Особенности отображения «зоны острия» клинка ножа в морфологии колото-резаных повреждений тканей
/ Бутузова Ю.П., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012 — №12. — С. 32-35.
Изолированное исследование повреждений кожного покрова или раневого канала, одежды не дает достаточной информации об особенностях следообразующего объекта, механизме причинения повреждений, что не позволяет в полной мере ответить на вопросы следствия. Только оценка всех данных в совокупности позволяет максимально точно сделать вывод о следообразующих свойствах предмета. Необходимость комплексного исследования касается не только оригинальных, но и экспериментальных повреждений [1, 4].
На основании проведенных исследований экспериментальных повреждений кожного покрова колюще-режущими следообразующими объектами понятие «зона острия» нами расценивается как место на клинке ножа, где скос лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка. Этот участок лезвия клинка находит свое отражение в морфологии колото-резаных повреждений кожного покрова [2]. Наиболее часто колото-резаные ранения наносятся в область груди, живота и сочетаются с повреждениями одежды в этих областях [1]. С целью решения вопроса, находит ли зона острия отображение в морфологии колото-резаных повреждениях одежды, нами проведены экспериментальные наблюдения.
Материалы и методы. С учетом данных о наибольшей частоте встречаемости повреждений слоев одежды нами было выбрано 2 вида ткани: тонкая хлопчатобумажная и плотная джинсовая [1].
В качестве экспериментальных объектов, обладающих колюще-режущими свойствами, мы использовали 7 ножей заводского производства с длиной клинка 11,4 см, с односторонней заточкой клинка, с шириной на уровне погружения 1,5 см, без производственных и эксплуатационных дефектов клинков. Все экспериментальные клинки имели различный скос лезвия. Расстояние от острия до точки, где скос лезвия составляет 45º по отношению к продольной оси клинка (граница зоны острия), было следующим: нож № 1 – 0,2 см, нож № 2 – 0,4 см, нож № 3 – 0,5 см, нож № 4 – 0,7 см, нож № 5 – 0,9 см, нож № 6 – 1,0 см, нож № 7 – 1,1 см.
Ткань помещалась на биологический препарат кожного покрова и фиксировалась на подложке из пористого полимерного материала (для имитации подлежащих мягких тканей). Далее на клинках ножей были закреплены огр аничители на расстоянии 7 см от острия (что , по данным наших архивных наблюдений, соответствует средней длине раневых каналов). Экспериментальными ножами производились быстрые перпендикулярные вколы клинков в следовоспринимающий материал. В каждой серии наблюдений проведено 20 экспериментальных повреждений: 10 повреждений – через тонкую ткань и 10 – через плотную (джинсовую) ткань. После этого повреждения на ткани подвергались непосредственной стереомикроскопии (микроскоп Leika EZ4D, увеличение Х8–35).
Результаты и обсуждение. При исследовании экспериментальных колото-резаных повреждений слоя хлопчатобумажной ткани от ножей № 2–7 были выявлены морфологические признаки зоны острия, при этом регистрировалось два стабильно встречающихся признака во всех сериях наблюдений: вытягивание концов волокон поперечных краевых нитей повреждения (вер 1,0) и неровное пересечение концов поперечных краевых нитей (вер. 1,0). Остальные морфологические признаки встречались с различной долей вероятности: деформация поперечных краевых нитей в виде разволокнения их концов (вер. 0,73); неодинаковый уровень разделения волокон поперечных краевых нитей (вер. 0,87); отдельные выступающие в просвет продольные краевые нити и их деформация (вер. 0,6); разволокнение области пересечения продольной и поперечной краевых нитей, расположенной ниже выступающей в просвет продольной краевой нити (вер. 0,27); единичные волокна краевых нитей были расположены в неровной плоскости разделения всех остальных волокон нити (вер 0,77); отдельные волокна поперечных краевых нитей, располагающиеся поверхностно, были более закручены по продольной оси нити, чем волокна в других местах повреждения (вер. 0,47); деформация поперечных краевых нитей в виде расщепления их концов (вер. 0,2); изгиб стенки основного разреза колото-резаного повреждения (вер. 0,23). Расстояние от обушкового конца до указанных деформаций стенок и краев повреждений хлопчатобумажной ткани в целом соответствовало ширине клинков экспериментальных ножей на границе зоны острия. Для клинка ножа с протяженностью зоны острия 0,2 см (нож № 1) морфология ее не была выражена и сливалась с точкой вкола острия, удлиняя последнюю в среднем до 0,26 см, по сравнению с точкой вкола в экспериментальных повреждениях другими ножами (до 0,16 см). В данной группе экспериментальных повреждений стабильно были выражены следующие морфологические признаки: неровное пересечение концов поперечных краевых нитей (вер. 1,0); вытягивание концов волокон поперечных краевых нитей повреждения (вер 1,0); неодинаковый уровень разделения волокон поперечных краевых нитей (вер. 1.0).
При исследовании экспериментальных колото-резаных повреждений плотной (джинсовой) ткани от ножей № 2–7 в области перехода «зоны острия» в непосредственно лезвие были обнаружены изменения морфологии колоторезаных повреждений, аналогичные выявленным на хлопчатобумажной ткани: вытягивание концов волокон поперечных краевых нитей повреждения (вер. 0,27); неровное пересечение концов поперечных краевых нитей (вер. 0,67); деформация поперечных краевых нитей в виде разволокнения их концов (вер. 0,43); неодинаковый уровень разделения волокон поперечных краевых нитей (вер. 0,57); отдельные выступающие в просвет продольные краевые нити и их деформация (вер. 0,27); единичные волокна поперечных краевых нитей были расположены в неровной плоскости разделения всех остальных волокон нити (вер. 0,4); изгиб стенки основного разреза колото-резаного повреждения (вер. 0,033). Указанные деформации краевых нитей были выражены в меньшей степени, а в части повреждений (23 % повреждений) – отсутствовали.
При исследовании экспериментальных повреждений плотной ткани от ножа № 1 с протяженностью зоны острия 0,2 см также происходило удлинение точки вкола в среднем до 0,172 см, по сравнению с протяженностью точки вкола в других группах экспериментальных повреждений (0,11 см). В указанной серии повреждений с наибольшей долей вероятности (вер. 0,8) наблюдался такой признак, как неодинаковый уровень разделения волокон поперечных краевых нитей.
Ни в одной из серий экспериментальных повреждений плотной ткани не было зафиксировано: разволокнение области пересечения продольной и поперечной краевых нитей, расположенной ниже выступающей в просвет продольной краевой нити; наличие отдельных волокон краевых нитей, располагающихся поверхностно, более закрученных по продольной оси нити, чем волокна в других местах повреждения; деформация поперечных краевых нитей в виде расщепления их концов. Кроме того, ни один из морфологических признаков не наблюдался стабильно во всех группах повреждений. Следует отметить, что точка вкола в экспериментальных повреждениях также была менее выражена. Это объясняется тем, что джинсовая ткань обладает малой эластичностью, большой плотностью и, соответственно, высокой жесткостью [1], что способствует ее меньшему растяжению, а значит и меньшей разнице в сопротивляемости ткани между торцевым и продольным резанием.
Соотношение ширины клинка на границе зоны острия и расстояния от тупого конца экспериментального повреждения до деформации стенки и края, образованной переходом зоны острия непосредственно в лезвие
№ ножа | Ширина клинка |
Среднее расстояние от обушкового конца до зоны | |
хлопчатобумажная ткань | джинсовая ткань | ||
1 | 0,2 | 0,26 (слияние с точкой вкола) |
0,172 |
2 |
0,4 | 0,4 |
0,36 |
3 |
0,5 | 0,5 |
0,505 |
4 |
0,7 | 0,72 |
0,625 |
5 |
0,9 | 0,92 |
0,89 |
6 |
1,0 | 1,02 |
0,93 |
7 |
1,1 | 1,04 |
1,125 |
В области действия собственно лезвия клинка отмечалось ровное поперечное пересечение волокна с образованием гладкой торцевой поверхности разреза, концы нитей располагались в одной плоскости по одной линии разделения материала.
В связи с вышеизложенным, механизм образования указанной морфологической картины колото-резаных повреждений хлопчатобумажной и джинсовой ткани может быть объяснен следующим образом: режущая кромка в зоне острия осуществляет торцовое резание ткани, а собственно режущая кромка на лезвии осуществляет продольное резание тканей [3], при этом в месте изменения сопротивления ткани перестают испытывать давление следообразующего объекта, и их прогибание (за счет сжатия тканей непосредственно в месте контакта и растяжения их на отдалении) в месте воздействия прекращается, ткани приподнимаются и испытывают повторное травмирующее воздействие, что и проявится впоследствии деформацией стенки и (или) края повреждения. Вместе с тем, немаловажное значение в морфологии повреждений имеет внедрение слоев тканей в просвет повреждения подложки (кожного покрова) в «зоне острия», сопровождающееся выраженным перерастяжением кожного покрова (деформация распора) и сдвиговыми деформациями [1]. При этом происходит втягивание краевых нитей в просвет повреждения.
Заключение: при исследовании экспериментальных повреждений хлопчатобумажной и джинсовой ткани выявлены морфологические признаки зоны острия и определена их зависимость от расположения границы зоны острия на клинках экспериментальных ножей. Зафиксированы особенности морфологии повреждений в зависимости от жесткости, эластичности и растяжения тканей, что впоследствии может отразиться и в колото-резаных повреждениях кожного покрова с учетом жесткости подложки.
Литература:
1. Андрейко, Л. А. Изменение морфологии колото-резаных ран в зависимости от количества и комбинаций слоев прилежащей одежды: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – М., 2009. – 23 с.
2. Леонов, С. В. Определение понятия «зоны острия» и особенности морфологии колото-резаных повреждений кожного покрова в зоне острия при перпендикулярных вколах клинка ножа / С. В. Леонов, Ю. П. Бутузова // Актуальные вопросы судебной медицины и медицинского права. – М., 2011. – С. 178–181.
3. Леонов, С. В. Рубленые повреждения кожного покрова и костей. – Хабаровск: Изд. центр ИПКСЗ, 2006. – 267 с.
4. Методические рекомендации об определении свойств клинка колющережущего орудия по морфологии повреждения одежды и кожи человека / Минздрав. СССР. – М., 1982. – 22 с.
похожие статьи
Выявление признаков повторной травматизации при колото-резаных повреждениях костей / Кислов М.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 63-65.