Различия огнестрельных повреждений хлопчатобумажных мишеней, причиненных выстрелами из травматического пистолета, от повреждений, причиненных выстрелами из боевого оружия
/ Гоникштейн Ю.Г. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019 — №18. — С. 63-66.
Ю.Г. Гоникштейн
Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. – д.м.н., проф. П.О. Ромодановский) ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова, г. Москва
В травматическом огнестрельном оружии так же, как и в боевом огнестрельном оружии, в момент выстрела происходят одинаковые процессы. Процесс выстрела из огнестрельного оружия заключается в метании снаряда путем воздействия на него энергии, выделяющейся от сгорания навески пороха.
Разница между боевым огнестрельным оружием и травматическим огнестрельным оружием заключается в энергии, которая передается огнестрельному снаряду, а также в материале, из которого сделан снаряд. Для травматического оружия дульная энергия должна составлять не более 91 Дж (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 ФЗ). Для боевого огнестрельного оружия такого ограничения нет.
В процессе выстрела из огнестрельного оружия различают основной и дополнительные факторы выстрела. К основному фактору выстрела относится снаряд, а к дополнительным – копоть выстрела, пламя выстрела, пороховые частицы и т.д. [2, 8]. Морфологии повреждений и топографии распределения продуктов выстрела на мишени при выстрелах из травматического огнестрельного оружия и боевого огнестрельного оружия посвящено множество научных работ [1, 3, 6, 9].
Целью данного исследования было изучение различий морфологии повреждений и топографии отложения продуктов выстрела при стрельбе из травматического оружия МР-341 «Хауда» и сравнение с морфологией повреждений и топографией отложения продуктов выстрела при стрельбе из боевого огнестрельного оружия Glock 17 и пистолета Ярыгина.
Для достижения поставленной цели использовались следующие материалы и методы: огнестрельное травматическое оружие МР-341 «Хауда», патроны калибра 12/35. В качестве мишени использовалась белая хлопчатобумажная ткань. Все выстрелы производились в специально оборудованном тире. Выстрелы производились со следующих расстояний: упор, 5 см, 10 см, далее с шагом в 10 см до 100 см включительно, 125 см, 150 см и 175 см. Всего было произведено 96 выстрелов. Мишени исследовались визуально, стереомикроскопически, метрически и методом цветных отпечатков. Для изучения полученных результатов использовалось следующее оборудование: микроскоп Leica M125, фотокамера Nikon D90, излучатель инфракрасного света «Рельеф 1346». В качестве подложки мишеней использовалась сосновая доска и бумага из плотного картона. Полученные нами результаты сравнивались с результатами, полученными С.А. Степановым и опубликованными в центральной печати в ходе отстрела пистолета Ярыгина и пистолета Glock 17 [4, 5, 7].
Результаты и обсуждение
При выстреле из травматического пистолета МР-341 «Хауда» зона действия пламени и пороховых газов проявляется на расстоянии выстрела до 5 см включительно, из пистолета Ярыгина данная зона проявляется на расстоянии 5 см включительно, из пистолета Glock 17 данная зона проявляется на расстоянии 10 см. Первая зона во всех наблюдениях представляла собой светло-коричневое окрашивание нитей мишеней.
Зона преимущественного действия копоти выстрела из травматического пистолета МР-341 «Хауда» имеет внешнюю границу, соответствующую расстоянию выстрела до 20 см, из пистолета Ярыгина и пистолета Glock 17 данная зона проявляется на расстоянии 40 см включительно. Распространение данной зоны обусловлено энергией, которая освобождается при сгорании пороховой
навески. У травматического оружия данная энергия значительно меньше, чем у боевого огнестрельного оружия.
Повреждение мишени пыжом при выстреле из травматического пистолета МР-341 «Хауда» наблюдается на расстоянии до 30 см включительно в виде разрывов. При стрельбе из пистолетов Ярыгина и Glock 17 данной особенности не наблюдается. В патронах к пистолетам Ярыгина и Glock 17 отсутствует пыж, что и обусловливает данное отличие.
На мишенях, поврежденных выстрелом из травматического пистолета МР-341 «Хауда», выявлены частицы резины. Данные частицы полностью отсутствуют на мишенях, пораженных из пистолетов Ярыгина и Glock 17.
При исследовании контактно-диффузионным методом на мишенях, пораженных из травматического пистолета МР-341 «Хауда», выявлялся только металл выстрела сурьма, в отличие от мишеней, пораженных из пистолетов Ярыгина и Glock 17. На мишенях, пораженных боевым огнестрельным оружием, выявлялись такие металлы выстрела, как медь, свинец и сурьма. Данная особенность объясняется отсутствием меди и свинца в снаряде для травматического оружия и одинаковым капсюльным составом, в который входит металл выстрела сурьма.
На концах краевых нитей, образующих дефект мишени, пораженной из боевого огнестрельного оружия, выявлены волокна пенькообразной формы черного цвета. Данная особенность нами не встречалась на мишенях, пораженных выстрелом из пистолета МР-341 «Хауда». Такое изменение волокон концов краевых нитей обусловлено термическим действием металлической пули, а резиновая пуля не обладает таким действием.
Поясок обтирания на мишенях, пораженных выстрелом из травматического оружия, был от черного до серого цветов, размером до 2 см, и состоял в основном из частиц резины. На близких дистанциях в нем контактнодиффузионным методом определялся металл выстрела сурьма. Поясок обтирания на мишенях, пораженных выстрелом из боевого огнестрельного оружия, был от черного до серого цвета, с радиально отходящими светлыми промежутками, соответствующими количеству нарезов в стволе, размером до 0,2 см. Основным металлом выстрела являлась медь, которая определялась контактнодиффузионным методом.
Выводы
Проведенное сравнительное исследование показало, что имеются отличительные особенности в морфологии повреждений и топографии отложения продуктов выстрела на хлопчатобумажных мишенях при выстрелах из боевого и травматического огнестрельного оружия.
Это такие особенности:
- зона отложения копоти выстрела на мишени при стрельбе из боевого огнестрельного оружия определяется на большем расстоянии, чем при стрельбе из травматического оружия;
- основным металлом выстрела при стрельбе из травматического оружия является сурьма, входящая в состав капсюльного состава, а при стрельбе из боевого огнестрельного оружия на контактограммах, помимо сурьмы, выявлялись такие металлы, как медь и свинец;
- термически измененные волокна на концах краевых нитей определяются только при стрельбе из боевого огнестрельного оружия.
Полученные в рамках проведенного экспериментального исследования результаты могут быть применены в судебно-медицинской экспертной практике при решении вопросов о дифференцировке огнестрельного оружия.
Список литературы
- Дебой, Н.Н. К определению дистанции выстрела из огнестрельного оружия ограниченного поражения / Н.Н. Дебой, А.В. Малыхин, А.В. Уласов. – Текст : непосредственный // Пробл. экспертизы в медицине. – 2014. – № 4. – С. 22–24.
- Кустанович, С.Д. Судебная баллистика. – М. : Госюриздат, 1956. – 408 с. – Текст : непосредственный.
- Леонов, С.В. Влияние внешних факторов окружающей среды (дождя) на дополнительные факторы выстрела / С.В. Леонов, С.А. Степанов. – Текст : непосредственный // Мед. экспертиза и право. – 2016. – № 6. – С. 31–33.
- Леонов, С.В. Особенности распределения копоти выстрела в пояске обтирания на сухой и мокрой мишени при выстрелах из оружия с прямоугольными нарезами канала ствола / С.В. Леонов, С.А. Степанов, П.В. Пинчук. – Текст : непосредственный // Вестн. судеб. медицины. – 2018. – № 3. – С. 7–9.
- Леонов, С.В. Особенности распределения копоти выстрела в пояске обтирания на сухой и мокрой мишени при выстрелах из оружия с полигональными нарезами канала ствола / С.В. Леонов, С.А. Степанов, П.В. Пинчук. – Текст : непосредственный // Вестн. судеб. медицины. – 2018. – № 4. – С. 8–11.
- Определение расстояния выстрела : метод. рек. / под ред. В.И. Нусбаум, М.А. Сонис. – М., 1995. – 153 с. – Текст : непосредственный.
- Особенности распределения на мишени дополнительных факторов выстрела в зависимости от типа нарезов (полигональных или прямоугольных) канала ствола пистолетов / С.В. Леонов, С.А. Степанов, П.В. Пинчук, Е.А. Киселев. – Текст : непосредственный // Вестн. судеб. медицины. – 2018. – № 2. – С. 50–54.
- Попов, В.Л. Судебно-медицинская баллистика / В.Л. Попов, В.Б. Шигеев, Л.Е. Кузнецов. – СПб. : Гиппократ, 2002. – 656 с. – Текст : непосредственный.
- Саркисян, Б.А. Особенности отложения копоти и формирование повреждений на тканевых мишенях при выстрелах многокомпонентным травматическим пулевым зарядом 12-го калибра / Б.А. Саркисян, А.О. Колесников. – Текст : непосредственный // Мед. экспертиза и право. – 2015. – № 3. – С. 14–17.
похожие статьи
Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных выстрелами из нелетального (травматического) оружия / Гоникштейн Ю.Г., Кислов М.А., Леонов С.В., Петров В.В., Пинчук П.В., Раснюк С.В., Степанов С.А. — 2020.
Некоторые морфологические особенности колото-резаных повреждений на многослойных макетах одежды / Саркисян Б.А., Карпов Д.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 80-81.