Информация о 12-м Всемирном конгрессе по медицинскому праву
/ Корсаков С.А., Казакова Е.Н. — 2000.
Информация о 12-м Всемирном конгрессе по медицинскому праву
Члены Всемирной Ассоциации Медицинского Права - академик РАЕН, профессор С.А. Корсаков, ассистент Е.Н. Казакова
В 1967 г. была создана Всемирная Ассоциация Медицинского Права (ВАМП), объединившая в своих рядах врачей, юристов, организаторов здравоохранения, специалистов по этике и других заинтересованных лиц. Раз в два года ВАМП проводит свои конгрессы. Представители СССР и Российской Федерации никакого участия в работе этой представительной всемирной организации не принимали. С 1995 г. я регулярно поддерживаю контакты с президентом ВАМП профессором А. Карми. На 11-м Всемирном конгрессе по медицинскому праву был представлен мой доклад, посвященный некоторым вопросом биомеханики черепно-мозговой травмы.
В августе 1998 г. проводился очередной 12-й Всемирный конгресс по медицинскому праву в Венгерской республике в г. Шиофок на Балатоне. На этом конгрессе были представлены уже три доклада из Российской Федерации, из них два членами нашей общественной организации «Медицина и право».
12-й Всемирный конгресс по медицинскому праву проходил под патронажем Президента Венгерской Республики г-на Арпада Генчо, спонсорами конгресса являлись Всемирная организация здравоохранения. Совет международной организации медицинских наук и Международный совет медицинских сестер. Конгресс проходил под покровительством генерального секретаря Совета Европы г-на Даниеля Таршиса.
Главными темами 12-го Всемирного конгресса по медицинскому праву являлись:
1. Политика в области охраны-здоровья и законодательство.
2. Права пациентов.
3. Ответственность медицинского персонала.
4. Образование.
5. Сестринское право и этика.
6. Закон и этика в психиатрии, стоматологии, фармации и судебной медицине.
7. Начало и конец жизни.
8. Медицинские исследования и технологии.
Как очевидно, спектр проблем в области медицинского права, которые стоят перед мировым медицинским и юридическим сообществом, весьма широк. Даже если судить по этому перечню, а тем более, когда анализируешь доклады и статьи, опубликованные в материалах конгресса.
По первой тематике конгресса для обсуждения были предложены четыре направления взаимоотношения законодательства и политики в области охраны здоровья. Во-первых, общедоступность охраны здоровья, во-вторых, приоритеты в охране здоровья, в-третьих, покровительство и содействие здравоохранению и, в-четвертых, безопасность и качество медицинской помощи. Именно этим вопросам было посвящено первое пленарное заседание конгресса. В своей вступительной речи председатель г-н G. Pinet , являвшийся одним из спонсоров конгресса (он представлял Всемирную организацию здравоохранения), отметил все более возрастающую роль медицинского права, которое гарантирует равноправие перед законом пациентов и медицинского персонала. Самое же главное заключается в том, что медицинское право обеспечивает всем пациентам гарантированное качество медицинской помощи. В докладе представителя Нидерландов г-на Лиинена напрямую прослеживалась связь между законами о здравоохранении состоянием здоровья не только населения страны, но и каждого гражданина. Президент ВАМП профессор А. Карми в своем докладе проследил взаимосвязи между законами о здравоохранении и культурным развитием общества, ярко продемонстрировав тот факт, что состояние медицинского права и законов о здравоохранении характеризуют общий уровень культуры и цивилизованности общества и государства. К сожалению, объем статьи не позволяет более подробно останавливаться на этих и других сообщениях, которые сделали представители Панамериканской организации здравоохранения и Австралии.
Второе пленарное заседание, проводившееся на следующий день, было посвящено проблеме прав человека и охране здоровья. В четырех докладах представителей Нидерландов и Канады анализировалось право человека на здоровье и жизнь, данное ему от природы, развитие и юридическая гарантия этого права за 50 лет, прошедших после принятия Всеобщей декларации прав человека (1948), а также после принятия Биомедицинской конвенции. Следует отметить, что обсуждение этой проблемы, также как и предыдущей, не ограничивалось только пленарными заседаниями. Пленарные заседания задавали общий тон дискуссии, а более подробный анализ и обсуждение уже конкретных вопросов проходили на секционных заседаниях, где выступали представители Австралии, Аргентины, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиля, Нидерландов, Польши, Франции, Финляндии, Южной Африки и других стран.
На секционных заседаниях обсуждались вопросы информированного согласия пациента но медицинское вмешательство; осуществление вынужденных медицинских действий без согласия пациента и ситуации, когда это возможно; соблюдение медицинской тайны; защита медицинской информации в связи с широкой компьютеризацией; права несовершеннолетних и неправоспособных пациентов. Программа конгресса была столь насыщенной, что секционные заседания проходили с 11 до 17 часов одновременно в пяти залах и посетить и послушать все доклады оказалось практически невозможным.
По третьей главной теме конгресса «Ответственность медицинского персонала» обсуждались вопросы небрежного лечения пациентов; ведения медико-судебных споров - не только на судебном этапе, но также и на предшествующих ему стадиях административного разбора и медико-этических комиссий; риск управления здравоохранением, компенсация и страхование как жизни и здоровья пациентов, так и медицинского персонала в случаях профессиональных вредностей, профессиональных ошибок, несчастных случаев в медицинской практике и неправомерных претензий со стороны пациентов или их родственников. Большое внимание на конгрессе было уделено медицинским дисциплинарным проступкам и уголовной ответственности врача. Необходимо отметить, что определение и перечень проступков врачей, а так же поводов для привлечения врача к уголовной ответственности в разной странах различны, что связано с особенностями законодательной базы (уголовного или гражданского законодательства) и в какой-то мере традициями и уровнем развития здравоохранения и медицинской практики. Поэтому проводить какой-либо сравнительный анализ с существующей в нашей стране практикой весьма затруднительно, поскольку необходимо досконально знать законодательную базу и реальную практику ее применения в различных странах.
Четвертой главной темой конгресса являлось преподавание судебной медицины, медицинского права и биомедицинской этики студентам медицинских и юридических высших образовательных учреждений. По этой теме мною был представлен доклад, в котором обобщался опыт преподавания судебной медицины и медицинского права в России на примере кафедры судебной медицины Московской медицинским академии им. И.М. Сеченова. Большой интерес представляли доклады из Аргентины, Венгрии, Туниса, ФРГ, Чехии и других стран, в которых рассматривалась проблема интеграции и унификации преподавания судебной медицины и медицинского права, международной координации и признания национальных дипломов. Лейтмотивом большинстве докладов и обсуждений в кулуарах конгресса звучала идея о том, что при всем своеобразии национальных законодательных баз существуют общие для всех стран принципы, заложенные в Декларации прав человека, которые и должны находиться в основе международной координации преподавания и признания национальных дипломов.
Пятая тема конгресса - сестринское право и этика. Обсуждались проблемы, которые у нас в стране практически не затронуты и мало кого из профессионалов интересуют - проблемы законодательной регламентации и этической стороны деятельности медицинских сестер и другого среднего медицинского персонала, а также правовая регламентация профессиональной деятельности медицинских сестер с высшим образованием, определение пределов их компетенции.
Шестой темой, обсуждавшейся на конгрессе, является закон и этика в психиатрии, стоматологии, фармации и судебной медицины. В этом разделе обсуждались проблемы оказания помощи больным, страдающим психическими заболеваниями, в частности, возможность оказания помощи без согласия пациента, компетенция законных представителей при решении вопроса о госпитализации таких больных. Много внимания было уделено фармацевтической деятельности, рекламе лекарственных средств для населения и для медицинских работников, объему предоставляемой информации. На секционном заседании был представлен только один доклад по этическим аспектам судебно-медицинского вскрытия (Пига Р.А., Испания), в котором рассматривались этические проблемы, связанные с информацией родственников, адвокатов и других лиц о результатах судебно-медицинского вскрытия.
7. Начало и конец жизни. Чрезвычайно интересный раздел, в котором обсуждались актуальные проблемы:
а) искусственное оплодотворение;
б) статус эмбриона;
в) контрацепция и аборт;
г) эфтаназия и помощь при самоубийствах;
д) воля к жизни;
е) DNR - решение, то есть решение о прекращении проведения реанимационных мероприятий («Do Not Resuscitate»— не реанимировать).
Следует отметить, что данный раздел, по моему мнению, требует особого разговора, поскольку в нашем законодательстве эти проблемы практически не решены и в ряде случаев находятся в противоречии с международными этическими нормами. Например, в Женевской декларации, которая была принята в сентябре 1948 г. на 2-й генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации и с небольшими исправлениями и дополнениями существует в настоящее время и является фактически Международной клятвой медицинских работников, говорится: «...Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности». В то же время в ст. 2 Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.92 № 4180-1 отмечается: «Действие настоящего закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты». С одной стороны, этические нормы требуют уважения к человеческой жизни с момента зачатия, с другой - правовая норма выводит эмбрионы из-под влияния правовой сферы. В свое время (несколько лет тому назад) эта ситуация породила скандал, связанный с использованием эмбриональных тканей, полученных в России, одной из немецких фармацевтических фирм.
8. Медицинские исследования и технологии. Данный раздел был посвящен правовым вопросом медико-биологических исследований и внедрения новых технологий:
а) исследования, включающие человеческие объекты;
б) генетическое тестирование и скриннинг;
в) трансплантация органов;
г) ДНК банки.
В августе 2000 г. в Финляндии состоится очередной 13-й Всемирный конгресс по медицинскому праву, в работе которого мы надеемся принять участие, если будет принята наша заявка (заявка и тезисы в адрес оргкомитета направлены). О результатах работы этого конгресса мы сообщим нашим читателям.
похожие статьи
По итогам взаимодействия с органами местного самоуправления / Нестеров А.В., Землянский Д.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 93-94.
Расширенная научно-практическая конференция «Судебно-медицинская экспертиза Санкт-ПЕТЕРБУРГА XX–XXI веков: Традиции, интеграция научных знаний и технологий, профессиональная этика» (20–21 сентября 2018 года, г. Санкт-Петербург) / Лобан И.Е. // Труды VIII Всеросс. съезда судебных медиков ..., 21–23 ноября 2018 г., Москва — М.: ООО «Принт», 2019. — №1. — С. 34-37.