Опыт первичной подготовки кадров судебно-медицинских экспертов
/ Пырлина Н.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №3. — С. 34-36.
Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В.Ф. Черваков) I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова
Поступила в редакцию 1/VII 1958 г.
Несмотря на значительный рост судебномедицинских кадров, потребность в них еще весьма ощутима, и вопрос о подготовке судебномедицинских экспертов продолжает оставаться актуальным. Нередко к выполнению обязанностей судебномедицинских экспертов привлекаются врачи других специальностей (врачи-эксперты). В связи с этим нельзя не согласиться с В. М. Смольяниновым, который в своей статье: «О преподавании судебной медицины как методе подготовки врачей-экспертов»1, поставил вопрос о состоянии преподавания судебной медицины в медицинских институтах и рекомендовал ряд мероприятий, позволяющих улучшить подготовку студентов по судебной медицине. Особого внимания в этом направлении, с нашей точки зрения, заслуживает мнение автора о неправильном распределении (дифференцировке) часов для преподавания судебной медицины по факультетам: сокращении их на педиатрическом и предоставлении особенно малого числа часов на санитарно-гигиеническом факультетах.
Знания по судебной медицине должны быть достаточными у любого врача и объем их не может зависеть от того, какой факультет он окончил, поскольку органы расследования, привлекая врача в соответствии с законодательством к выполнению функций судебномедицинского эксперта, принимают во внимание лишь наличие врачебного диплома и не могут учитывать особенности подготовки по судебной медицине врачей различного профиля.
Явно мешает улучшению подготовки врачей-экспертов существующая система преподавания судебной медицины в течение двух семестров, когда лекции читаются с большими интервалами в течение года. Мы решительно высказались против указанных недостатков и настояли на устранении их в Проекте нового учебного плана для медицинских институтов, над которым работает Центральная методическая комиссия I Московского медицинского института.
Весьма важными являются высказывания В. М. Смольянинова о предоставлении студентам VI курса экспертной практики и необходимости создания ординатуры для подготовки судебномедицинских кадров.
По нашему мнению, речь может идти о годичной ординатуре при кафедрах судебной медицины для врачей-выпускников, которые желают в дальнейшем работать в качестве судебномедицинских экспертов.
Возможность в течение года осуществить первичную подготовку судебномедицинских экспертов была уже практически проверена многими кафедрами судебной медицины, на которых существовала первичная профилизация студентов VI курса.
На кафедре судебной медицины I Московского медицинского института такую первичную годичную подготовку прошли 38 студентов VI курса и 5 врачей, направленных по окончании института для специализации по судебной медицине.
Разработанный кафедрой план подготовки студентов VI курса по судебной медицине был утвержден в 1952 г. Главным управлением медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве типового.
Опыт работы кафедры дает основание сказать, что одногодичный срок является достаточным для первоначальной специализации: за такой срок вполне возможно расширить теоретические знания студента или молодого врача, привить ему необходимые практические навыки и дать нужное направление в дальнейшей самостоятельной работе.
Для успеха первичной подготовки судебномедицинских экспертов весьма важно четкое планирование.
Согласно плану работы, которым пользовалась наша кафедра, изучение курса судебной медицины и пограничных областей осуществлялось студентами и врачами самостоятельно по руководствам и монографиям в соответствии с рекомендованным им списком обязательной и дополнительной литературы. Каждую неделю профессор или доцент проводил групповые семинарские занятия по ведущим разделам судебной медицины.
Теоретической подготовке весьма способствовала работа над какой-либо темой, которая требует изучения и анализа архивного или текущего экспертного материала либо выполнения небольшой экспериментальной работы.
В практической подготовке главное внимание уделялось судебномедицинскому исследованию трупов и экспертизе живых лиц. Эти занятия проводились в течение всего срока специализации.
Каждым проходящим специализацию проводилось в среднем не менее 40 аутопсий, самостоятельно составлялся подробный акт судебномедицинского исследования трупа. Результаты и документация экспертизы тщательно обсуждались и контролировались преподавателем. К концу года будущие судебномедицинские эксперты, как правило, хорошо овладевали секционной техникой, осваивали необходимые секционные приемы (пробы на воздушную эмболию, вскрытие придаточных полостей черепа и т. д.), приобретали навыки в изъятии материала из трупа для дополнительных исследований.
Внимание молодых специалистов обращалось на то, что наряду с основной работой — служением органам советского правосудия — задачей судебномедицинской экспертизы является помощь органам здравоохранения в улучшении лечебной работы. В этих целях проводилось сопоставление клинических диагнозов с диагнозами секционными, случаи расхождения диагнозов и врачебных ошибок обсуждались на конференции кафедры совместно с клиницистами.
Специальное время отводилось для судебномедицинского исследования трупов новорожденных, изучению особенностей техники и документации этих вскрытий.
Подготовка по патологической анатомии осуществлялась в течение всего года (обсуждение результатов вскрытий в, случаях смерти от заболеваний, составление патологоанатомического диагноза, семинарские занятия с просмотром микропрепаратов и т. д.) . Кроме того, подготовка по этой дисциплине происходила на кафедре патологической анатомии I Медицинского института и в патологоанатомическом отделении Института имени Склифоеовского по плану, составленному кафедрой.
Судебномедицинская экспертиза живых лиц проводилась в амбулаториях бюро1 судебномедицинекой экспертизы Москвы и Московской области, где была предоставлена возможность ознакомиться со всеми видами этой экспертизы: травматологической, акушерско-гинекологической, экспертизой утраты трудоспособности и т. д.
За время специализации будущие эксперты расширяли свои знания и в области судебномедицинского исследования вещественных доказательств, изучали судебную1 химию и технику изготовления микропрепаратов в гистологической лаборатории кафедры.
Вполне обоснованным является включение юридических дисциплин в план первичной подготовки судебномедицинских экспертов, поскольку последним необходимо знать основные положения в области уголовного процесса, уголовного права и судоустройства, а также криминалистики. Подобные занятия проходили на базе Института криминалистики Прокуратуры СССР под руководством квалифицированных сотрудников института и вызывали обычно большой интерес у слушателей.
Кроме упомянутых дисциплин, велись занятия по судебной психиатрии в Институте судебной психиатрии имени Сербского.
Лица, готовившиеся у нас к деятельности судебномедицинских экспертов, присутствовали на заседаниях экспертных комиссий по сложным делам, учились излагать «обстоятельства дела» по представленным материалам и докладывали их на заседании комиссии; совместно с экспертами они посещали судебные заседания по уголовным делам, поочередно с дежурным судебномедицинским экспертом по городу выезжали на места происшествий, участвовали в осмотрах трупов, изъятии вещественных доказательств, в составлении протоколов осмотра и т. д.
Весьма целесообразным в первичной подготовке судебномедицинских экспертов являлось то, что их работа проходила не только на базе кафедры, но и в практических учреждениях судебномедицинской экспертизы города и области, где они знакомились с особенностями и постановкой работы этих учреждений.
Много внимания уделялось идейно-политическому воспитанию. Мы старались наглядно показать будущим экспертам принципиальные различия между передовой советской судебномедицинской наукой и судебной медициной капиталистических стран, разъяснить те ответственные задачи, которые ставяться на разрешение судебномедицинской экспертизы органами советского суда и следствия.
Практика показала, что врачи, прошедшие, первичную подготовку по судебной медицине, в дальнейшем успешно работают в качестве районных, городских и областных судебномедицинских экспертов. Некоторые из наших выпускников — судебномедицинских экспертов — успешно работают над кандидатскими диссертациями.
Таким образом, годичная первичная подготовка по судебной медицине позволила пополнить судебномедицинские кадры врачами, любящими свою специальность и интересующимися научной разработкой судебномедицинских проблем.
Исходя из этого в основном положительного опыта, мы считаем возможным предложить годичную специализацию (годичную ординатуру) как метод первичной подготовки кадров судебномедицинских экспертов.
Было бы целесообразно, чтобы главные судебномедицинские эксперты возбудили об этом ходатайства в министерствах здравоохранения.
1Судебномедицинская экспертиза, 1958, № 1, стр. 42.
похожие статьи
Перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебно-медицинских экспертов в Российской Федерации / Клевно В.А., Кучук С.А., Романько Н.А. // Судебная медицина. — 2015. — №4. — С. 50-54.