Жизнь и деятельность Михаила Ивановича Райского
/ Сапожников Ю.С. — 1958.
Сапожников, Ю.С. Жизнь и деятельность Михаила Ивановича Райского / Сапожников Ю.С. // Труды судебномедицинских экспертов Украины; ред. проф. Ю.С. Сапожникова и проф. А.М. Гамбург. — Киев: государственное медицинское издательство УССР, 1958. — С.26-32.
Проф. Ю.С. Сапожников (Зав. кафедрой судебной медицины Киевского медицинского института)
22 октября 1956 г. скончался на 84-м году жизни заведующий кафедрой судебной медицины Одесского медицинского института, заслуженный деятель науки, профессор Михаил Иванович Райский.
Михаил Иванович был старейшим профессором судебной медицины в СССР, последним представителем славной когорты русских ученых судебных медиков, научно-практическая деятельность которых началась с конца XIX к начала XX века. Во всю ширь развернулась деятельность М. И. Райского после Великой Октябрьской революции.
М. И. Райский являлся подлинным корифеем советской судебной медицины, которая в значительной мере обязана ему своим развитием, ростом и процветанием. Михаил Иванович создал самую крупную и наиболее мощную школу ученых судебных медиков в СССР. Он вдохновлял своих многочисленных учеников как в области научной деятельности, так и в деле организации судебно-медицинской экспертизы. Многие замечательные идеи Михаила Ивановича по самым разнообразным разделам судебной медицины были впоследствии разработаны его учениками и проведены в жизнь.
Мы хотим остановиться, хотя бы кратко, на 58-летней научно-практической и педагогической деятельности Михаила Ивановича Райского, выдающегося ученого, профессора и судебно-медицинского эксперта.
М.И. Райский родился 14 сентября 1873 г. В 1898 г. он окончил с отличием медицинский факультет Томского университета и в том же году был зачислен на должность помощника прозектора при кафедре судебной медицины того же университета, где заведующим кафедрой в это время был профессор М. Ф. Попов. В 1907 г. Михаил Иванович успешно защитил диссертацию на тему «К учению о распознавании смерти от холода» и получил ученую степень доктора медицины и ученое звание доцента, после чего был командирован за границу в Германию (Берлин) и во Францию (Париж), где и провел два года. В Берлине Михаил Иванович работал у профессора Штрассмана, а в Париже — у профессора Туано, преемника профессора Бруарделя, одного из крупнейших ученых судебных медиков за рубежом в XIX столетии.
В конце 1909 г., после пребывания в Париже, Михаил Иванович посетил судебномедицинские институты Вены, Лейпцига, Бреславля и Праги, где тщательно ознакомился с постановкой дела судебномедицинской экспертизы. В 1912 г. М. И. Райский был снова командирован за границу, причем изучил работу в институтах судебной медицины ряда университетских городов (Берлина, Киля, Гамбурга, Геттингена, Парижа, Лиона, Лондона, Цюриха и др.).
К этому периоду заграничных поездок следует отнести ряд работ Михаила Ивановича, написанных на немецком языке и напечатанных в различных немецких журналах. Так, впервые появляются экспериментальные трактаты, касающиеся применения реакции преципитации при судебномедицинском исследовании вещественных доказательств и целый цикл научно-исследовательских работ на эту тему как на русском, так, отчасти, и на немецком языках.
В то время в России и особенно за рубежом судебная медицина, как наука, была почти полностью оторвана от практики. Профессора, прозекторы и их помощники при кафедрах судебной медицины крайне редко приглашались представителями суда и следствия в качестве экспертов; судебномедицинская экспертиза проводилась правительственными врачами, которые нередко имели весьма, слабые познания в области судебной медицины и не являлись специалистами в этой отрасли науки, часто будучи занятыми в значительно большей мере вопросами санитарии и гигиены, эпидемиологии и др. Это обстоятельство впоследствии было учтено Михаилом Ивановичем, когда после Великой Октябрьской революции он принимал исключительно активное участие в создании и развитии советской судебномедицинской экспертизы.
В 1912 г. М. И. Райский был назначен профессором по кафедре судебной медицины Московского университета. После Великой Октябрьской революции Михаил Иванович вступил на службу в Красную Армию, а в 1919 г. демобилизовался и был назначен заведующим кафедрой судебной медицины Саратовского государственного университета им. И. Г. Чернышевского.
В Саратове М. И. Райский проработал около 17 лет. Этот период его деятельности был чрезвычайно активным. Здесь вокруг Михаила Ивановича создалось основное ядро учеников и последователей.
М. И. Райский в это время очень много работал над самыми разнообразными научными проблемами: над вопросами оценки способов иммунизации для получения преципитирующих сывороток, над изучением стадий трупных пятен, вопросов пищевого отравления, над детальной разработкой ряда разделов социально-трудовой медицинской экспертизы; особенно много внимания М. И. Райский уделял изучению повреждений, судебной травматологии, в частности огнестрельным повреждениям, причем ряд его экспериментальных работ в этой области совершенно по-новому освещают многие важнейшие обстоятельства (так называемый «ожог» кожи при огнестрельных повреждениях, дефект «минус» ткани и пр.). Научная деятельность Михаила Ивановича во многом способствовала блестящему развитию советской судебной медицины.
Учитывая необходимость объединения науки с практикой, М. И. Райский первый из профессоров судебной медицины возглавил в 1920 г. Саратовскую губернскую судебномедицинскую экспертизу; в 1928 г. при образовании Нижне-Волжского края Михаил Иванович был назначен краевым судебномедицинским экспертом Нижне-Волжского края. В Саратове он организовал первую в СССР периферийную судебномедицинскую лабораторию по исследованию вещественных доказательств, которая вскоре стала обслуживать судебно-следственные органы огромной территории — юго-восточных областей европейской части СССР; чрезвычайно большое внимание уделял М. И. Райский судебномедицинской экспертизе живого человека, которая до этого находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Он впервые широко использовал амбулаторный судебномедицинский прием для целей преподавания, причем его опыт быстро распространился по всему Советскому Союзу.
В дореволюционной России были попытки некоторых профессоров судебной медицины (Эргардт, Оболонский) создать базы для судебномедицинской экспертизы живых лиц с тем, чтобы использовать их для целей преподавания, однако попытки эти претерпевали неудачи, так как создаваемые на некоторый период времени базы (главным образом, при госпиталях) существовали недолго, ввиду фактического отсутствия государственной организации судебномедицинской экспертизы и, кроме того, в них проводилась в основном судебно-психиатрическая экспертиза. Впервые в истории судебномедицинской науки М. И. Райский в это время соединил судебномедицинскую экспертизу с врачебно-трудовой, определив ее как социально-трудовую медицинскую экспертизу. При кафедре судебной медицины он читал курс социально-трудовой медицинской экспертизы и организовал при здравотделе бюро социально-трудовой медицинской экспертизы. Это способствовало большому качественному росту всей судебномедицинской экспертизы живого человека. К сожалению, впоследствии это исключительно полезное объединение не получило дальнейшего развития, так как социально-трудовая медицинская экспертиза вновь была отделена от судебномедицинской (перешла в ведение собеса), так же как впоследствии и судебно-психиатрическая, что, с нашей точки зрения, не было правильным и не повело к должному развитию этих разделов медицинской экспертизы.
При кафедре судебной медицины М. И. Райским был сосредоточен и весь судебномедицинский трупный материал, который до этого исследовался судебными врачами в моргах при различных больницах и лишь частично и весьма недостаточно мог быть использован для целей преподавания. Подобное, крайне важное мероприятие повело к резкому повышению как качества преподавания этого важнейшего раздела судебной медицины в медицинских вузах (ибо это нововведение быстро распространилось по всему Советскому Союзу), так и качества всей работы судебномедицинских экспертов.
По инициативе М.И. Райского основные научные работники кафедры (ассистенты) включились постепенно в практическую деятельность и одновременно заняли должности судеб-номедицинских экспертов. Это мероприятие, распространившееся и по другим кафедрам судебной медицины, впоследствии было узаконено Министерством высшего образования во всесоюзном масштабе как практическая нагрузка научных работников кафедр судебной медицины, аналогично лечебной нагрузке научных работников (профессоров, доцентов и ассистентов) клинических кафедр.
Все эти важнейшие мероприятия повели к дальнейшему росту и укреплению судебномедицинской экспертизы, а также всей науки судебной медицины. Судебная медицина, относившаяся ранее к так называемым теоретическим дисциплинам, полностью отошла к числу практических медицинских дисциплин. Была осуществлена теснейшая и полная связь между наукой и практикой, чего не было ни в дореволюционной России, ни за рубежом; нет такой связи науки и практики в настоящее время и в капиталистических государствах.
В 1920 г. М. И. Райский принимает весьма активное участие в работе I Всероссийского съезда судебномедицинских экспертов, проходившего в Москве, на котором он руководил большинством заседаний.
В 1925 г. М. И. Райский созвал в Саратове I расширенное совещание районных судебномедицинских экспертов, материалы которого затем были изданы отдельной книгой; в 1926 г. он был одним из наиболее активных участников II Всероссийского съезда судебномедицинских экспертов в Москве. В 1927 г. М. И. Райский создал судебномедицинскую секцию на II Поволжском съезде врачей в Саратове, в 1930 г. — на III Поволжском съезде врачей в Астрахани.
«Саратовская школа» профессора М. И. Райского стала занимать ведущее место в СССР. В 1935 г. М. И. Райский получил ученое звание заслуженного деятеля науки.
С 1937 г. М. И. Райский работал в Ленинграде, где да 1941 г. заведовал кафедрой судебной медицины I Ленинградского медицинского института им. И. П. Павлова, а с 1941 по-1949 г. занимал должность начальника кафедры судебной медицины при Военцо-медицинской академии им. С. М. Кирова.
К этому времени ряд учеников М. И. Райского заведовали: многими ведущими кафедрами судебной медицины и принимали в то же время непосредственное участие в руководящей организационной работе по развитию и укреплению судебномедицинской экспертизы.
М. И. Райский был бессменным председателем Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов, он активно участвовал в организации II Всесоюзного совещания судебномедицинских экспертов, проведенного в Ленинграде в 1950 г.; он являлся истинным вдохновителем и руководителем судебномедицинской научной мысли, активнейшим участником научных судебномедицинских конференций и совещаний. Почти на всех кафедрах судебной медицины в Ленинградских медицинских вузах работали профессора, являвшиеся учениками М. И. Райского. Под руководством М. И. Райского в этот период времени было защищено много докторских и кандидатских диссертаций.
В декабре 1949 г. М. И. Райский перешел ка работу в Одесский медицинский институт им. Н. И. Пирогова, где был назначен заведующим кафедрой судебной медицины. До дня своей смерти М. И. Райский был заместителем председателя Украинского общества судебных медиков и криминалистов и председателем Одесского отделения этого общества, а также заместителем председателя правления Научного общества патологов. Развивая на своей кафедре научно-исследовательскую деятельность и направляя экспериментальную работу своих сотрудников по выявлению генеза смерти в свете учения акад. И. П. Павлова, М. И. Райский в то же время не порывал связь с практической судебномедицинской экспертизой и проводил большую работу в качестве судебномедицинского эксперта-консультанта при Одесской областной судебномедицинской экспертизе.
Эта исключительная работоспособность М. И. Райского действительно изумительна. Достаточно сказать, что на III Украинском расширенном совещании судебномедицинских экспертов и II сессии Украинского научного общества судебных медиков и криминалистов, проходивших в Одессе в июле 1953 г., четыре ведущих доклада были сделаны М. И. Райским, а 13 научных работ, доложенных на совещании, были проведены под его непосредственным руководством. М. И. Райский постоянно выступал рецензентом многих научных работ и диссертаций как своих учеников, так и учеников своих учеников. На кафедру судебной медицины Одесского медицинского института часто приезжали руководители многих кафедр судебной медицины медицинских вузов Украины и других братских республик. М. И. Райский никогда не отказывал им в своей консультации, в своем, таком ценном для них, совете.
М.И. Райский был исключительно талантливый ученый, замечательный лектор; его лекции буквально захватывали слушателей; были чрезвычайно содержательны, богаты примерами как из огромной практики автора, так и из литературы; они читались на высоком идейно-политическом уровне, материал в них всегда был оригинален. М. И. Райский постоянно вводил в лекции что-либо новое, давал свои четкие и ясные установки, по отдельным узловым вопросам, освещаемым в судебной медицине. Он с неослабевающим огнем, со страстью преданного; науке передового советского ученого отстаивал свои убеждения и взгляды по отдельным важнейшим судебномедицинским вопросам. Речь его была проста и понятна слушателям.
Михаил Иванович всегда принимал самое горячее участие в общественно-политической жизни вуза, в котором он работал,, а также органов здравоохранения и высшей школы. Он неоднократно избирался в бюро секции научных работников, много лет был деканом факультета, ченом ВАК’а, членом судебномедицинской комиссии при Ученом совете Министерства здравоохранения СССР, членом Ученого совета Института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР.
Нельзя не остановиться, хотя бы в самых кратких чертах,, на некоторых весьма характерных личных качествах Михаила Ивановича: он был приветлив, жизнерадостен, обаятелен, чрезвычайно отзывчив, всегда с охотой и безотказно стремился помочь всем обращающимся к нему за советом, за научной справкой. Он был самокритичен и приветствовал здоровую критику. Он всегда говорил нам, своим ученикам, чтобы мы никогда не стеснялись критиковать те или иные его. убеждения, если мы не согласны с ними. Бывали случаи, правда, редкие (что' вполне понятно при многолетней содружественной деятельности), когда на каком-либо съезде или научной конференции мы с жаром выступали и против некоторых положений, выдвинутых нашим учителем, чему он был весьма рад, иногда соглашался с нами, а иногда продолжал со всей категоричностью' отстаивать свое мнение. М. И. Райский поражал всех своей совершенно исключительной работоспособностью, подавая этим пример своим ученикам и сотрудникам. Энергия его была пои-стине неистощима. Из школы заслуженного деятеля науки М. И. Райского вышло 15 заведующих кафедрами — профессоров, работающих в различных медицинских вузах СССР, под его руководством выполнено свыше 30 кандидатских и докторских диссертаций. М. И. Райский чрезвычайно много внимания уделял подготовке и воспитанию молодых научных кадров. М. И. Райский написал свыше 100 научных работ. В 1953 г. был издан учебник М. И. Райского «Судебная медицина». Этот прекрасный труд автор посвятил советской учащейся молодежи.
В августе 1956 г. М. И. Райский созвал в Одессе III расширенную конференцию Одесского научного общества судебных медиков и криминалистов, издал сборник рефератов, в котором были напечатаны рефераты его четырех новых работ и около 50 рефератов работ его учеников и учеников его учеников.
В своем выступлении, закрывая последнюю конференцию в своей жизни, М. И. Райский дал глубокий, блестящий обзор заслушанных докладов.
Жизнь и деятельность заслуженного деятеля науки профессора Михаила Ивановича Райского — этого замечательного, выдающегося ученого нашей страны, одного из ведущих создателей и организаторов советской судебномедицинской экспертизы — будут всегда служить примером для всех нас,
похожие статьи
Владимир Васильевич Хохлов. К 70-летию со дня рождения / // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 65-66.