Значение посмертной микробиологической диагностики в судебно-медицинской практике
/ Маслова Е.Н., Болдырева О.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 195.
(Ростов-на-Дону)
Интерес к посмертной микробиологической диагностике трупного материала возник в начале ХIХ века, но до сих пор остается много нерешенных вопросов о достоверности результатов микробиологического исследования и их интерпретации в судебно-медицинской практике. Информацию о этих исследованиях найти довольно сложно работы по этой тематике проводились в 60-80 годы ХХ века. Между тем, микробиологическое исследование нередко имеет решающее значение для установления причины смерти. Необходимость микробиологического анализа, при проведении судебно-медицинской экспертизы чаще всего возникает в ходе исследования трупа в случаях скоропостижной смерти, когда установление диагноза становится невозможным без проведения данного анализа.
Целесообразность посмертного микробиологического исследования в судебно-медицинской практике определяется возможностью подтверждения диагноза и установления этиологии не диагностированной при жизни инфекции молниеносной инфекции, при которой смерть наступает еще до проведения соответствующей микробиологической диагностики), оценкой эффективности прижизненной антибактериальной терапии, выяснением эпидемиологической ситуации и своевременным проведением соответствующих противоэпидемических мероприятий.
После смерти в тканях и органах создаются благоприятные условия для размножения различных микроорганизмов, что может создать трудности, при проведении микробиологического исследования трупного материала и интерпретации его результатов. Известны факторы, влияющие на результат. Наиболее значимыми являются: сроки исследования трупа, режим его сохранения, посмертное распространение микроорганизмов и возможность контаминации при взятии образцов. Размножение различных видов симбионтных условно-патогенных микроорганизмов с поверхности слизистых оболочек пищеварительного, респираторного и урогенитального трактов, кожи приводит к нарушению взаимоотношения с облигатными патогенными микроорганизмами как в посмертных образцах, так и в посевах на искусственных питательных средах. Распространение микробов посмертно возможно тремя путями: лимфогенно, гематогенно и трансмиграцией через ткани. Следует отметить, что микробная контаминации в трупном материале при проведении вскрытия появляется, как правило, полимикробным ростом на питательных средах. Основная проблема заключается в том, чтобы отличить бактериемию, возникшую в последние дни жизни, от той, которая происходит за часы или минуты перед смертью. Избежать диагностических ошибок помогают различные способы забора материала описанные в литературе (1, 2, 3). Среди которых выделены: стандартный метод получения образцов с использованием иглы и шприца – аспирация, отбор материала с помощью тампона, биопсия тканей. Наиболее доступные практике и обеспечивающие предупреждение контаминации образцов во время вскрытия. Эти способы были использованы нами в течение последних 20 лет. Забор материала проводился микробиологом стерильно при вскрытии перед всеми другими манипуляциями. Стерильность исследуемого материала достигалась прижиганием поверхности органов раскаленным шпателем и извлечением фрагментов стерильными инструментами (ножницами, пинцетом, скальпелем). Кровь из сердца в обьеме 5,0 – 10,0 мл забирали стерильным шприцем после разреза перикарда и прижигая поверхность разреза из предсердия. Для исследования содержимого кишечника, желудка или желчного пузыря отрезки материала берут на лигатуры и доставляются в стерильной посуде в лабораторию, где проводят посев на соответствующие питательные среды. Дополнительно может проводиться бактериоскопическое исследование гистологических срезов, приготовленных из замороженных кусочков тканей или мазков-отпечатков. Иногда характерные клинико-эпидемиологические данные указывают на необходимость применения специальных методов для обнаружения вирусов, микобактерий, грибов, микоплазм.
В последнее время произошло значительное изменение этиологии микроорганизмов способных вызывать смерть человека. Так, например, культуры грибов имеют значение при оценке легочных поражений, особенно у пациентов с иммунодефицитными состояниями. Высеваемость условнопатогенных бактерий, особенно семейства кишечных, которые приобретают факторы патогенности и могут приводить к летальным исходам. Выделение облигатных патогенов из исследуемых образов трупного материала является бесспорным подтверждением инфекционного заболевания и требует дальнейшего эпидемиологического анализа.
Таким образом, окончательный диагноз микробной патологии при проведении судебно-медицинской экспертизы должен быть основан на тесном взаимодействии судебных медиков и микробиологов, так как микробиологическое исследование в ряде случаев может иметь решающее значение для установления причины смерти.
похожие статьи
Экспертные задачи при массовых инфекционных заболеваниях и проблемы биологической безопасности в судебной медицине : автореферат дис. / Джуваляков П.Г. — 2014.