Юридическая защищенность пациентов при современной модели отношений «врач–пациент»
/ Воеводина С.Г., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 54-56.
Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. – д.м.н., проф. П.О. Ромодановский) ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова, г. Москва
Если устаревшая патерналистическая модель предполагала, что пациент во всем, что касается своего здоровья, полагается на врача и врач несет 100 % ответственности за его здоровье, то современная партнерская модель вводит для пациента не только права, но и обязанности. При партнерской модели пациенту необходимо понять, что за свое здоровье он отвечает сам.
Но пациенты продолжают настаивать на том, что их здоровье – это проблема врача, они хотят иметь свой правовой статус при обращении в медицинское учреждение, но забывают, что он предполагает не только права, но и обязанности, а также ответственность.
К сожалению, и врачи не торопятся к партнерству с пациентами. Это связано не только с нежеланием вести диалог, отвечать на вопросы (порой кажущиеся врачу глупыми, но важными для пациента), но и с жесткими временными рамками, установленными на прием одного пациента, с созданием различных стандартов, алгоритмов, рекомендаций при оказании медицинских услуг. Причем все эти документы, носящие рекомендательный характер, при разборе жалоб или обращении пациента в суд принимаются юристами как стандарт, которому врач должен был неукоснительно следовать.
Распространение Закона по защите прав потребителей на сферу медицины и переход в отношениях «врач – пациент» к понятию «медицинская услуга» привело не только к смене модели «врач – пациент», но и к тому, что все нормы и законы работают на пациента.
Сфера медицины стала интересной для юристов, причем их интерес в основном лежит в плоскости оказания правовой помощи именно пациентам. Это объясняется непониманием юристами основ врачебной деятельности, особенно сложно с тем, чтобы разобраться, как врач может работать в условиях диагностических и медикаментозных ограничений, почему подходы к лечению разных пациентов так отличаются при одинаковом диагнозе, в каких случаях врач принимает решение идти на риск, а в каких нет и почему. В результате этого юристу проще защищать пациента, так как в этой ситуации все просто: есть проблема, есть реальная история, которая рассказывается пациентом на понятном для судьи и присяжных языке.
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 27 закреплены основные обязанности граждан в сфере здравоохранения:
Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Но чаще всего пациент даже не знает (или не желает знать), что у него есть какие-либо обязанности в отношении своего здоровья. И здесь не работает принцип «незнание не освобождает от ответственности», потому что в законе не прописана ответственность за невыполнение этих обязанностей. И все равно будет виноват врач – «не объяснил, не предупредил, не донес до пациента доступным тому языком» и т.д.
Помогают в усилении конфликта и СМИ, постоянно выпуская статьи и передачи без предварительной проверки о плохом обращении врачей с пациентами, о том, что медики часто сами провоцируют конфликты, и как следствие получают по заслугам. Также активно тиражируются новости, когда нападавшие на медицинских работников, даже при обращении последних в суд, не получают наказания. Все это ведет к тому, что общество начинает понимать, что агрессия по отношению к медицинским работникам остается безнаказанной. Соответственно, можно требовать от врача всего, а врач либо сделает это при угрозе расправы, либо все равно никакого наказания не будет, ведь врач напросился на агрессию сам.
В соответствии с вышеизложенным нужно признать, что не только необходимо повышать уровень юридической грамотности врачей, но и совершенствовать имеющиеся нормативно-правовые акты так, чтобы существовала не только социальная и правовая защищенность пациентов от неквалифицированных врачей, но и социальная и юридическая защищенность врачей от необоснованных жалоб пациентов.
похожие статьи
Достоверность и обоснованность выводов судебно-медицинских экспертиз по «медицинским делам» в уголовном судопроизводстве как критерии допустимости доказательства / Кулебякин И.Ю., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 81-84.
больше материалов в каталогах
Дефекты оказания медицинской помощи, профессиональные правонарушения врачей