Краткий очерк развития судебно-медицинской экспертизы в Таджикистане (1933-1949 г.г.).
/ Шершавкин С.В., Глущенко А.Г. — 1949.
Краткий очерк развития судебно-медицинской экспертизы в Таджикистане (1933-1949 г.г.). / С.В. Шершавкин, А.Г. Глущенко // Сборн. трудов Республ. суд.-мед. экспертизы и кафедру судебной медицины Сталинабадского мед. института / Под ред. проф. А.К. Стрелюхина. — Сталинабад, 1949. — С. 3-13
Великая Октябрьская Социалистическая Революция „одним ударом разорвала цепи национального угнетения, перевернула старые отношения между народами, подорвала старую национальную вражду, расчистила почву для сотрудничества народов и завоевала русскому пролетариату доверие его национальных братьев". (СТАЛИН).
16 октября 1929 года III Чрезвычайный Всетаджикский съезд Советов, собравшийся в Дюшамбе, принял декларацию об образовании Таджикской Советской Социалистической Республики.
В этом году весь таджикский народ с большим воодушевлением празднует 20-летие своей Республики.
При братской помощи великого русского народа в течение короткого промежутка времени, за годы Сталинских пятилеток, Таджикистан превратился в цветущую Советскую Республику.
Быстро развилась промышленность и сельское хозяйство. Особенно поразительны успехи таджикского народа в строительстве своей культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию.
Исключительно быстро стало развиваться и здравоохранение Таджикистана. Уже через 4 года после образования Таджикской ССР была учреждена такая сугубо специализированная организация, как судебно-медицинская экспертиза, что бесспорно является одним из показателей зрелости и развития здравоохранения Республики.
Такое быстрое развитие здравоохранения, где не была своих национальных кадров, достигнуто благодаря помощи русского народа, который послал в молодую Республику лучших своих специалистов. Среди них был врач Константин Васильевич Фрунзе — брат гениального Советского полководца — Михаила Васильевича Фрунзе.
К.В. Фрунзе был первым организатором судебно-медицинской экспертизы в Таджикистане.
К. В. Фрунзе (1881-1940 г. г.) родился в семье медицинского фельдшера; первоначальное образование получил в Алма-атинской гимназии, по окончании которой поступил на медицинский факультет Казанского Университета. Тяжелые материальные условия и смерть отца помешали ему закончить Университет. Чтобы поддержать семью и обеспечить воспитание 3-х сестер и младшего брата Михаила, он вынужден был, не сдав государственных экзаменов, поступить на работу врачом Красного Креста в Манчжурии в Русско-Японскую войну; по возвращении с фронта он работает в качестве земского врача и лишь в 1907 году сдает государственный экзамен и поступает на практическую работу земским врачом.
Проработав много лет практическим врачом, К. В. Фрунзе с 1929 года переходит на работу по судебной медицине. С 1933 года он работает в Сталинабаде в должности городского судебно-медицинского эксперта и консультантом Наркомздрава Таджикской ССР по Судебно-медицинской экспертизе; в 1937 году был назначен на должность главного судебно-медицинского эксперта Наркомздрава Таджикской ССР.
К.В. Фрунзе, будучи широко образованным врачом, прошедшим большую практическую школу, с первых лет своей работы завоевывает авторитет хорошего специалиста по вопросам судебной медицины. Он быстро организует необходимую базу, подбирает штаты, чтобы можно было развернуть работу.
В 1939 году врачебная общественность Таджикистана тепло отметила 35-летний юбилей врачебно-общественной деятельности К.В. Фрунзе. Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР ему было присвоено звание Героя труда с вручением почетной грамоты.
В первые годы своей деятельности судебно-медицинская экспертиза располагала одной небольшой комнатой при Республиканской больнице и почти не имела оборудования. Штат ее состоял из одного врача и 5 сотрудников. В первый же год работы экспертизы была открыта судебно-химическая лаборатория. Лабораторией руководил химик Тарасов; основная заслуга в организации и оборудовании судебно-химической лаборатории принадлежит Ивану Алексеевичу Глухову.
Занимаясь судебной химией, И.А. Глухов проявил интерес к судебной медицине и прошел специальную подготовку при кафедре судебной медицины Ташкентского Медицинского Института под руководством профессора Марковина, где занимался вопросами исследования вещественных доказательств.
Рис. 1. Константин Васильевич Фрунзе.
С 1943 года по настоящее время судебно-химическим отделением лаборатории руководит Г.В. Сиповский.
С 1935 года судебно-медицинская экспертиза начинает постепенно расширяться и к 1936 году она приобретает характер Республиканского учреждения с филиалами на периферии. В 1936 г. помимо г. Сталинабада учреждаются судебно-медицинские экспертизы в городах: Ленинабаде, Кулябе, Курган-Тюбе и Ура-Тюбе.
Если в то время состояние судебно-медицинской экспертизы в г. Сталинабаде было относительно удовлетворительным и отвечало до некоторой степени запросам судебно-следственной практики, т. к. здесь работали врачи-специалисты судебно-медицинской экспертизы (К.В. Фрунзе, А. А. Мухин, Л. И. Новиков, Т.М. Тюлюпа, В.И. Гусаров и В.А. Дробышевский), то положение на периферии в ту пору было значительно хуже. В этот период должности судебно-медицинских экспертов на периферии в большинстве случаев замещались по совместительству врачами других специальностей.
Это явилось одной из причин замедленного развития судебно-медицинской экспертизы на периферии. В Кулябе первый специалист по судебной медицине появился в 1938 году — врач Т.М. Тюлюпа. После перехода Тюлюпа на должность городского Сталинабадского судебно-медицинского эксперта в 1939 году — эта должность вновь замещалась по совместительству врачами других специальностей до 1942 года, когда на эту должность была назначена врач Магер, проработавшая в Кулябе до 1944 года. После этого врач-эксперт появился в Кулябе лишь в 1947 году, куда была направлена С.Д. Лукацкая, окончившая 2-й Московский Медицинский Институт им. И.В. Сталина. Врача Лукацкую можно считать первым организатором судебно-медицинской экспертизы Кулябской области, где она работает и в настоящее время. За сравнительно короткое время она провела большую работу по внедрению судебно-медицинских знаний среди районных врачей — случайных экспертов и судебно-следственных работников. В особую заслугу ей надо поставить организацию в г. Кулябе патолого-анатомической службы. В текущем году она организовала строительство специального здания для судебно-медицинской экспертизы, где будут размещены: морг, судебно-медицинская амбулатория и лаборатория. В настоящее время в штате Кулябской областной судебно-медицинской экспертизы имеются 2 районных врача-эксперта— Т. Пулатов и Л. Полушкина.
Более наглядным примером влияния на развитие судебно-медицинской экспертизы, отсутствия специалистов судебных медиков в районах Республики могут служить города: Курган-Тюбе и Ура-Тюбе. В этих городах должности судебно-медицинских экспертов были введены в 1936 г., однако, они до 1948 г. замещались хирургами.
В 1940 г. в связи с переездом К.В. Фрунзе в Москву во главе экспертизы становится Петр Андреевич Кравец. Являясь опытным организатором здравоохранения, Кравец много сделал для развития медицинской сети в Таджикистане. П.А. Кравец, встав во главе судебно-медицинской экспертизы, уделил особое внимание организации материально-хозяйственной базы этого учреждения.
При нем, т. е. в 1940 г. судебно-медицинская экспертиза получила большое благоустроенное помещение на территории Республиканской больницы. Новое помещение было заново оборудовано.
Чтобы обеспечить качество судебно-медицинской экспертизы и развернуть научную работу, П.А. Кравец пригласил в качестве консультанта доктора медицинских наук П.В. Сиповского, профессора Сталинабадского Медицинского Института.
Рис. 2. Петр Васильевич Сиповский
В 1941 г. Кравец уходит в ряды Советской Армии и его должность занимает профессор Петр Васильевич Сиповский.
В истории развития судебно-медицинской экспертизы Таджикской ССР исключительно благотворное влияние оказало открытие Сталинабадского Медицинского Института в 1939 году. С открытием кафедр Института представилась возможность привлечь в судебно-медицинскую экспертизу как в качестве сотрудников, так и в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов.
Профессор П.В. Сиповский привлек к этой работе ряд научных сотрудников: на должность городского эксперта-кандидата медицинских наук, ныне профессора Г.В. Пешковского, на должность заведующего судебно-медицинской лабораторией — кандидата биологических наук В.С. Ильина.
С увеличением штата высококвалифицированных специалистов судебно-медицинская экспертиза становится научно-консультативным центром, тем самым были созданы условия для развертывания научной работы на базе судебно-медицинской экспертизы.
Более широкое внедрение в судебно-следственную практику научных методов расследования потребовало увеличения штатов и повышения квалификации экспертов. В связи с этим профессор Сиповский уделил большое внимание подготовке судебно-медицинских кадров. Под его руководством специализировались: А.Г. Глущенко, — ныне Главный судебно-медицинский эксперт, П.Я. Жуков — ныне облсудмедэксперт, Ю.В. Андреев, занимающий в настоящее время должность старшего городского эксперта г. Сталинабада и И.Е. Полканова — бывш. областной эксперт и ассистент кафедры судебной медицины Сталинабадского Медицинского Института.
В 1942 году в Сталинабадском Медицинском Институте была организована кафедра судебной медицины. Кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор Александр Герасимович Леонтьев, одновременно возглавивший работу судебно-медицинской экспертизы, заняв должность главного судебно-медицинского эксперта.
Этот период характеризуется двумя основными направлениями в развитии судебно-медицинской экспертизы: 1. Расширением сети судебно-медицинских учреждений. 2. Развертыванием научной работы.
В 1942 году были организованы судебно-медицинские службы в Горно-Бадахшанекой Автономной области и в Гармской области. Для вновь организованных областных судебно-медицинских экспертов профессором А. Г. Леонтьевым были подготовлены молодые специалисты. Для Горно-Бадахшанской Автономной области— Р.И. Кандибур, который в тяжелых горных условиях Памира проработал 4 года. Кандибур фактически явился первым судебно-медицинским экспертом Памира. За время своей работы он организовал в административном центре Памира - в гор. Хороге морг и судебно-медицинскую амбулаторию на базе городской поликлиники и провел большую работу по внедрению основ судебно-медицинской науки среди судебно-следственных работников.
Организация кафедры судебной медицины создала возможности не только для специализации кадров, но и явилась предпосылкой для развития новых в Таджикистане разделов судебно-медицинской экспертизы. До 1942 года вещественные доказательства, подлежащие судебно-медицинскому исследованию, в большинстве случаев направлялись в Ташкент, что представляло значительные технические трудности и затягивало сроки следствия. Благодаря тому, что кафедра располагала квалифицированным специалистом в области биологических исследований вещественных доказательств в лице ассистента Р.Г. Геньбом, эти исследования были организованы на месте, т. е. в г. Сталинабаде.
Таким образом, сотрудники кафедры судебной медицины положили начало организации первого биологического отделения при Республиканской Судебно-медицинской лаборатории. В настоящее время судебно-медицинское исследование вещественных доказательств производится также и в Ленинабаде.
Одновременно с развитием сети судебно-медицинских учреждений и улучшением качества практической работы на базе Республиканской Судебно-медицинской экспертизы и кафедры судебной медицины Сталинабадского Медицинского
Рис. 3. Александр Герасимович Леонтьев
Института — начала развертываться научная работа. Проф. А. Г. Леонтьев обратил внимание сотрудников на необходимость изучения некоторых особенностей судебно-медицинской экспертизы, связанных с историко-бытовыми условиями Таджикистана.
Соответственно с этой установкой научная работа этого периода выразилась в трех основных направлениях:
- изучение возрастных признаков в судебно-медицинском отношении у лиц, долго живущих в условиях Таджикистана;
- изучение токсикологии местных ядовитых трав и
- акушерская гинекологическая экспертиза.
Разработка последней проблемы обуславливалась наличием в быту остатков феодально-байских пережитков, поощряющих браки с несовершеннолетними девушками.
Проф. А. Г. Леонтьев обработал материалы архива Сталинабадской судебно-медицинской экспертизы за 5 лет (1938-1942).
В 1944-45 г. г. Республиканская судебно-медицинская экспертиза вновь возглавляется проф. П.В. Сиповским.
В этот период сотрудники экспертизы развернули работу по изучению оборонной тематики. Исследования были направлены, главным образом, на разработку вопроса о применении арчевого масла и его производных в лечении ран.
Изучение этого вопроса, не имеющего прямого отношения к судебной медицине, было вызвано тем обстоятельством, что большинство сотрудников экспертизы одновременно являлись сотрудниками кафедры патологической анатомии медицинского института и объединялись одним руководителем (проф. П.В. Сиповским).
1944-45 г. г. были тяжелыми годами для судебно-медицинской экспертизы, т. к. в это время экспертизу лишили собственного, помещения, поместив в 2-х маленьких комнатах, что, естественно, сразу же отразилось на работе. В связи с этим же пришлось свернуть судебно-медицинскую лабораторию (биологическое и судебно-химическое отделения).
В этом же году произошли изменения в штате. С окончанием войны значительная часть сотрудников реэвакуировалась из Сталинабада и к концу 1945 года по Таджикистану имелось всего 4 эксперта в городах: Сталинабаде, Хороге, Ленинабаде и Сталинабадской области.
В августе 1945 года в связи с отъездом проф. П.В. Сиповского в Ленинград, главным судебно-медицинским экспертом был назначен А. Г. Глущенко, до этого последовательно с 1941 г. занимавшим должности: областного судебно-медицинского эксперта Сталинабадской области, ассистента кафедры патологической анатомии Сталинабадского Медицинского Института и Сталинабадского городского судебно-медицинского эксперта.
В этот период организация судебно-медицинской работы в Республике характеризуется недостатком кадров и отсутствием элементарно-пригодного помещения. В течение 1946 года штаты экспертизы были несколько пополнены, в числе других в экспертизе в должности Областного судебно-медицинского эксперта Сталинабадской области начал работать П.Я. Жуков и заведующий лабораторией Р.И. Кандибур. В том же 1946 году к двум небольшим комнатам, в которых в то время размещалась экспертиза, были присоединены еще две комнаты в отдельном доме кибиточного типа, где вновь были развернуты судебно-химическое и биологическое отделения лаборатории, которые, однако, могли производить только простейшие исследования; производство более сложных исследований выполнялись Ташкентской лабораторией.
В настоящее время судебно-медицинская экспертиза располагает 15-ю рабочими комнатами и подсобными помещениями (гараж, склад и мастерская). В этом помещении располагаются Республиканская и городская судебно-медицинские экспертизы, а также и лаборатория с отделениями: химическим, биологическим, пато-гистологическим, рентгенологическим и медико-криминалистическим. В этом же здании отведено специальное учебное помещение для кафедры судебной медицины Сталинабадского Медицинского Института.
В 1947 году впервые Коллегия Министерства Здравоохранения Таджикской ССР заслушала доклад главного судебно-медицинского эксперта А. Г. Глущенко: „О состоянии судебно-медицинской экспертизы Республики, мерах ее развития и укрепления". Коллегия приняла по этому вопросу развернутое решение, которое явилось программой действий работников экспертизы и обусловило дальнейшее улучшение работы.
1948 г., в связи с опубликованием приказа Министра Здравоохранения Союза ССР, № 82 от 16/ II „О мероприятиях по укреплению судебно-медицинской экспертизы и введением типовых штатов",—явился переломным годом в развитии судебно-медицинской экспертизы Таджикистана. В этом же году экспертиза получила еще 5 экспертов, которые вместе с П.Я. Жуковым прошли специализацию в Москве при институте усовершенствования врачей. В 1948 году в рядах судебно-медицинских экспертов Таджикистана появились национальные кадры. Сейчас в этой должности работают врачи: А. Самадов, Т. Пулатов и У. Додобаев.
Нельзя не подчеркнуть, что кафедра судебной медицины при Центральном Государственном Институте усовершенствования врачей в Москве является событием исключительного значения для поднятия научного уровня судебно-медицинских экспертов. Это мероприятие быстро оправдало себя в жизни. Благодаря хорошей подготовке, полученной врачами при Институте Усовершенствования, удалось укомплектовать наиболее ответственные пункты районными судебно-медицинскими экспертами.
Молодые эксперты после усовершенствования, в соответствии с приказом Министра Здравоохранения Союза ССР, сразу же включились в патолого-анатомическую работу.
1948 г. ознаменовался не только коренной перестройкой судебно-медицинской работы в г. Сталинабаде, но и организацией областной экспертизы в г. Ленинабаде; штат последней возрос с трех человек в 1947 г. — до 27-ми. Быстрому развитию судебно-медицинской сети в Ленинабадской области способствовала энергичная деятельность областного судебно-медицинского эксперта М.Б. Мильштейна, демобилизованного из рядов Советской Армии. В этом же году, в соответствии с приказом Министра Здравоохранения Союза ССР, была начата постройка в г. Ленинабаде специального здания для судебно-медицинской экспертизы, которое сейчас вступает в эксплоатацию.
В июле 1949 года состоялась первая межобластная конференция судебно-медицинских экспертов Таджикистана. Программа конференции, в основном, была посвящена обсуждению вопроса организации судебно-медицинской, экспертизы в районах и областях Республики в свете выполнения приказа Минздрава Союза ССР № 82 от 16/ II-48 года и циркулярного письма заместителя Министра Здравоохранения Союза ССР— тов. Шабанова от 14/VII-47 года за № 03/12/1. С докладом о состоянии судебно-медицинской экспертизы в Республике и дальнейших перспективах ее развития выступил Главный судебно-медицинский эксперт Минздрава Таджикской ССР А.Г. Глущенко. С содокладами выступили областные эксперты: (Жуков, Лукацкая, Пергаменщикова, Андреев). На этой же конференции подробно было обсуждено решение Коллегии Минздрава СССР от 20/V-49 года. Конференция приняла ряд конкретных решений по улучшению и контролю судебно-медицинской экспертизы в районах и областях, особое внимание было обращено на организацию патолого-анатомической службы в районах.
Таковы краткие, далеко неполные итоги развития судебно-медицинской экспертизы в Таджикистане: они позволяют сделать вывод о больших достижениях в развитии Судебно-медицинской сети й о росте кадров. Эти успехи покажутся еще более разительными, если мы вспомним, что до революции в Таджикистане не было ни одного врача и не могло быть и речи о специальной Судебно-Медицинской Экспертизе.
похожие статьи
Жизнь и научное мировоззрение академика И.В. Давыдовского 1887-1968) (К 130-летию со дня рождения) / Моргошия Т.Ш., Романько Н.А., Баринов Е.Х. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 68-73.
Телефонный справочник судебно-медицинских учреждений / — .