Морфологические изменения в стенке трахеи у нейрохирургических больных в зависимости от сроков наложения трахеостомы

/ Евсеев А.Н., Енисейский П.Б., Кокорина В.Э., Ладнюк П.Б. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2005 — №7. — С. 142-144.

Евсеев А.Н., Енисейский П.Б., Кокорина В.Э., Ладнюк П.Б. Морфологические изменения в стенке трахеи у нейрохирургических больных в зависимости от сроков наложения трахеостомы

Кафедра патологической анатомии ДВГМУ (зав. — доц. П.Б. Ладнюк)

ссылка на эту страницу

Больным с комой вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы с различной патологией центральной нервной системы, нередко показана эндотрахеальная интубация для осуществления управляемой ИВЛ с целью поддержания жизненно важных функций. Сроки установки интубационной трубки у этой группы нейрохирургических больных до настоящего времени четко не определены. Тем не менее, известно, что больным с патологией ЦНС можно проводить интубацию трахеи в сроки до 7–10 дней, а иногда и позже при наличии хорошего ухода.

Что же касается нейрохирургических больных, в основном многие авторы указывают стандартные сроки наложения трахеостомы до 7 дней, если есть вероятность выхода из комы.

Однако, часть исследователей полагает, что при тяжелых ЧМТ следует накладывать трахеостому на 3–4 сутки, а при угнетении сознания ниже 7 балов по шкале Глазго — на 2 сутки.

Целью настоящего исследования явилось изучение патоморфологических изменений в передней стенке трахеи в момент наложения тра хеостомической трубки во время интубации с последующей оценко воспалительно-репаративных процессов.

Для решения поставленных задач при наложении трахеостомы интубированных нейрохирургических больных брали биопсию передней стенки трахеи в месте разреза на уровне 3–4 кольца. Кусочки ткани фиксировали в 10% нейтральном формалине с последующей окраской гематоксилином и эозином, по Ван-Гизону.

Под нашим наблюдением находилось 24 человек в коме различного генеза: опухоли ЦНС — 29%, нарушение мозгового кровообращения — 12,5%, черепно-мозговая травма — 42 % и другие. Возраст больных составлял от 18 до 68 лет, в основном среди больных преобладали мужчины. Трахеостома накладывалась различные сроки болезни с 1 по 7 сутки. Все больные в обязательном порядке получали антибиотики. Санация трахеобронхиального дерева проводилась через час, бронхоскопии 1 раз в два дня.

В ранние сроки заболевания с 1 и по 3 дни трахеостома была наложена 7 больным - 29%, при этом в слизистой оболочке трахеи отмечен отек, полнокровие слизистой, мелкие кровоизлияния, то есть картина острого катарального воспаления. При гистологическом исследовании выявлены слущивание призматического эпителия, гиперсекреция желез и увеличение бокаловидных клеток, гиперемия сосудов и отек всех слоев стенок трахеи. Отмечены резкое расширение устья желез трахеи за счет слизи. У части больных (2 наблюдения) воспалительные реакции в слизистой оболочке трахеи распространялся в более глубокие слои, соответственно найдены поверхностные язвы с участками некрозов. Хрящи трахеи были реактивно изменены за счет очагов мукоидного набухания основного вещества.

У 42 % больных трахеостома была наложена на 4–5 сутки при этом в слизистой оболочке трахеи также на фоне отека, гиперемии слизистой, были выявлены серозно-гнойный катар, мелкие кровоизлияния, эрозии и поверхностные язвы. Микроскопическая картина напоминала аналогичные морфологические изменения в предыдущие сроки, тем не менее, отмечено было преобладание в воспалительном инфильтрате ПМЯЛ, и нередко, расплавлением слизистой оболочки и развитием язвенных дефектов с очагами грануляционной ткани, деструкцией подлежащих слоев - мышц, и хрящей. В хрящевой ткани выявлены очаги дистрофии вплоть до фибриноидного некроза, потеря хондроцитами ядер, лакунарное рассасывание основного вещества и появлением очагов грануляционной ткани.

В более поздние сроки на 6–7 день выполнения трахеостомы (у 7 больных) — 29 % отмечены более обширные очаги катарально-гнойного воспаления стенки трахеи с присоединением фибринозно-язвенного поражения; в зависимости от глубины некрозов образовалась фибринозная пленка различной толщины, в краях также найдена грануляционная ткань. У части больных ( 4 наблюдения) воспалительный инфильтрат пронизывал всю стенку трахеи с выходом на прилежащую ткани и жировую клетчатку. Наряду с дистрофическими изменениями в хряще были обнаружены очаги грануляционной ткани и пролиферации хрящевой ткани.

Таким образом, при анализе полученных данных мы отметили наименьшее число гнойно-некротических осложнений в ранние сроки наложения трахеостомы (до 3 суток). В более поздние сроки (4–7 суток) развивались катарально-гнойные и некротические процессы с появлением фибринозной пленки и грануляционной ткани в стенке трахеи, что, по-видимому, свидетельствует о нарушениях взаимоотношений между воспалением и регенерацией на фоне коматозного состояния, то есть, возможности персистирования воспалительно-склеротических процессов с последующим развитием стенозов.

похожие статьи

Шкала комы Глазго / Teasdale G.M., Jennett B. — 1974.

больше материалов в каталогах

Комы