О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР
Минздрав РСФСР: Приказ № 35 от 27.02.1991
(Документ отменен)
Примечание:
- Приказ отменен Приказом МЗиСР РФ от 9 июня 2010 г. №433 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 1991 Г. N 35
- Приказ отменен Приказом Минздрава РФ от 22.04.1998 N 131;
- Приказу Минздрава РФ от 22.04.1998 N 131 Минюстом РФ отказано в регистрации, и он отменен Приказом Минздрава РФ от 31.07.2000 N 297
- в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
27 февраля 1991 г.
N 35
(Д)
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РСФСР
Меры, предпринимаемые Министерством здравоохранения РСФСР, органами и учреждениями здравоохранения, Республиканским Бюро судебно-медицинской экспертизы, по совершенствованию службы, развитию и укреплению ее материально - технической базы позволили создать в Российской Федерации разветвленную сеть судебно-медицинских учреждений, обеспечивающую производство основных видов судебно-медицинских экспертиз во всех административных территориях.
Судебными медиками также осуществляется работа по анализу судебно-медицинского материала детского, транспортного травматизма, отравлений, по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения, по изъятию органов и тканей от трупов для трансплантации.
Для проведения особо сложных экспертиз, требующих наличия остро дефицитной и дорогостоящей медицинской техники и высокой квалификации специалистов, на базах республиканского (РСФСР) и Воронежского областного бюро созданы республиканские судебно - медицинские диагностические центры.
В связи с увеличением объема работы, обусловленного ростом преступности, катастрофами и другими чрезвычайными происшествиями, на базе территориальных бюро организуются бригады быстрого реагирования для осуществления своевременных выездов при экстремальных ситуациях.
В целях расширения последипломной подготовки на факультете усовершенствования врачей Алтайского медицинского института открыта кафедра судебной медицины.
Вместе с тем в деятельности судебно-медицинской службы Российской Федерации имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы.
Научно-технический прогресс, современные требования судебно-следственных органов диктуют необходимость создания новых структурных подразделений в бюро судебно - медицинской экспертизы: отделов сложных (комиссионных) экспертиз, дежурной службы и организационно-методического отдела (кабинета); биохимической и бактериологической лабораторий.
Существующая материально - техническая база бюро не отвечает требованиям производства экспертиз, предъявляемым правоохранительными органами, не позволяет развернуть необходимые структурные подразделения, особенно в районном звене службы.
Более 70% территориальных бюро судебно - медицинской экспертизы и моргов не соответствуют санитарно - техническим нормам. План - задание Приказа Минздрава РСФСР от 12.07.79 N 453 "Об улучшении организации и качества работы судебно - медицинской экспертизы в РСФСР" по строительству и реконструкции зданий практически не выполнен.
Остается неудовлетворительным снабжение учреждений судебно-медицинской экспертизы современным медицинским оборудованием, оргтехникой и другими техническими средствами, недостаточно выделяется фондов, сметных ассигнований на их приобретение. Территориальные управления "Медтехника" не обеспечивают своевременный текущий и планово-предупредительный ремонт сложной технической аппаратуры.
Недостаточное обеспечение межрайонных и районных отделений санитарным транспортом затрудняет своевременное и оперативное выполнение служебных заданий.
Действующие нормативы нагрузки и штатов медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы не соответствуют объему экспертной и организационно-методической работы врачей и требуют пересмотра для всех уровней службы.
В ряде бюро неукомплектованность штатных должностей специалистов составляет 40-50%, а в учреждениях районного звена 25% врачебных должностей заняты совместителями, не имеющими достаточных профессиональных знаний и навыков в области судебной медицины. В то же время практически во всех административных территориях в бюро направляется только 1-2 молодых специалиста при существующей потребности 7-8 человек.
Не отработаны система оплаты труда медицинского персонала бюро с учетом сложности, качества и сроков проведения экспертиз, формы и методы управления и организации службы в новых условиях хозяйствования в здравоохранении.
Вышеуказанное отрицательно сказывается на деятельности судебно-медицинской службы и ухудшает качество экспертных исследований.
Неудовлетворительные условия труда, нерешение ряда вопросов социальной защищенности работников судебной медицины обуславливают высокую среди них заболеваемость верхних дыхательных путей, легких (туберкулез), органов пищеварения.
Недостаточное взаимодействие научного потенциала кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов РСФСР с бюро по разработке и внедрению в практику современных методов экспертиз и экспертных исследований, отработки модели деятельности бюро при переходе отрасли на новый хозяйственный механизм до настоящего времени не позволили поднять службу на качественно новый уровень.
В целях дальнейшего совершенствования судебно - медицинской службы Российской Федерации и повышения качества судебно - медицинских экспертиз приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР (приложение 1).
1.2. Положение о Главном судебно - медицинском эксперте Министерства здравоохранения РСФСР (приложение 2).
1.3. Республиканские судебно - медицинские центры и положения о них:
- - альгологии на базе бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского областного отдела здравоохранения (приложение 3);
- - экспертизы взрывной и огнестрельной травмы на базе бюро судебно-медицинской экспертизы Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома (приложение 4);
- - цитологии на базе бюро судебно - медицинской экспертизы Управления здравоохранения Нижегородского облисполкома (приложение 5).
1.4. Рекомендуемый перечень штатных должностей медицинского персонала бюро судебно - медицинской экспертизы (приложение 6).
1.5. Правила изъятия и направления материала на лабораторные исследования (приложение 7).
1.6. Список бюро судебно - медицинской экспертизы, подлежащих строительству, реконструкции и расширению (приложение 8).
2. Министрам здравоохранения республик, входящих в РСФСР, начальникам и заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений и управлений здравоохранения край(обл., гор.)исполкомов:
2.1. В первом полугодии 1991 года рассмотреть совместно с правоохранительными органами состояние судебно - медицинской службы и разработать перспективный план ее развития, совершенствования форм и методов управления, организации и повышения качества деятельности службы, деловых контактов с правоохранительными органами в новых условиях хозяйствования учреждений здравоохранения.
2.2. Завершить к 1996 году строительство и реконструкцию отдельно стоящих зданий бюро судебно - медицинской экспертизы, а также реконструкцию и капитальный ремонт моргов лечебно - профилактических учреждений районного звена, предусмотрев в них дополнительные помещения для организации фотолаборатории и, в зависимости от местных условий, гистологической и физико - технической лабораторий.
2.3. Создать в 1991-1992 гг. новые структурные подразделения бюро судебно - медицинской экспертизы: отделы сложных экспертиз и дежурной службы, организационно - методического отдела (кабинета), биохимическую и бактериологическую лаборатории, выделив дополнительные штатные должности медицинского персонала.
2.4. Увеличить фонды и сметные ассигнования бюро судебно - медицинской экспертизы на приобретение оборудования, изделий медицинской техники и технических средств и обеспечить более полное удовлетворение заявок на них и распределение с обязательным участием начальника бюро.
2.5. Оснастить транспортными средствами межрайонные, при необходимости районные отделения, а также дежурную службу бюро для осуществления на договорной основе с правоохранительными органами перевозки трупов в морги с мест происшествия.
2.6. Укомплектовать в 1991-1993 гг. бюро судебно-медицинской экспертизы врачебным и средним медперсоналом, разрешив в отдельных случаях прием на работу врачей санитарно-гигиенического профиля (после прохождения специальной подготовки).
2.7. Проводить аттестацию начальников бюро судебно - медицинской экспертизы и их заместителей по экспертной работе в соответствии с заключением Главного судебно - медицинского эксперта Минздрава РСФСР.
2.8. В целях повышения качества судебно - медицинской диагностики:
- - обязать станции переливания крови выполнять заявки бюро судебно-медицинской экспертизы по изготовлению сывороток и других компонентов крови и клинико - диагностические лаборатории исследовать трупную кровь при подозрении на СПИД, ВИЧ;
- - запретить судебным медикам освидетельствовать потерпевших, обвиняемых и других лиц в кабинетах при моргах и немедицинских помещениях. Предоставить в 1991 году для этих целей кабинеты в лечебно-профилактических учреждениях;
- - обеспечить производство аналитической диагностики алкоголя, наркотических, одурманивающих и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека при экспертизе опьянения, а также при оказании медицинской помощи потерпевшим в случае острого отравления или при подозрении на него только в судебно-химических отделениях бюро.
3. Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР Плаксину В.О.:
3.1. До 01.06.91 разработать и представить на утверждение:
- - правила производства судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов, вещественных доказательств с учетом новых технологий и требований;
- - предложения, согласованные с правоохранительными органами по предоставлению бюро судебно-медицинской экспертизы права взимать плату и подавать регрессные иски за выполненную экспертную работу;
- - совместно с управлением информатики (т. Погорелова Э.И.) предложения по изменению, дополнению и совершенствованию учетно-отчетной документации по судебно - медицинской службе.
3.2. Внести предложение по созданию в отдельных административных территориях на договорной основе научно - учебно-производственных объединений, включающих кафедры (курсы) судебно-медицинской и токсикологической химии и бюро судебно-медицинской экспертизы, отделы и лаборатории научно-исследовательских учреждений с учетом их материально-технического оснащения и научного потенциала и разработать методические рекомендации по их деятельности.
4. Начальнику управления здравоохранения Леноблисполкома т. Гриненко А.Н.:
4.1. В 1991-1992 гг. провести отработку модели совместной работы в рамках объединения судебно-медицинской и патологоанатомической служб.
4.2. До 01.03.91 разработать и представить на утверждение положение о проведении эксперимента.
4.3. Подвести итоги эксперимента и представить к 01.02.93.
5. Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР т. Плаксину В.О. и Главному патологоанатому Минздрава РСФСР т. Чумакову А.А. обеспечить контроль и методическое руководство проведением эксперимента по объединению судебно-медицинской и патологоанатомической служб в Ленинградской области.
6. Начальнику Главного управления кадров и образования т. Мутовину Г.Р. организовать в 1991 году в Алтайском медицинском институте на базе факультета усовершенствования врачей первичную специализацию и тематическое усовершенствование для судебно-медицинских экспертов - химиков.
7. Ректорам медицинских институтов:
7.1. При переходе на систему подготовки врачебных кадров в новых экономических условиях предусмотреть в учебном плане не менее 100 часов для изучения судебной медицины.
7.2. Совместно с органами здравоохранения и территориальными бюро судебно-медицинской экспертизы обеспечить заключение индивидуальных контрактных договоров со студентами и выпускниками медицинских вузов на подготовку и трудоустройство в учреждениях судебно-медицинской экспертизы, предусмотрев субординатуру по данной специальности.
8. Главному научно - медицинскому управлению (т. Шабалин В.Н.), Главным управлениям кадров и образования (т. Мутовин Г.Р.), медицинской помощи населению (т. Рязанов В.М.), охраны здоровья матери и ребенка (т. Зеленская Д.И.)., Главному планово-экономическому управлению (т. Климкин М.В.), Главному судебно-медицинскому эксперту Минздрава РСФСР т. Плаксину В.О. разработать нормативные и методические документы по созданию в 1992 году республиканского центра генной дактилоскопии на базе Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы и его финансированию.
9. Начальнику хозяйственного управления т. Хромову Б.М. в I квартале 1991 года рассмотреть вопрос и представить предложения о выведении учреждений из здания по ул. Пятницкая, д. 1/2 и передачи его бюро Главной судебно-медицинской экспертизы.
10. Считать утратившими силу:
- - Приказ Минздрава РСФСР от 12.07.79 N 453 "Об улучшении организации и качества работы судебно - медицинской экспертизы в РСФСР";
- - п. 3 Приказа Минздрава РСФСР от 20.03.89 N 43 "Об организации службы аналитической диагностики наличия алкоголя, наркотических и других токсических веществ в биологических жидкостях и тканях человека", а также приложения 3 и 4 к нему;
- - письмо Минздрава РСФСР от 31.05.89 N 21-07-08-251 "О разъяснении положений Приказа Минздрава РСФСР от 20.03.89 N 43".
11. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т. Стародубова В.И.
Министр здравоохранения РСФСР
В.И. КАЛИНИН
27 февраля 1991 г.
N 35
Приложение 1 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 ПОЛОЖЕНИЕ О БЮРО ГЛАВНОЙ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР 1. Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы является самостоятельным республиканским учреждением здравоохранения, находится в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения РСФСР и имеет в своем распоряжении здание с определенной территорией, соответствующее медицинское оборудование и аппаратуру, технические, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другое имущество. 2. Руководство деятельностью Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы осуществляется начальником бюро, одновременно являющимся главным специалистом по судебной медицине Министерства здравоохранения РСФСР. 3. Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы состоит из следующих структурных подразделений: 3.1. судебно - медицинский отдел сложных экспертиз с судебно - гистологическим отделением; 3.2. судебно - медицинская лаборатория, в состав которой входят следующие отделения: - судебно - биологическое, с лабораторией генетической дактилоскопии; - судебно - химическое; - физико - техническое; 3.3. организационно - методический отдел. При необходимости по указанию министра здравоохранения РСФСР в Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы могут быть организованы дополнительные структурные подразделения и центры в пределах утвержденного фонда заработной платы. 4. В своей деятельности Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы руководствуется нормативными актами Союза ССР и РСФСР, регламентирующими работу судебно - медицинской службы, указаниями Министерства здравоохранения СССР и РСФСР и настоящим положением; ведет утвержденную директивными органами единую судебно - медицинскую документацию; представляет отчеты о деятельности службы по соответствующей форме по принадлежности и в сроки, установленные статистическими органами. 5. На Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы возлагается: 5.1. разработка правил и инструкций по судебно - медицинской экспертизе, обусловленных действующим в Российской Федерации законодательством и демографическими особенностями с последующим изданием этих материалов после согласования с органами юстиции, прокуратуры, милиции, суда республики; 5.2. организационно - методическое и практическое руководство и контроль за деятельностью бюро судебно - медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского (АССР) подчинения: - организация и проведение плановых инспекций деятельности территориальных бюро с предоставлением соответствующему органу здравоохранения актов с выводами и предложениями о состоянии судебно - медицинской службы в регионе и путях ее дальнейшего развития с последующим контролем по их реализации; - обеспечение систематического контроля за правильностью проведения экспертиз в территориальных бюро путем проверок первичных экспертных заключений и актов исследований, а также экспертиз, проведенных по материалам уголовных и гражданских дел; - проведение консультативной помощи руководству и судебно - медицинским экспертам бюро по вопросам порядка и организации производства, качества экспертных исследований; - организация и выполнение в особо сложных случаях судебно - медицинских экспертиз и исследований в структурных подразделениях республиканского (РСФСР) или другого территориального бюро; - разработка и внедрение применительно к судебно - медицинской экспертизе новых форм и методов хозяйствования; - внедрение средств вычислительной техники, разработка программ по отдельным видам судебно - медицинских экспертиз с последующим внедрением в экспертную практику; - организация судебно - медицинского обеспечения при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и других экстремальных ситуаций; - координация и контроль деятельности методических советов территориальных бюро судебно - медицинских экспертиз; - осуществление контроля за качеством проведения судебно - медицинских клинико - анатомических конференций в бюро судебно - медицинской экспертизы административных территорий РСФСР. 5.3. Совершенствование существующих и апробация разработанных методов исследования; своевременное внедрение достижений медицинской науки и техники в экспертную практику судебно - медицинских учреждений республики для повышения эффективности и качества экспертиз, снижения трудозатрат и сроков по их выполнению. 5.4. Повышение профессионального уровня врачей судебно - медицинских экспертов путем: - систематического проведения мероприятий по подготовке последипломного обучения врачей судебно - медицинской экспертизы Российской Федерации на соответствующих кафедрах и курсах медицинских институтов, факультетов усовершенствования врачей; - прохождения стажировки на базе Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы и республиканских центров по актуальным вопросам судебно - медицинской экспертизы; - проведения республиканских тематических семинаров - совещаний с привлечением научных сотрудников институтов различных профилей, направленных на совершенствование качества судебно - медицинской экспертизы. 5.5. Осуществление анализа опыта работы бюро судебно - медицинской экспертизы административных территорий республики с предоставлением результатов обобщения руководству Министерства здравоохранения РСФСР для разработки рекомендаций по совершенствованию судебно - медицинской службы в Российской Федерации. 5.6. Проведение повторных судебно - медицинских и комплексных экспертиз, производство которых поручено Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы, по материалам уголовных и гражданских дел и по делам о привлечении медицинских работников за профессиональные нарушения, по которым уже проводились экспертизы на уровне начальников бюро судебно - медицинской экспертизы областного, краевого и республиканского подчинения в пределах РСФСР; возложение на бюро судебно - медицинской экспертизы административных территорий РСФСР либо на отдельных экспертов производство судебно - медицинских экспертиз по требованию следственных органов и судов, обычно не обслуживаемых данным бюро. 5.7. Производство в установленном порядке в исключительных случаях в Бюро первичных судебно - медицинских экспертиз живых лиц, трупов и вещественных доказательств по предложениям органов дознания, следствия, суда, а также по мере необходимости участия судебно - медицинских экспертов Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы в качестве специалистов в области судебной медицины в первоначальных следственных действиях. 5.8. Обеспечение анализа и обобщение материала судебно - медицинских учреждений Российской Федерации по скоропостижной смерти, уличному и бытовому травматизму, отравлениям и другим видам смерти, случаев смерти детей, направляемых на судебно - медицинскую экспертизу, по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонашуения, с предоставлением руководству Министерства здравоохранения РСФСР данных и рекомендаций, имеющих значение для улучшения качества и профилактической помощи населению. Примечание. Проведение научно - практической работы с материалами судебно - медицинских экспертов (разбор случаев на врачебных конференциях, опубликование в печати и др.) допускается, если это не связано с разглашением следственных материалов, либо с разрешения следователя, прокурора, суда, либо после вступления приговора в законную силу. 5.9. Рецензирование диссертационных работ, представленных к защите на соискание ученой степени, а также материалов по вопросам аттестации начальников территориальных бюро судебно - медицинской экспертизы и их заместителей по экспертной работе, заведующих структурными подразделениями с направлением отзыва в соответствующее учреждение по принадлежности. 5.10. Срочное извещение руководства Министерства здравоохранения РСФСР о выявленных случаях острозаразных, в том числе особо опасных заболеваний в соответствии со специальными указаниями и приказами Министерства здравоохранения СССР и РСФСР, а также о случаях массовой гибели людей в результате происшествий и организации мероприятий по оказанию судебно - медицинской помощи в очаге поражения. 5.11. Организация и осуществление консультативной помощи органам внутренних дел, прокуратуры и суда по вопросам производства и качества судебно - медицинской экспертизы. 5.12. Содействие в работе Всероссийского научного общества судебных медиков по разработке научных направлений в области судебной медицины и внедрению их в практику судебно - медицинских учреждений. 6. При Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Минздрава РСФСР создается координационный Совет, являющийся совещательным органом, деятельность которого осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Приказом МЗ СССР от 21.07.78 N 694 (приложение N 8). 7. Ответственность за деятельность Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы возлагается на начальника Бюро. Заместитель начальника Главного управления медицинской помощи Минздрава РСФСР В.М. РЯЗАНОВ Приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОМ ЭКСПЕРТЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР 1. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР является главным специалистом по судебной медицине Министерства и одновременно начальником республиканского бюро судебно - медицинской экспертизы, назначается и освобождается Приказом Министерства здравоохранения РСФСР. 2. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР в административно - хозяйственном отношении подчинен Министру здравоохранения РСФСР или его заместителю, а в организационно - методическом - главному судебно - медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР. 3. Деятельность Главного судебно - медицинского эксперта Министерства здравоохранения РСФСР направлена на разработку организационно - методических мероприятий и их осуществление по развитию и совершенствованию судебно - медицинской службы в Российской Федерации, повышению качества экспертных исследований, руководствуясь действующими законодательными и нормативными актами СССР и РСФСР, указаниями Министерства здравоохранения СССР и РСФСР, положениями о бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР и настоящим положением. 4. Главному судебно - медицинскому эксперту Министерства здравоохранения РСФСР предоставляется право в пределах своей компетенции: а) вносить предложения Министрам здравоохранения республик, входящих в РСФСР, начальникам и заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений и управлений здравоохранения край (обл., гор.) исполкомов, контролировать их выполнение; б) координировать со всеми структурными подразделениями Министерства здравоохранения РСФСР работу в области судебной медицины, представлять руководству Министерства здравоохранения РСФСР предложения по улучшению состояния службы и повышения качества экспертиз по вопросам материально - технического обеспечения, комплектования бюро судебно - медицинской экспертизы специалистами и их последипломной подготовке, штатных нормативов и структуры учреждений здравоохранения; в) издавать в установленном порядке методические и циркулярные письма; г) истребовать любую судебно - медицинскую документацию, препараты и иные материалы из территориальных бюро судебно - медицинской экспертизы; д) запрашивать из лечебно - профилактических учреждений медицинскую документацию, необходимую для рассмотрения жалоб и заявлений граждан; е) принимать участие по указанию Министерства здравоохранения РСФСР в разработке нормативных документов. 5. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР обязан: а) обеспечивать выполнение организационно - методических мероприятий, согласно положению о Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы; б) предоставлять непосредственно Министру здравоохранения РСФСР или его заместителю отчеты о состоянии судебно - медицинской службы на местах с выводами и предложениями; в) выполнять в пределах своей компетенции служебные задания Министра здравоохранения РСФСР и его заместителя; г) рассматривать жалобы и заявления граждан в связи с производством экспертиз. 6. Главный судебно - медицинский эксперт РСФСР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и обязанностей. Заместитель начальника Главного управления медицинской помощи Минздрава РСФСР В.М. РЯЗАНОВ Приложение 3 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЦЕНТРЕ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ АЛЬГОЛОГИИ 1. Республиканский центр судебно - медицинской альгологии входит в состав физико - технического отделения лаборатории Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела и обеспечивается штатными должностями сотрудников отделения. 2. Задачами республиканского центра судебно - медицинской альгологии являются: 2.1. Обеспечение для территории Волжского бассейна производства судебно - медицинских экспертиз трупного материала и проб воды водоемов в целях обнаружения, классификации и анализа диатомового планктона для подтверждения диагноза утопления, установления места и времени утопления человека в той или иной части водоема. 2.2. Совершенствование существующих диагностических методов судебно - медицинской альгологии, апробация и внедрение в практику современных технических средств для повышения эффективности и качества экспертных исследований, снижения трудозатрат на их исполнение. 2.3. Разработка и апробация новых диагностических приемов и технических способов лабораторного анализа проб воды различных водоемов для установления особенностей распространения, распределения и изменчивости диатомового планктона на территории водоемов в зависимости от времен года. 2.4. Разработка и апробация новых методов, диагностических приемов, технических способов изучения трупного материала с целью выявления закономерностей проникновения диатомового планктона во внутренние органы человека, в случаях утопления и посмертного попадания тела человека в воду. 2.5. Подготовка информационно - методических материалов, обобщающих научный и практический опыт по исследованиям трупного материала и проб воды водоемов на наличие диатомового планктона; разработка программ подготовки судебно - медицинских экспертов по вопросам альгологии. 2.6. Проведение совместной научно - практической работы с Институтом Экологии Волжского бассейна АН СССР г. Тольятти. 2.7. Проведение стажировки судебно - медицинских экспертов бюро судебно - медицинской экспертизы других регионов РСФСР для освоения методов исследования в судебно - медицинской альгологии. 2.8. Организация и регулярное проведение республиканских совещаний - семинаров судебно - медицинских экспертов по актуальным вопросам судебно - медицинской альгологии. 2.9. Участие в осуществлении систематического контроля за качеством выполнения судебно - медицинских экспертиз по исследованию биоматериала на наличие диатомового планктона в других бюро судебно - медицинской экспертизы РСФСР, внедрение новых методов исследования, участие в проверках территориальных служб по линии Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР. 3. Руководство экспертной, организационно - методической деятельностью республиканского центра судебно - медицинской альгологии осуществляется заведующим физико - техническим отделением лаборатории Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела, согласующим методическую и организационную работу центра с Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР, Институтом Экологии Волжского бассейна АН СССР и начальником Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела. 4. Контроль за деятельностью республиканского центра судебно - медицинской альгологии осуществляет Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР. 5. Республиканский центр судебно - медицинской альгологии является учебной базой для краткосрочной подготовки судебно - медицинских экспертов лаборатории бюро судебно - медицинской экспертизы РСФСР. Направление судебно - медицинских экспертов на подготовку в республиканский центр судебно - медицинской альгологии и утверждение соответствующих программ осуществляется в установленном порядке Главным судебно - медицинским экспертом МЗ РСФСР. 6. В Республиканском центре судебно - медицинской альгологии экспертному исследованию подлежат следующие объекты: 6.1. Трупный материал: внутренние органы с сохраненными целыми капсулами - почка, печень, легкое. 6.2. Трупный материал: артериальная кровь, костный мозг длинных трубчатых костей. 6.3. Образцы проб воды водоемов, в которых обнаружены трупы людей. 7. Объекты, подлежащие экспертному исследованию в республиканском центре судебно - медицинской альгологии, направляются судебно - следственными органами и судебно - медицинскими учреждениями непосредственно в Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела только после соответствующего правильного забора трупного материала с пробами воды водоемов в местах обнаружения трупов людей. 8. Финансово - экономическая деятельность центра осуществляется в соответствии с "Положением о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" и "Временными методическими рекомендациями по расчету затрат на различные виды судебно - медицинских экспертиз", изложенными в "Сборнике нормативно - методических документов по переводу на новые условия хозяйствования учреждений здравоохранения", том I, МЗ СССР, М., 1989 г. 8.1. За счет бюджетных ассигнований Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела (в пределах плана финансирования) Центром выполняются следующие работы: 8.1.1. участие в следственных и судебных действиях, связанных с решением вопросов по профилю Центра, - по поручению правоохранительных органов Ульяновской области; 8.1.2. проведение первичных, дополнительных и повторных судебно - медицинских экспертиз и исследований, не требующих комплексных исследований на лабораторных базах других учреждений и организаций и привлечения нештатных специалистов, - по поручению: - правоохранительных органов Ульяновской области; - судебно - медицинских экспертов Бюро судебно - медицинской экспертизы Ульяновского облздравотдела; - бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. 8.2. На условиях хозрасчета Центр выполняет: - судебно - медицинские экспертизы и исследования за счет органов, назначивших или заказавших их и не входящих в круг обязательных; - подготовку специалистов на краткосрочных курсах, рабочих местах и их стажировку. 8.3. На основе средств, полученных в результате хозрасчетной деятельности, Центр образует в установленном порядке по договору с руководством бюро фонд материального обеспечения экспертных работ и развитие своей технической базы. 9. Республиканский центр судебно - медицинской альгологии ведет единую с физико - техническим отделением документацию и представляет совместные с ним отчеты по форме и по принадлежности в сроки, утвержденные Минздравом СССР. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР В.О. ПЛАКСИН Приложение 4 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ВЗРЫВНОЙ И ОГНЕСТРЕЛЬНОЙ ТРАВМЫ 1. Республиканский хозрасчетный судебно - медицинский центр экспертизы взрывной и огнестрельной травмы входит в состав физико - технического отделения Бюро судебно - медицинской экспертизы Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома и обеспечивается штатными должностями сотрудников отделения. 2. Задачами республиканского судебно - медицинского центра экспертизы взрывной и огнестрельной травмы являются: 2.1. Производство направляемых из всех регионов РСФСР судебно - медицинских экспертиз взрывных и огнестрельных травм. 2.2. Совершенствование существующих, разработка, апробация и внедрение новых методов исследований, диагностических приемов и технических средств для повышения эффективности и качества экспертных исследований, снижения трудозатрат на их исполнение. 2.3. Подготовка информационно - методических материалов по проведению экспертиз взрывной и огнестрельной травм, разработка программ специальной подготовки судебно - медицинских экспертов. 2.4. Проведение стажировки экспертов с целью освоения ими методов, приемов и технических средств, применяемых при судебно - медицинской экспертизе взрывной и огнестрельной травмы. 2.5. Организация и периодическое проведение республиканских совещаний - семинаров судебно - медицинских экспертов по актуальным вопросам этого вида экспертизы. 2.6. Участие в осуществлении систематического контроля за качеством выполнения судебно - медицинских экспертиз взрывных и огнестрельных травм в других бюро судебно - медицинской экспертизы РСФСР, участие в проверках территориальных служб по линии Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. 3. Руководство экспертной, организационной, методической и консультативной деятельностью центра осуществляется заведующим физико - техническим отделением лаборатории Бюро судебно - медицинской экспертизы Главного управления здравоохранения исполкома Ленсовета, согласующим методическую и организационную работу центра с Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР и начальником Бюро судебно - медицинской экспертизы ГУЗЛ. 4. Контроль за организационно - методической, научной и практической деятельностью республиканского центра возлагается на Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР. 5. Направление судебно - медицинских экспертов на подготовку в республиканский судебно - медицинский центр по экспертизе взрывной и огнестрельной травмы и утверждение соответствующих программ осуществляется в установленном порядке Главным судебно - медицинским экспертом Минздрава РСФСР. 6. Экспертному исследованию подвергаются следующие объекты: 6.1. ткани и органы трупа, одежда с огнестрельными и взрывными повреждениями; 6.2. первая преграда или фрагмент ее при выстреле через преграду в сочетании с объектами, указанными в п. 6.1; 6.3. извлеченные из тела снаряды, осколки и другие инородные объекты; 6.4. предполагаемое оружие; 6.5. боеприпасы для экспериментального отстрела; 6.6. образцы предполагаемого взрывчатого вещества; 6.7. материалы уголовного дела. 7. Направление следственными органами судебно - медицинских экспертиз по взрывным и огнестрельным травмам в республиканский центр согласовывается с Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы МЗ РСФСР. Объекты, подлежащие экспертному исследованию, и материалы уголовного дела направляются судебно - следственными органами из различных территорий РСФСР непосредственно в Бюро судебно - медицинской экспертизы ГУЗЛ. 8. Финансово - экономическая деятельность центра осуществляется в соответствии с "Положением о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" и "Временными методическими рекомендациям по расчету затрат на различные виды судебно - медицинских экспертиз", изложенными в "Сборнике нормативно - методических документов по переводу на новые условия хозяйствования учреждений здравоохранения" (МЗ СССР, т. 1, М., 1989). 8.1. За счет бюджетных ассигнований Бюро судебно - медицинской экспертизы ГУЗЛ (в пределах годового плана финансирования) Центром выполняются следующие работы: 8.1.1. участие в следственных и судебных действиях по поручению правоохранительных органов г. Ленинграда; 8.1.2. проведение первичных, дополнительных и повторных судебно - медицинских экспертиз и исследований, не требующих комплексных исследований на лабораторных базах других учреждений и организаций и по поручению: - правоохранительных органов г. Ленинграда, - судебно - медицинских экспертов Бюро судебно - медицинской экспертизы ГУЗЛ, - Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР. 8.2. На условиях хозрасчета Центр выполняет: - судебно - медицинские экспертизы и исследования за счет органов, назначивших или заказавших их и не входящих в круг обязательных; - подготовку специалистов на краткосрочных курсах, рабочих местах и их стажировку. 8.3. На основе средств, полученных в результате хозрасчетной деятельности, Центр образует в установленном порядке по договору с руководством Бюро фонд материального обеспечения экспертных работ и развития своей технической базы. 9. Республиканский судебно - медицинский Центр по экспертизе взрывной и огнестрельной травмы ведет единую с физико - техническим отделением документацию и представляет совместные с ним отчеты по форме и по принадлежности в сроки, утвержденные Минздравом СССР. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР В.О. ПЛАКСИН Приложение 5 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОМ ЦИТОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ 1. Республиканский судебно - медицинский цитологический центр входит в состав судебно - цитологического отделения лаборатории Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома и располагает научной и учебной базой бюро судебно - медицинской экспертизы. 2. Задачами республиканского судебно - медицинского цитологического центра являются: 2.1. обеспечение производства судебно - медицинских экспертиз и исследований биологических объектов (ткани, клетки, волосы, кровь, выделения человека), направляемых из всех регионов РСФСР, в целях установления по принадлежности клеток тканей и органов их видовой, типовой и половой принадлежности; 2.2. дальнейшая научная разработка и апробация новых методов, диагностических приемов и технических способов изучения биологических объектов для установления признаков пола, вида и других идентификационных свойств клеток тканей и органов; 2.3. совершенствование существующих диагностических методов в цитологии, апробация и внедрение в практику современных технических средств для повышения эффективности и качества экспертных исследований, снижения трудозатрат на их исполнение; 2.4. подготовка информационно - методических материалов, обобщающих научный и практический опыт по цитологическим исследованиям, разработка программ подготовки судебно - медицинских экспертов по вопросам цитологии; 2.5. проведение стажировки экспертов отдельных территорий РСФСР для освоения ими методов цитологических исследований; 2.6. организация и регулярное проведение республиканских совещаний - семинаров судебно - медицинских экспертов по актуальным вопросам экспертизы идентификации личности; 2.7. участие в осуществлении систематического контроля за качеством выполнения судебно - медицинских цитологических экспертиз в других бюро судебно - медицинской экспертизы Российской Федерации, внедрение новых методов исследования, участие в проверках территориальных служб по линии Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР. 3. Руководство экспертной организационно - методической деятельностью республиканского судебно - медицинского цитологического центра осуществляется заведующим судебно - цитологическим отделением лаборатории Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома, согласующим методическую и организационную работу цитологического центра с начальником Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома и Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. 4. Руководство деятельностью республиканского судебно - медицинского цитологического центра осуществляется начальником Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома. 5. Республиканский судебно - медицинский цитологический центр является практической базой для кафедры судебной медицины Нижегородского медицинского института и учебной базой для краткосрочной подготовки судебно - медицинских экспертов судебно - цитологических отделений лаборатории бюро судебно - медицинской экспертизы Российской Федерации. 6. Направление судебно - медицинских экспертов на подготовку в республиканский судебно - медицинский цитологический центр и утверждение соответствующих программ осуществляется в установленном порядке Главным судебно - медицинским экспертом Министерства здравоохранения РСФСР. 7. Объекты, подлежащие экспертному исследованию в республиканском судебно - медицинском цитологическом центре, направляются судебно - следственными органами из различных территорий Российской Федерации непосредственно в Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома только после соответствующего отбора и согласования с указанным центром материала. 8.1. За счет бюджетных ассигнований Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома (в пределах годового плана финансирования) Центром выполняются следующие работы: 8.1.1. Участие в следственных и судебных действиях по поручению правоохранительных органов Нижегородской области; 8.1.2. Проведение первичных, дополнительных и повторных судебно - медицинских экспертиз и исследований, не требующих комплексных исследований на лабораторных базах других учреждений и организаций и привлечения внештатных специалистов, - по поручению: - правоохранительных органов Нижегородской области; - судебно - медицинских экспертов Бюро судебно - медицинской экспертизы управления здравоохранения Нижегородского облисполкома; - Бюро Главной судебно - медицинской экспертизы Минздрава РСФСР. 8.2. На условиях хозрасчета Центр выполняет: - судебно - медицинские экспертизы и исследования за счет органов, назначивших или заказавших их и не входящих в круг обязательных; - подготовку специалистов на краткосрочных курсах, рабочих местах и их стажировку. 8.3. На основе средств, полученных в результате хозрасчетной деятельности, Центр образует в установленном порядке по договору с руководством Бюро фонд материального обеспечения экспертных работ и развития своей технической базы. 9. Республиканский судебно - медицинский цитологический Центр ведет единую с судебно - биологическим отделением документацию и представляет совместно с ним отчеты по форме и по принадлежности в сроки, утвержденные Минздравом СССР. Главный судебно - медицинский эксперт Министерства здравоохранения РСФСР В.О. ПЛАКСИН Приложение 6 к Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 27 февраля 1991 года N 35 РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА БЮРО СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ I. ВРАЧИ - СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКИЕ ЭКСПЕРТЫ 1. Должности заместителя начальника Бюро по экспертной работе устанавливаются из расчета: - одна должность на каждое бюро судебно - медицинской экспертизы министерств здравоохранения союзной, автономной республик, управлений и отделов здравоохранения краев и областей, при наличии в штате бюро более 40 врачебных должностей (I - IX категорий учреждений). 2. Должности врачей - судебно - медицинских экспертов в областных, краевых, республиканских (АССР) центрах, городах Москве и Ленинграде устанавливаются из расчета: - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта отдела судебно - медицинской экспертизы трупов на каждые 100 экспертиз (исследований) трупов; - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта отдела судебно - медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и др. лиц на каждые 1200 экспертиз и освидетельствований. Должности врачей - судебно - медицинских экспертов районных (межрайонных) отделений бюро судебно - медицинской экспертизы устанавливаются из расчета: - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта, не проводящего гистологических исследований, не более чем на 80 исследуемых трупов и не более 350 экспертиз (освидетельствований) потерпевших, обвиняемых и др. лиц; - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта, проводящего не более чем 60 экспертиз (исследований) трупов с их гистологическим исследованием и не более 350 экспертиз (освидетельствований) потерпевших, обвиняемых и др. лиц; - одна должность межрайонного врача - судебно - медицинского эксперта, осуществляющего выезды в районы обслуживания, устанавливается из расчета на каждые 50 исследуемых трупов и не более чем на 350 экспертиз (освидетельствований) потерпевших, обвиняемых и др. лиц. 3. Должности дежурных судебно - медицинских экспертов устанавливаются (дополнительно) из расчета: - 6 должностей на каждое бюро судебно - медицинской экспертизы министерств здравоохранения СССР, АССР, главных управлений, управлений здравоохранения обл(край, гор)исполкомов. Оплата районным (межрайонным) врачам - судебно - медицинским экспертам за работу на местах обнаружения трупов (происшествий) во внерабочее время осуществляется за фактически отработанное время из дополнительно выделенного фонда заработной платы бюро судебно - медицинской экспертизы согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.06.90 N 229/9-44 "О совершенствовании организации заработной платы и введения новых условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения". Для судебно - медицинского обеспечения экстремальных ситуаций в соответствии с Приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 N 115 "О создании службы экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях" штатные должности для бригады быстрого реагирования устанавливаются дополнительно. 4. Должность врача - судебно - медицинского эксперта орг. метод. отдела (кабинета) устанавливается из расчета в зависимости от категории учреждения:
категория учреждения | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
количество должностей | 8 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Должность врача судебно - медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств устанавливается из расчета: - одна должность врача на 1750 объект - исследований в год. Примечание. Подсчет выполненной работы производится по унифицированной системе учета, разработанной НИИ судебной медицины Минздрава СССР (1983 г.). Коэффициент пересчета цитологических исследований составляет 1:2 и производится путем удвоения объект - исследований. 5. Должности врачей - судебно - медицинских экспертов в физико - технических отделениях устанавливаются из расчета: - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта (эксперта - биолога, - физика, - криминалиста, инженера) на 2000 объект - исследований с применением методов, используемых в судебной медицине и смежных научных дисциплинах. Примечание. Под объект - исследованием понимается одно применение одного из методов подготовки, изучения и регистрации свойств одного объекта (отдельно исследуемого предмета либо участка, следа на нем, микрочастиц и др.) либо одного из методов анализа полученных результатов, без учета применений методов раздельного исследования экспериментально полученных в ходе экспертизы образцов. 6. Должности врачей - судебно - медицинских экспертов - химиков в судебно - химическом отделении устанавливаются из расчета: - одна должность на каждые 55 полных анализов в год; - одна должность врача - судебно - медицинского эксперта (эксперта - биохимика) устанавливается из расчета в зависимости от категории учреждения:
категория учреждения | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
количество должностей | 2,5 | 2,25 | 2,0 | 1,75 | 1,5 | 1,25 | 1,0 | 0,75 | 0,5 | - | - |
N п/п | Место расположения объекта | Строительство | Реконструкция расширение |
1. | Алтайский край, г. Барнаул | 1 | |
2. | Амурская область, г. Благовещенск | 1 | |
3. | г. Белгород | 1 | |
4. | Бурятская АССР, г. Улан - Удэ | 1 | |
5. | г. Владимир | 1 | |
6. | г. Волгоград | 1 | |
7. | Дагестанская АССР, г. Махачкала | 1 | |
8. | г. Иваново | 1 | |
9. | г. Иркутск | 1 | |
10. | г. Калининград (обл.) | 1 | |
11. | г. Краснодар | 1 | |
12. | г. Курск | 1 | |
13. | г. Липецк | 1 | |
14. | г. Магадан | 1 | |
15. | г. Москва | 1 | |
16. | г. Москва (обл.) | 1 | |
17. | г. Нижний Новгород | 1 | |
18. | г. Оренбург | 1 | |
19. | Приморский край, г. Владивосток | 1 | |
20. | г. Псков | 1 | |
21. | г. Рязань | 1 | |
22. | г. Сочи | 1 | |
23. | г. Томск | 1 | |
24. | г. Тула | 1 | |
25. | Чувашская АССР, г. Чебоксары | 1 | |
26. | г. Южно - Сахалинск | 1 |
Заместитель начальника Главного
управления медицинской помощи
Минздрава РСФСР
В.М. РЯЗАНОВ