Международный съезд по судебной медицине 19—21 июля 1957 г. (Бельгия)
/ Попельский Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959 — №3. — С. 40-42.
(Польша)
Поступила в редакцию 8/XII 1958 г.
Международный съезд по судебной медицине (судебной патологии) был организован Международной академией судебной и социальной медицины и научными обществами Америки, Англии, Бельгии, Южной Африки (Американская академия судебных знаний, Британская ассоциация судебной медицины, Бельгийское общество судебной медицины, Южно-африканское общество судебной медицины и др.).
Заседания происходили в Брюсселе и Генте. В числе участников съезда были судебные медики, судебные химики и криминалисты в количестве 100 человек из Польши, Англии, Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Югославии, США, Судана, Швеции, Италии, Южно-Африканского Союза. Съезд был как бы продолжением III Международного конгресса клинической патологии, который происходил в Брюсселе.
Тематика докладов и сообщений главным образом отражала проблемы судебно-медицинской травматологии и танатологии.
Первое заседание (Брюссель) было посвящено проблеме механической асфиксии; были заслушаны доклады о значении следов ногтей на коже, о сгибании шеи, об асфиксии новорожденных во время родов и после них, в частности задушении пуповиной; кроме того, сделано сообщение о повреждении обутой стопой.
Как тематика, так и сами доклады имели казуистический характер, не отличались высоким научным уровнем и соответствовали сведениям, которые в Польше преподаются студентам-медикам, излагаются в учебниках и на лекциях. Вместе с тем надо отметить хорошую иллюстрацию докладов цветными фотографиями, отображающими каждый этап исследования трупа и наблюдаемых при этом изменений и повреждений.
Заседания происходили в криминалистической школе Министерства юстиции. В перерывах между заседаниями можно было ознакомиться с криминалистическим музеем, размещенным в нескольких комнатах. Коллекции этого музея представлены главным образом вещественными доказательствами, которые исследовались в криминалистических лабораториях (подделка документов, печатей, банкнот, идентификация пуль и гильз, чертежи, модели мест происшествия и т.д.).
В баллистической комнате было продемонстрировано действие нового карабина, изготовляемого заводами Бельгии для НАТО. На кусках свежей кожи трупов человека были показаны входные и выходные отверстия, кроме того, демонстрировался фильм, иллюстрирующий сборку и разборку этого карабина.
На вечернем заседании первого дня были заслушаны доклады: 1) «Трепанационные отверстия в черепе или огнестрельная рана?» (Мюллер, Чили); 2) «Изучение индивидуального фактора крови ВеО» (Давидсон, Чикаго); 3) «Поражение двенадцатиперстной кишки в случаях обваривания» (Зора, Югославия); 4) «Пневмокониоз, вызванный тальком» (Гриффите, Бирмингам); 5) «Экспериментальное исследование по вопросу о попадании в легкие животных из воды мельчайших частиц» (Рудстон, Лондон). Во время прений была выяснена возможность занесения частиц планктона в глубь легкого посредством секционного ножа; 6) «Отравление новым инсектицидом — паратионом» (Гекке, Гент). Автор на основании изученных 15 случаев интоксикации описал подробно клиническую и патологоанатомическую картину, а также химическое открытие этого яда, легко доступного в Бельгии; 7) «Распознавание пятен крови человека по методу Кумбса» (Муро, Льеж).
На 2-й день заседания происходили в помещении кафедры судебной медицины Гентского университета, во главе которой стоит проф. Ф. Томас.
Кафедрой была организована выставка интересных препаратов, имеющая целью показать возможность идентификации тупого орудия по характеру повреждений костей черепа; демонстрировались хорошо и тщательно приготовленные костные препараты, орудия и фотоснимки. В секционном зале кафедры была экспонирована новая аппаратура, бестеневые лампы, лупы, приборы для измерения и взвешивания трупа, секционный инструментарий.
Были сделаны следующие доклады: 1) «Судебно-медицинское значение микроскопического исследования легких новорожденного младенца» (Шапиро, Южная Африка); 2) «Эозинофилия селезенки в случаях насильственной смерти» (Фойгт, Копенгаген). На материале 275 случаев насильственной смерти с учетом возрастов, вида насилия и причины смерти автор приходит к заключению, что эозинофилия среди клеток селезенки является характерным признаком насильственной смерти; 3) «Повреждения в случаях авиакатастроф с применением парашюта». Наблюдение касается повреждений у летчиков при их автоматическом выбрасывании из самолета и при применении парашюта (эти повреждения происходят на типичных местах в зависимости от технических приспособлений, прикрепляющих стропы парашюта к туловищу); 4) «Предупреждение транспортных аварий путем изменений автомобильных конструкций» (Сиовал, Швеция); 5) «Спонтанные и травматические изменения мозга» (Левинсон, Чикаго).
В работе съезда принимали участие прежде всего англичане и американцы. Они сообщили о фактах, давно известных судебным медикам Европы. Их доклады были тщательно подготовлены, иллюстрированы соответствующей казуистикой, однако не сообщали каких-либо новых фактов.
На съезде не были представлены доклады по важнейшим судебно- медицинским проблемам, в особенности мало было отведено места специальным методам судебной серогематологии, судебной химии и физическим методам. Также не были затронуты судебномедицинские вопросы из области врачебно-трудовой экспертизы.
Материалы съезда показывают, что научная проблематика и уровень научных исследований в Польше не только не стоят ниже уровня мировой судебной медицины, но в некоторых областях идут впереди, хотя у нас еще недостаточно технического оборудования, а работники кафедр судебной медицины чрезмерно перегружены практической работой.
похожие статьи
II конгресс судебных медиков Югославии / Прозоровский В.И., Литвак А.С., Рубежанский А.Ф., Авакян Н.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 58-60.