаев не образуется. Иногда можно установить наличие отека. Для диагностики таких воздействий следует применять ультразвуковое исследование мягких тканей головы, неврологическое обследование с целью установления симптоматики сотрясения головного мозга. Выявление характерных неврологических симптомов судебно-медицинским экспертом после проведения консультаций профильных специалистов (нейрохирург, невролог) позволяет установить наличие черепно-мозговой травмы и дать ей правильную судебно-медицинскую оценку. В случаях нанесения ударов по другим областям тела следует применять метод СКТ и ультразвуковое исследование с целью установления отека и наличия кровоизлияний в этих областях.

Лишение естественных потребностей (сна, пищи и воды) с целью причинения страданий известно давно, такие методы широко применялись во время репрессий 1937 года. Данные методы используются и по сей день, хотя количество таких случаев заметно снижается. Это связано с тем, что для применения этих методов необходима изоляция лица и его незаконное задержание, и в свете особого внимания к органам внутренних дел сотрудники полиции идут на такие меры неохотно, боясь ответственности. Однако в отдаленных отделах и пунктах полиции такие вещи не редкость. Возможность клинико-лабораторной диагностики при кратковременном лишении пищи и воды крайне низка. Может отмечаться снижение уровня сахара в периферической крови, признаки «сгущения» крови (повышение гематокрита, ЦП).

Кроме того, как реакция на любой из указанных видов воздействий могут развиться психические нарушения, из которых наиболее распространенная нозологическая форма – это реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Данные расстройства всегда возникают как прямое следствие острого тяжелого стресса или травмы, всегда характеризуются смешанной, меняющейся картиной («оглушение», снижение внимания, диссоциативный ступор, гиперактивность и т.д.), наличием вегетативных признаков тревоги (тахикардия, потливость, покраснение), может присутствовать частичная или полная ассоциативная амнезия. Обычно симптомы развиваются в течение нескольких минут и исчезают в течение 2–3 дней. В случае, если такое состояние развилось, экспертиза его должна быть комплексной с привлечением профильных специалистов (психиатр, психолог).

Заключение

Таким образом, установление применения воздействий, указанных в нашем докладе, невозможно без привлечения профильных специалистов и проведения специальных исследований (инструментальных, лабораторных). Исследование таких случаев должно проводиться экспертами, имеющими представление о возможных видах воздействий и тех повреждениях, которые следует искать в тех или иных случаях. Экспертное исследование и оценку таких случаев необходимо проводить всесторонне с максимально большим объемом исследования (как пострадавшего, так и обстоятельств – осмотреть место происшествия, примененные средства) с привлечением специалистов – консультантов смежных специальностей. Также необходимо внести этот раздел в программу циклов усовершенствования на кафедрах, производящих обучение судебной медицине.

похожие статьи

Актуальные проблемы судебно-медицинской экспертизы детской травмы / Ковалев А.В., Козлова Т.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2013. — №6. — С. 9-10.

больше материалов в каталогах

Механические воздействия