Электрографический метод определения металлов у входных огнестрельных отверстий
/ Балаган И.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №3. — С. 9-14.
Центральная криминалистическая лаборатория (зав.—доцент Б. Л. Зотов) Всесоюзного института юридических наук, Москва
Поступила в редакцию 8/VII 1958 г.
Одним из основных вопросов судебномедицинской и криминалистической экспертизы огнестрельных повреждений является установление входного пулевого отверстия и расстояния, с которого был произведен выстрел. Решение этих вопросов оказывается возможным чаще всего в результате выявления дополнительных следов выстрела (поясок обтирания, зона отложения копоти и т. д.).
В то же время в ряде случаев эти следы при визуальном изучении оказываются неразличимыми, а при использовании принятых в экспертной практике химических и физических методов не обнаруживаются или открываются с трудом. Наконец, если удается выявить эти следы по химическим признакам, эксперт оказывается не в состоянии решить вопрос о дистанции выстрела ввиду того, что картина расположения следов остается неразличимой.
Наибольшее практическое значение имеет изучение зоны отложения пороховой копоти. В то же время, как уже говорилось выше, она может быть визуально неразличима (замаскирована цветом объекта с огнестрельным повреждением).
Как было установлено работами С. М. Соколова и С. Д. Кустановича (1952), в состав «пороховой копоти» входит в значительных количествах металлическая пыль, представляющая собой продукты разрушения боеприпасов при выстреле.
В связи с этим мы поставили перед собой задачу выявления зоны отложения «копоти выстрела» электрографическим методом. При этом нам удавалось не только выявлять зону отложения металлической пыли в составе зоны отложения копоти, но и устанавливать природу входящих в нее металлов. Последнее обстоятельство имеет значение для ориентировочного определения вида боеприпасов, использованных при выстреле.
Электрографический метод позволяет наглядно и документально воспроизвести картину расположения пояска обтирания и металлической пыли, входящей в состав «копоти выстрела», при этом вещественное доказательство не нарушается, а электрографирование может быть проведено повторно.
Метод электрографии, проверенный на практике при экспертизе огнестрельных повреждений, может найти также применение при экспертизе механических повреждений, для обнаружения следов металла от орудий убийства, частей транспортных средств и т. д., а также в электрометках на одежде и теле в местах повреждений.
В 1957 г. мы сообщили о способе определения металлов у входных огнестрельных отверстий электрографическом методом1.
Электрографический метод анализа выгодно отличается от других методов химического анализа тем, что наглядно иллюстрирует локализацию открываемых элементов в исследуемом образце и позволяет использовать полученные результаты для проведения других исследований.
Рис. 1. Схема включения электрографического оборудования.
1 — источник тока ; 2 — реостат; 3 — электроды; 4 — вольтметр; 5 — амперметр.
Электрографический метод анализа является методом оттисков, при котором растворение образца и перенос ионов на бумажную подложку облегчается наложением электродвижущей силы.
Метод основан на электролизе: анализируемый образец служит ано
дом, а алюминиевая или другая металлическая пластинка — катодом. Между анодом и катодом помещают бумажную подложку, пропитанную электролитом. При включении постоянного электрического тока анализируемый объект подвергается анодному растворению и посылает к катоду свои
ионы. После окончания пропускания тока бумажную подложку обрабатывают
специфическим реактивом и получают на ней окрашенные соединения, наглядно показывающие присутствие и расположение в образце тех или иных элементов.
Метод применим для обнаружения металлов на предметах одежды и обуви, изготовленных из шелка, хлопчатобумажных тканей, сукна, соло
мы, керзы, хрома и т. п. Кроме перечисленных объектов, исследованию для
определения следов металлов можно подвергать кожные покровы и другие ткани живых
организмов и трупов.
Рис. 2. Схема устройства электродов.
I — микропористая резина; 2 — алюминиевая фольга;
3 — пластмассовая рамка ; 4 — желатинированна я бумага;
5 — исследуемая ткань.
Возможности применения метода в судебномеди- цинской и криминалистической практике проверены на большом количестве экспериментов и подтверждены при проведении ряда экспертиз в судебнохимическом от делении Центральной криминалистической лаборатории.
Для проведения электрографического анализа необходимо следующее оборудование: источник постоянного тока, вольтметр,, амперметр и реостат. Схема включения оборудования приведена на рис. 1.
В качестве источника тока можно использовать газотронные и селеновые выпрямители, аккумуляторы и сухие элементы для питания накала ламп радиоприемников.
Снятие электрографических оттисков стканей
Для получения электрографических оттиссков с тканей был предложен прибор, основной частью которого являются пластинчатые электроды из алюминиевой фольги (такая фольга применяется для обертки шоколада и некоторых сортов конфет). Пластинки из микропористой резины обертывают алюминиевой фольгой и вставляют в пластмассовые рамки- основания таким образом, чтобы создать контакт между фольгой и электрическими проводами, подведенными к рамкам и соединяющими электроды с источником тока. На пластинчатые электроды помещают бумажную подложку, пропитанную реактивом-растворителем (электролитом), а между ними зажимают исследуемый участок ткани (рис. 2).
В качестве бумажной подложки применяется хорошо отфиксироваиная и промытая глянцевая фотографическая бумага.
После пропускания постоянного электрического тока подложку, лежащую со стороны катода (—), обрабатывают реактивом-проявителем.
При получении оттиска придерживаются следующего режима: напряжение 3 V, длительность контакта 60—90 секунд.
Рис. 3. Мишень (вверху) и ее электрограмма (внизу) Выстрел из пистолета ТТ с расстояния 6 см.
Снятие электрографических оттисков с кожных покровов.
Листы подложки нужного размера, пропитанные электролитом, накладывают на исследуемый участок. На подложку помещают кусок алюминиевой фольги, присоединенный проводом к отрицательному полюсу источника тока (катоду), и плотно прижимают к исследуемому объекту при помощи куска микропористой резины. Второй электрод ( + ) накладывают на кожный покров вблизи исследуемого участка и также плотно прижимают. Прокладывать бумажную подложку между анодом ( + ) и кожным покровом не обязательно, но рекомендуется слегка смочить кожный покров электролитом. После наложения электродов пропускают постоянный электрический ток напряжением 3 V; длительность контакта от 180 до 300 секунд.
Метод пригоден для обнаружения металлов, входящих в состав «копоти выстрела» и электрометок.
Реактивы-растворител и (электролиты).
В связи с тем, что анодное действие тока усиливает растворение образца, при снятии электрографических оттисков становится возможным применение разбавленных растворителей. В качестве реактивов-растворителей в электрографии используются растворы слабых кислот и оснований: уксусной кислоты, аммиака, а также растворы солей. По литературным данным, при снятии оттисков с токопроводящих объектов применяются 0,1 N растворы. Растворы такой концентрации создают электропроводность, необходимую для анодного растворения.
При снятии электрограмм для обнаружения металлов на сдежде и
кожных покровах трупов и живых лиц использовались следующие электролиты: а) для обнаружения свинца и железа — 20-25% раствор уксусной кислоты; б) для обнаружения меди и никеля — 7-8% раствор аммиака.
Рис. 4. Мишень (вверху) и ее электрограмма (внизу). Выстрел из пистолета ТТ с расстояния 12 см.
Можно применять и более разбавленные растворы, но при этом необходимо увеличить экспозицию электрографирования.
Реактивы - проявители.
При определении следов металлов «копоти выстрела», поясков обтирания и следов
металла, оставленных рельсовым транспортом и электрометками, применяются следующие реактивы: а) для обнаружения свинца—0,02% водный раствор
родизоновокислого калия. Водные растворы реактива неустойчивы и сохраняются в течение
8 часов. Цвет оттиска краснофиолетовый; б) для обнаружения следов железа — уксусно-кислый раствор в-нитрозоа-нафтола. С солями железа
реактив образует интенсивную зеленую окраску, с медью он
дает кирпично-красную, с цинком — желтую, со свинцом — оранжевую окраску;
в) для обнаружения следов меди и никеля — насыщенный спиртовой раствор рубеановодородной
кислоты. При наличии на электрограмме меди образуется
темно-зеленая окраска, а в случае присутствия никеля — синефиолетовая.
Техника проявления электрограмм сводится к следующему: отконтактированную бумажную подложку снимают с электрода (катода) при помощи пинцета, имеющего пластмассовые кончики (применение пинцетов с металлическими кончиками недопустимо), и переносят на стекло вверх желатиновым слоем. На желатиновый слой накладывают лист фильтровальной бумаги я при помощи ватного тампона наносят требуемый реактив-проявитель. Проявленную электро- грамм.у промывают водой и сушат при комнатной температуре.
Определение расстояния, с которого был произведен выстрел.
Для проверки возможности определения расстояния, с которого был произведен выстрел, по картине распределения металлов «копоти выстрела» была поставлена серия опытов.
Мишенями в этих опытах служило льняное полотно; выстрелы производились из пистолета ТТ образца 1933 г. патронами, пули которых плакированы томпаком.
Выстрелы в мишени производились «в упор» и с расстояния 6, 12, 18, 24, и 30 см.
Мишени, в которые производились выстрелы, исследовались электрографическим методом при соблюдении следующего режима: напряжение 3 V, длительность контакта 120 секунд, реактив-растворитель — 7% раствор аммиака, реактив-проявитель — насыщенный спиртовой раствор рубеановодородной кислоты.
На электрограммах мишеней, в которые производились выстрелы «в упор», после их проявления раствором рубеано-водородной кислоты образовались небольшие участки, окрашенные в слабый оливковый цвет. На электрограммах мишеней, в которые производились выстрелы с расстояния 6 см, обнаруживалось интенсивное окрашивание, отвечающее расположению солей меди в центральной зоне отложения копоти, и более слабое окрашивание, соответствующее расположению меди во внешней зоне копоти (рис. 3) . На электрограммах мишеней, в которые производились выстрелы с расстояния 12 см, еще не различим поясок обтирания, границы центральной зоны отложения копоти расширились, а интенсивность оливковой окраски уменьшилась (рис. 4) . На электрограммах, мишеней, в которые производились выстрелы с расстояния 18 см, отчетливо выявляется поясок обтирания, вокруг которого на фоне слабого оливкового окрашивания расположены группы точек и отдельные точки оливкового цвета, образовавшегося при электролитическом растворении очень крупных частичек меди (рис. 5). На электрограммах мишеней, в которые производились выстрелы с расстояния 24 и 30 см, отсутствует сплошное окрашивание и наблюдается окрашивание от пояска обтирания и одиночных крупных частиц меди.
Рис. 5. Мишень (вверху) и ее электрограмма (внизу). Выстрел из пистолета ТТ с расстояния 18 см.
Таким образом, при помощи электрографии становится возможным определить наличие металлов на исследуемом объекте, а по количеству металлов и их расположению относительно огнестрельного повреждения—расстояние, с которого был произведен выстрел.
Выводы
- Предлагаемый метод позволяет открывать металлы на предметах одежды, кожных покровах трупов и живых лиц.
- Электрографический метод наглядно иллюстрирует локализацию тяжелых металлов в исследуемом образце и позволяет использовать полученные результаты Для последующих исследований.
- Результаты анализа документально иллюстрируются электро-граммой.
- При использовании электрографического метода полностью сохраняются вещественные доказательства.
- Электрографический метод не требует сложной аппаратуры: использование его доступно каждому судебномедицинскому экспертному учреждению.
1 Сообщение сделано на заседании секции судебных химиков Московского отделения научного общества судебных медиков и криминалистов 17/IX 1957 г.
похожие статьи
Характеристика танатогенеза при огнестрельной травме / Збруева Ю.В., Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 49-51.
О практике использования в работе медико-криминалистического отдела бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области аппаратно-технического цифрового комплекса Keyence VHX-2000 / Безпалый Ю.Б., Золотенкова Г.В., Романько Н.А., Музипов Э.Р. // Судебная медицина. — 2015. — №1. — С. 39-41.