К итогам десятой расширенной конференции Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов (25—28 июня 1958 г.)

/ Огарков И.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №4. — С. 57-60.

Огарков И.Ф. К итогам десятой расширенной конференции Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов (25—28 июня 1958 г.)

 

 

 

 

 

ссылка на эту страницу

25—28 июня 1958 г. происходила десятая расширенная конференция Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов. Программа ее в основном включала вопросы трасологической экспертизы по делам автодорожных происшествий и мероприятия по борьбе с этими происшествиями, вопросы судебномедицинской характеристики и диагностики автомобильного и другого транспортного травматизма и применения в этих случаях ряда дополнительных медико-криминалистических методов исследования. Кроме того, обсуждались вопросы организации и методики экспертизы алкогольного опьянения, количественного и качественного определения алкоголя в крови и других объектах.

Актуальность этой тематики определяется необходимостью дальнейшего повышения качества всех видов экспертиз, связанных с авариями и жертвами на транспорте. Тематика конференции представляла значительный интерес и для присутствовавших на заседаниях представителей милиции и следственных органов.

В работе конференции приняло участие около 250 делегатов — судебных медиков' и криминалистов, прибывших из 50 городов. На конференции присутствовали также гости из Чехословакии и Болгарии.

За 4 дня было заслушано и обсуждено 60 докладов. На первом заседании были освещены некоторые общие вопросы, в частности вопросы следственно-правового характера и организационно-технических мероприятий, проводимых и намечаемых к проведению для борьбы с транспортными происшествиями. Большое внимание было уделено выяснению роли и значения экспертизы в расследовании автодорожных происшествий.

В докладе Н.С. Алексеева был подчеркнут катастрофический рост аварий и несчастных случаев на автотранспорте в капиталистических странах; ни специальные законодательные акты, ни широкое освещение вопросов безопасности на транспорте в литературе, ни ряд других мер, вплоть до международных семинаров по этим вопросам, не останавливают роста преступлений и несчастных случаев на автотранспорте. Например, по официальным данным, в США за 1956 г. в связи с автопроисшествиями было 2 368 000 несмертельных травм и 40 000 смертельных; в 1957 г. эти показатели увеличились на 10%, а к 1960 г. в США ожидается более 60 000 смертельных случаев в связи с автотравмами.

В СССР основной причиной правонарушений на автотранспорте является пренебрежение к мерам безопасности. Среди нарушений наиболее распространенными являются: управление автомашиной в нетрезвом состоянии и недозволенное превышение скорости движения.

По мнению докладчика, современное законодательное регулирование уголовно- правовой борьбы с преступлениями на автотранспорте является неудовлетворительным и требует совершенствования (уточнение диспозиции статей, более точная характеристика субъектов преступления, введение новых норм).

Докладчик подчеркнул необходимость всемерного улучшения качества расследования этих преступлений, оснащения следственных работников новейшими средствами криминалистической техники, максимального использования различного рода экспертиз, имеющих значение для доказательства наличия отдельных признаков состава преступления, а также установления причинной связи между допущенными нарушениями и последствиями.

Решающими средствами борьбы с нарушениями правил движения на автотранспорте и предупреждения несчастных случаев являются: дальнейшее совершенствование организации и порядка движения, повышение квалификации водителей и воспитание пешеходов, широкое проведение ряда других профилактических мероприятий.

Роль и значение совершенствования технического оснащения автотранспорта и средств регулирования его движения осветил Г.Н. Гусев. Его доклад сопровождался демонстрацией образцов новой техники: беззвукового сигнализатора обгона автомобилей, действующего на принципе полупроводниковых фотосопротивлений; кибернити- ческого светофора, работающего по инструкции регулирования движения; радиолокатора, определяющего скорость движения автомобилей и автоматически фотографирую-

щего нарушителей скорости; поляроидных стекол для борьбы с ослеплением водителей светом фар встречных машин в ночное время и др.

Одновременно при активном участии Г. Н. Гусева в Ленинграде подготавливается оснащение милиции индивидуальными трубками системы Л.А. Мохова и И.П. Шинкаренко для первичной диагностики наличия алкоголя в организме водителей машин —«контроль трезвости».

Значению экспертизы в расследовании несчастных случаев на транспорте посвящены были доклады И.X. Максутова и Б.А. Алексеева . Оба докладчика подчеркнули, что квалифицированно и своевременно проведенный осмотр места происшествия и полноценное судебномедицинское исследование трупа или пострадавших, а также следов, связанных с причиненным повреждением, в значительной степени определяют весь последующий ход расследования и гарантируют получение необходимых для следствия доказательств, которые при неумелом осмотре могут быть безвозвратно потеряны.

К сожалению, отметил Б.А. Алексеев (ОРУД Ленинграда), далеко не всегда судебномедицинские заключения по своей глубине и полноте отвечают предъявляемым к ним требованиям. Чаще всего механизм происхождения повреждений экспертами не освещается или даются самые общие неконкретные оценки, так как врачи, как правило, имеют недостаточные сведения об автотранспорте и даже плохо разбираются в марках машин. Большинство судебномедицинских экспертов не знакомится с обстоятельствами происшествия и дает заключения без всестороннего изучения дела. Заключения часто представляются несвоевременно, в результате чего затягивается расследование дорожных происшествий. В экспертизе алкогольного опьянения до сих пор имеет место недопустимое упрощенчество.

В.П. Чижов и М.Г. Любарский подробно осветили значение своевременного и тщательного осмотра места происшествия, обнаружения, фиксирования, изъятия и исследования следов и вещественных доказательств. При расследовании автодорожных происшествий встречается большое разнообразие следов, по которым возможно проведение трасологической экспертизы. В. П. Чижов предлагает разделить их на 4 группы соответственно разрешаемым вопросам (установление обстоятельств происшествия, вида транспорта, марки автомашины, конкретного автомобиля, следов, оставляемых скрывшимся преступником).

По мнению докладчиков, криминалистическая экспертиза является одним из основных доказательств, позволяющих обнаружить транспортное средство, на котором совершена авария, а следовательно, и установить правонарушителя или преступника.

А. В. Дулов привел литературные данные о криминалистической технике, применяемой за рубежом при расследовании автопроисшествий (специальные фотоаппараты, фиксирующие превышение автомашиной скорости движения, телевидение, радиолокаторы, стереофотометрическая аппаратура, приборы для определения наличия алкоголя в организме — дранкометры, алколометры и др.).

Морфологической и статистической характеристике автотр.авм, а также выяснению механизма их возникновения было посвящено 10 докладов. Особенности автоповреждений различных анатомических областей тела, отдельных органов и костей уже на данном этапе изучения автомобильной травмы позволяют экспертизе во многих случаях конкретно высказываться о механизме повреждения: наезде или переезде машиной, направлении удара и т. д. Большинство докладчиков указывало на обязательность самого детального исследования трупа, чтобы не пропустить повреждений, располагающихся в глубине полостей и мягких тканей. Такой метод, хотя и удлиняет исследование, но дает большую гарантию правильности установления механизма травмы. В докладах приводились конкретные рекомендации по методике исследования: разовой области (И.Ф. Огарков) , позвоночника (А.А. Салохин) , мягких тканей (И.В. Виноградов, А.С. Гуреев) и др. Причины многих дефектов актов экспертизы кроются в основном в неполноте макроскопического исследования трупа.

В последнее время намечается тенденция экспериментального изучения автотравмы с учетом условий, которые могут оказывать влияние на характер повреждений. Таким образом, судебномедицинская экспертиза постепенно становится на путь более углубленного изучения транспортного травматизма.

Правильная диагностика автотравмы должна основываться на тщательном анализе повреждений, их сопоставлении с обстоятельствами происшествия и всеми материалами дела.

Ряд докладчиков остановился на характеристике некоторых повреждений, причиняемых железнодорожным (О.X. Поркшеян) и авиационным транспортом (В.К. Дербоглав и В.Г. Науменко) и на тонких морфологических изменениях внутренних органов, в частности желез внутренней секреции, при травмах (Л.И. Громов, Н.А.Митяева).

Кроме того, в некоторых докладах было освещено применение в качестве дополнительных методовисследования вещественных доказательств и следов транспортных воздействий отдельных трасологических лабораторных и физикотехнических методов.

В перечисленных докладах содержалось много нового для судебных медиков и интересного материала. О.X. Поркшеян, например, показал возможность решения вопроса о расположении пострадавшего на рельсах и направлении вращения колесных дисков по полосам давления и обтирания на коже трупа, являющимся типичными признаками перекатывания колес железнодорожного транспорта через тело. В.И. Чарный установил отдельные виды травмы электропоездом, которые связаны с определенным механизмом их нанесения.

В докладе Л.И. Громова и его сотрудников было показано, что при травме, помимо непосредственного анатомического повреждения тканей, наблюдается комплекс морфологических изменений со стороны различных систем организма, в первую очередь со стороны нервной системы и тесно связанной с ней эндокринной. Общие изменения в органах и системах отражают как непосредственное воздействие самого повреждения, так и защитную реакцию организма на травму. Поэтому нельзя ограничиваться исследованием только местных процессов в области самого повреждения. Изучение морфологических изменений, возникающих при травме в железах внутренней секреции, в легких и некоторых других органах, может способствовать разрешению важных в практическом отношении вопросов (сроки наступления смерти, отличие прижизненной травмы от посмертных повреждений), а также расширяет представление о механизме смерти при травме в аспекте общего адаптационного синдрома.

Интересные сведения об особенностях черепно-мозговой травмы при уличных происшествиях были сообщены С.Б. Гольдштейном . По его данным, черепно-мозговая травма наблюдается в 64% случаев автопроисшествий, причем чаще эти травмы «вторичного» происхождения, т. е. возникают не от непосредственного воздействия машины. При автотравме преобладают противоударные контузии мозга.

Из рекомендованных на конференции лабораторных и физикотехнических методов исследования при транспортной травме можно отметить следующие.

М.Г. Кондратов и В.И. Кононенко рентгенологически установили специфические особенности раздробления костей конечностей при переезде их рельсовым транспортом (сильное смещение осколков, наличие мелких полулунных отломков и др.). Эти особенности не наблюдались при переломах иного происхождения.

В.А. Законов рекомендует спектральное исследование одежды при повреждениях ее изготовленными из цветных металлов предметами или частями автомашины и т. п. Спектральное определение материала ударяющего предмета возможно и при небольшой силе удара.

Интересные рекомендации по исследованию смазки транспортного средства при помощи флуоресцентной микроскопии даны В.И. Виноградовым. По его данным, этот метод позволяет не только определять наличие смазочного вещества, но и устанавливать, какая часть транспортного средства соприкасалась с телом.

По данным Г.А. Прейсмана, обнаружение на транспортных средствах наряду с пятнами крови волос, обрывков кожи, мышечной ткани, кусочков мозга и костей, определение их видовой и групповой принадлежности и совпадение с группой крови потерпевшего дает важную улику в делах, связанных с транспортной травмой. Докладчиком разработана методика вибрационной количественной абсорбции агглютининов в объекте исследования.

Ряд докладов был посвящен организации и методике экспертизы алкогольного опьянения, характеристике современных методов количественного и качественного определения алкоголя. Экспертиза алкогольного опьянения приобретает в настоящее время весьма актуальное значение. Поэтому к качеству этой экспертизы должны быть предъявлены высокие требования.

Приказ Министерства здравоохранения СССР № 523 от 1954 г. в настоящее время нуждается в изменениях и дополнениях. К тому же на местах он плохо выполняется. Например, по данным А.П. Загрядской (Горький) и В.М. Сирота (Рига), качество проводимых в лечебных учреждениях экспертиз опьянения остается весьма низким. Выдаваемые в лечебных учреждениях справки отличаются небрежностью. Докладчики считают, что экспертиза опьянения, проводимая по поручению органов суда и следствия, безосновательно изъята из компетенции судебномедицинских экспертов. В Риге в настоящее время для целей экспертизы опьянения оборудован специальный врачебный кабинет, обслуживаемый дежурным судебномедицинским экспертом.

И.В. Скопин в докладе «О необходимости введения объективных методов исследования в экспертизе опьянения» подчеркнул, что недостатки проводимых экспертиз связаны с тем, что не применяются методы количественного определения алкоголя. Наилучшие результаты удается получить при сочетании клинического обследования с количественным определением алкоголя в крови. По мнению докладчика, в настоящее время необходимы следующие срочные мероприятия: 1) организация проведения милицией на линии качественных проб на алкоголь, например с использованием индикаторных трубок системы Л.А. Мохова и И. П. Шинкаренко; 2) клиническое обследование и взятие материала (крови, мочи) врачами больниц, здравпунктов и вытрезвителей; 3) количественное определение алкоголя, оценка полученных результатов и составление заключения в областных бюро судебномедицинской экспертизы.

Л.Л. Мохова и И.П. Шинкаренко считают, что экспертиза должна проводиться в специальных кабинетах отделений милиции. Ответственность за организацию экспертизы в городе, районе, области должна возлагаться органами здравоохранения на соответствующих должностных лиц.

В двух докладах (Н.И. Репетуна и И.А. Трынкиной с соавторами) подчеркивалась необходимость введения в практику экспертизы опьянения более совершенных методов исследования с целью установления тонких нарушений функций центральной нервной системы. Такое исследование позволило бы уточнять степень опьянения и выявлять самую легкую степень.

В двух сообщениях А.И. Гринберга были даны подробный сравнительный анализ и классификация современных методов количественного определения алкоголя. Автор считает, что ни один из методов не может быть признан специфичным и универсальным. Выбор метода зависит от особенностей объекта.

В докладах И.Ф. Огаркова и К.Н. Калмыкова были освещены основные данные зарубежных монографий М. Вамоши (Чехословакия) и П. Зайферта (ФРГ), посвященных вопросам экспертизы алкогольного опьянения.

В двух докладах был затронут вопрос о диагностике смерти от отравления алкоголем. И.Г. Артемьева указала, что смертельные отравления алкоголем встречаются сравнительно редко. Чаще всего алкогольная интоксикация является способствующим фактором, вызывающим, например, острую коронарную недостаточность. При выяснении истинной причины смерти необходимо учитывать не только патолого- анатомическую картину и содержание алкоголя в крови, но и ряд других данных (результаты микроскопического исследования органов, клинические проявления отравления, обстоятельства дела, условия, в которых жил и работал умерший, и т. д.).

Конференция предложила правлению Ленинградского отделения общества обратиться в правление Всесоюзного общества судебных медиков и криминалистов и в Научно-исследовательский институт судебной медицины с просьбой учесть необходимость разработки плана и программы систематических исследований для разрешения ряда актуальных вопросов экспертизы алкогольного опьянения, в том числе критериев оценки степени опьянения, вопроса о корреляции между степенью алкогольной интоксикации и концентрацией алкоголя в крови и тканях организма. Конференция отметила особую важность количественных определений алкоголя и необходимость совершенствования существующих и разработки новых методов определения алкоголя. Было подчеркнуто, что для сопоставления результатов лабораторных анализов нужен не единый метод анализа, а единый подход к оценке результатов исследования. В основу экспертных заключений должно быть положено количественное определение алкоголя в крови.

Четвертый день конференции был посвящен докладам, не связанным между собой тематическим содержанием. В начале заседания П.В. Григорьева продемонстрировала интересный кинофильм, посвященный экспериментальному исследованию влияния воздушной эмболии на внутричерепное давление и электрическую активность сердца.

Далее были заслушаны два интересных доклада М.И. Авдеева. В первом он коснулся вопросов причинной связи в судебномедицинской экспертизе. Вопрос был разобран с позиций марксистской диалектики. Изложенные автором положения могут иметь практическое значение в работе экспертов.

Во втором докладе на очень актуальную тему: «Некоторые вопросы квалификации преступлений против личности» М.И. Авдеев подверг справедливой критике положения некоторых статей проекта УК РСФСР, касающихся умышленных телесных повреждений и половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних. По его мнению, с чем нельзя не согласиться, указанные статьи будут вызывать и усугублять затруднения, имеющие место и сейчас в судебномедицинской экспертизе. С методической точки зрения, все встречающиеся в практике телесные повреждения по их исходу не могут быть уложены в жесткие рамки, намечаемые проектом УК. Автор предложил новую, более рациональную редакцию статей.

Интересное выступление М.И. Касьянова касалось разнообразных, нередко тяжелых осложнений, возникающих при лечении антибиотиками и представляющих интерес для судебных медиков, поскольку эти осложнения при определенных условиях могут внезапно и неожиданно приводить к летальным исходам.

Большой интерес вызвал доклад М.А. Бронниковой о перспективах развития судебномедицинской гематологии. Современное состояние вопроса о группах крови, выделений и тканей человека позволяет считать, что в настоящее время совершается постепенный переход изосерологических факторов в их различных сочетаниях из категории групповых биологических признаков в категорию индивидуальных особенностей. Судебные медики по мере выяснения значения для судебной медицины отдельных изосерологических особенностей должны неуклонно расширять диапазон применения изосерологических факторов в экспертной практике .

Многие доклады вызвали оживленные прения. В выступлении М.Б. Котиковской был затронут серьезный вопрос охраны труда водителей. Одной из причин аварий на автотранспорте является утомление водителей машин в течение 12—14 часов непрерывной работы, что практикуется, например в Ленинградском таксомоторном парке.

Материалы конференции были своевременно изданы и распространены среди делегатов.

Работа конференции была подробно освещена в газете «Ленинградская милиция».

похожие статьи

II конгресс судебных медиков Югославии / Прозоровский В.И., Литвак А.С., Рубежанский А.Ф., Авакян Н.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 58-60.

больше материалов в каталогах

Съезды, совещания, встречи