Исследование следов и татуированных символов на трупах неизвестных граждан в судебно-медицинской практике
/ Дубягин Ю.П, Дубягина О.П, Безъязычный А.И., Меликджанов А.Л. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.
(Москва)
В последние годы в судебно-медицинской и особенно специальной литературе проявился несомненный интерес к феномену нательной живописи3. Данное обстоятельство, с одной стороны позволило нам проанализировать отдельные важные межотраслевые исследования применительно данного вопроса, в частности, связанные с рекомендациями по восстановлению, сохранению и фиксации татуировок, как разновидности выявления особых примет на мумифицированных и разложившихся трупах с целью опознания личности4. С другой - обратить внимание на участие сведущих лиц из области судебной медицины в проведении диагностических и идентификационных экспертиз при наличии информации в виде татуировок у устанавливаемых лиц.
Так, вопросу выявления татуировки на гнилостноизмененных трупах посвящены работы, А.Н. Ратневского (1975), В.А. Брюханова (1975), А.П. Игнатенко, Г.Н. Бирюкова, Ф.К. Насипова, К.С. Достанбаева (1991) и других ученых5. Остановимся на рекомендациях, которые вытекают из исследований последней группы ученых:
- осуществление изъятия участка кожи, подозрительного на наличие татуировки, где каждый вырезанный лоскут кожи, маркируется с соблюдением правил документирования при осмотре места происшествия или освидетельствовании тела в морге его в отделения медицинской криминалистики. Где в соответствии лоскут кожи погружается в раствор: 10 мл ледяной уксусной кислоты, 10 мл пергидроля и 100 мл дистиллированной воды. Температура раствора не превышает 45°С. В течение трех-четырех суток изъятый кожный лоскут набухает, расправляется, приобретает серо-желтый цвет, от него часто отторгается эпидермис и на фоне собственно кожи четко выступает рисунок татуировки в мельчайших деталях. Затем лоскут кожи с татуировкой высушивается путем однократного контакта с фильтровальной бумагой. После чего осуществляется его описание и фотографирование. Исследованные лоскуты кожи, если не затребуются следователем, помещаются в архив отделения, а фотографии татуировок приобщаются к акту экспертизы (исследования), а также вклеиваются в заведенный опознавательный альбом на неизвестных лиц6. К этому мы лишь, что опознавательные альбомы татуировок неизвестных умерших, погибших или убитых это важный источник розыскной, регистрационно-учетной и следственной работы.
Учитывая, что изъятие лоскутов кожи на таких трупах представляет определенные трудности, названные ученые стали производить восстановление татуировок непосредственно на трупах. Для этого в подкожно-жировую клетчатку кожных покровов, подозрительных на следы татуировок, вводятся вышеуказанный раствор в достаточном количестве, а на кожу накладывается пропитанная этим же раствором вата прикрываемая сверху полиэтиленовой пленкой. Примерно на второй день начинается просветление участков кожи, а через два – три дня она становится желтоватой и на ней четко различается рисунок татуировки7.
Приведенный вид исследования мы относим к диагностическим экспертным по выявлению невидимых или слабовидимых следов татуировок на трупах неизвестных граждан с целью последующего опознания по ним личности. В группу диагностических исследований мы относим и диагностику скрытого смыслового содержания выявленной татуированной символике. Сюда же мы включаем и судебно-химические экспертизы по определению элементного состава обнаруженного внутрикожного красителя (татуировки). Следует заметить, что в практике расследования имеют место и диагностические технико-криминалистические экспертизы, связанные с обнаружением невидимой или слабовидимой татуировки на телах мумифицированных трупов неизвестных погибших в инфракрасных лучах. Однако они должны быть в производстве БСМЭ. К медико-криминалистическому классу экспертных диагностических исследований мы относим восстановление целого по частям, когда рисунок наколки подвергся рассечению (расчленению). Татуировка символ объектом судебно-портретной медико-криминалистической экспертизы, когда она обнаружена на теле трупа неизвестного лица и запечатлена на фотографиях или видеоклипах без вести пропавшего (скрывшегося преступника).
3 Так отдельные, авторы пошли по пути поиска определенных связей татуированных символов человека, особенно из криминогенной среды с его жаргонным словарным набором. См. Дубягин Ю.П., Теплицкий Е.А. Краткий англо-русский и русско-английский словарь уголовного жаргона. М., 1993.
4 О возможности и необходимости опознания личности, как скрывшегося преступника, так и неизвестного умершего, погибшего или убитого по такой особой примете как татуировка, отмечают многие отечественные и зарубежные ученые и практики. Так, Г.Н. Мудьюгин пишет: «опознание по особым приметам на трупе носит более или менее достоверный характер. Если эта примета ярко выражена и находится на видимых частях тела, например, отсутствие или уродство пальцев, татуировка на кисти руки, рубцы на лице, дефект глаза, особенности передних зубов и т.п.». Мудьюгин Г.Н. Расследование убийства по делам, возбужденным в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967, с. 68.
5 При этом заметим, что как свидетельствует практика раскрытия убийств свидетельствует, что по-прежнему имеют место случаи, когдадко судебные медики для сохранения кистей трупов неизвестных граждан помешают их в формалин. Известно, что все попытки провести дактилоскопирование кистей рук после воздействия на них раствором формалина терпят неудачу, в тоже время наличие на них татуированных символов, которые в данном растворе также проявляются, дает определенную возможность на установление личности, при этом мы поддерживаем мнение тех ученых, которые предлагают комплексное исследование кистей рук: 1. Дактодерматоглифическое, трасологическое; 2. Рентгенологическое, половозрастное, трасологическое (по костной основе); 3. Морфо-пластическая (натурная) и графико-пластическая фиксация; 4. Инфракрасное обнаружение невидимых или слабовидимых татуировок; 5. Диагностика и расшифровка скрытого уголовно-криминального содержания татуировок.
6 Игнатенко А.П., Бирюков Г.Н., Насипов Ф.К., Достанбаев К.С. указ. работа, с. 104.
7 Один из авторов настоящих тезисов в 1991 году в Чимкенте, вместе с начальником ЭКО Чимкентского УВД полковником милиции К.С. Достанбаевым применил ее на конкретном случае расследования с положительным результатом.
похожие статьи
Использование параметров плечевой кости в судебно-медицинской экспертизе / Авдеев А.И., Потеряйкин Е.С., Афанасьев Д.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 8-9.