Особенности локализации биологических наложений при повреждения в области лица, головы
/ Жуков В.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2003 — №6. — С. 40-41.
Кафедра судебной медицины ДВГМУ, г. Хабаровск (зав. — проф. А.И. Авдеев)
Повреждения в области лица и головы, как правило, сопровождаются длительным и обильным наружным кровотечением, что обусловлено анатомическими особенностями: интенсивное кровоснабжение тканей, большое количество анастомозов между артериальными сосудами, неспадаемость сосудов апоневроза головы, их зияние даже при полном пересечении. При наличии повреждений в области лица и головы кровотечение доставляет пострадавшему неудобство — носовое кровотечение затрудняет дыхание, из ран лобной области попадая в глаза, затрудняет зрение и т.д. Пострадавший с такими повреждениями стремится удалить «препятствие» возможными средствами, из которых наиболее доступным является удаление крови элементами и деталями одежды.
При анализе более тридцати описаний одежды от трупов лиц, имевших непосредственно перед моментом смерти повреждения в области лица и головы, которые сопровождались наружным кровотечением (носовое кровотечение, рвано-ушибленные, ушибленные раны лица и т.д.), было установлено, что помимо следов типичных для падения капель и их скатывания по одежде — потеков крови, наблюдается наличие мазков — следов, характерных для динамического контакта с предметом-носителем крови. Так, в восьми случаях мазки крови находились на нижней трети рукава и его манжетах справа либо слева по передней или внутренней поверхности, что, по-видимому, обусловлено привычными навыками пострадавшего — правша или левша. Мазки имели сходную форму, а именно, после участка пропитывания ткани, как правило, округлой формы, следовал собственно сам мазок в виде удлиненного треугольника, основанием обращенного к участку более интенсивного пропитывания ткани. Некоторые из мазков были прерывистыми, за счет образования складок одежды при смещении ткани рукава. В семи случаях мазки крови обнаруживались в верхней трети полы, на лацканах пиджаков и курток, в области уголков воротника. Здесь какой-либо схожести при оценке формы мазков не наблюдалось за исключением того, что практически все они были прерывистыми, по-видимому, также за счет образования складок одежды. В четырнадцати случаях мазки крови обнаруживались как на нижней трети рукава и его манжетах, так и в верхней части полы, на лацканах и в области передней части воротника.
Анализ проведен на основании описаний одежды из текстильных материалов. На вещах из кожи и аналогичных ей материалов мы наблюдали несколько иную картину. В верхней части полы, на лацканах и в области передней части воротника имелась центральная помарка, от которой следовали потеки, направленные горизонтально либо вертикально (по-видимому, за счет изменения положения тела пострадавшего). На рукавах имелось центральное пятно, от которого следовала помарка в виде треугольника, основанием обращенного к цен- тральному пятну. Нередко от центрального пятна следовали вертикальные потеки. Следует отметить, что подавляющее большинство пострадавших находились в алкогольном опьянении, чем, по-видимому, и объясняется их небрежное отношение к своей одежде.
Таким образом, на основе анализа характера следов крови, их локализации можно предполагать обстоятельства, предшествовавшие смерти, травме, а именно, находился ли человек в сознании, можно оценивать возможность активных действий после травмы, положение тела пострадавшего, а также последовательность образования повреждений (при комплексной оценке повреждения и объема мазка, свойств ткани).
похожие статьи
Морфологические особенности следов капель крови на снежном покрове при различной высоте расположения источника кровотечения / Куча А.С., Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 90-91.