Значение пальмоскопии для судебномедицинской и криминалистической практики
/ Вилямозская М.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №1. — С. 48-53.
Государственный институт усовершенствования врачей имени С.М. Кирова (дир. — проф. Н.И. Блинов)
Поступила в редакцию 30/Х 1959 г.
Сгибательные борозды ладони и вариации их узора привлекали внимание ученых еще в глубокой древности (Аристотель, Гиппократ, Гален и др.), но научное изучение борозд началось сравнительно недавно. В современной советской и зарубежной литературе можно найти по этому вопросу лишь около 20 специальных исследований. Это явно недостаточно, если принять во внимание значение вопроса для теории антропогенеза и возможности опознавания личности, что до сих пор еще не практикуется.
Для отождествления личности исключительно важное значение имеет дактилоскопия, но по отпечаткам пальцев почти невозможно определить пол, возраст и профессию. Эти данные в той или иной степени могут быть выяснены пальмоскопией и плантоскопией, т.е. предлагаемые нами исследованием сгибательных борозд ладоней и подошв человека.
Многочисленность варьирующих элементов узора борозд ладони потребовала для их учета детально разработанной методики.
В наиболее полном узоре мы выделяем 10—11 борозд, в том числе 5 постоянных. Зарубежные авторы (Г. Швальбе и Ш. Фере) насчитывают 8 борозд.
Мы делим борозды на постоянные и непостоянные, по размерам — на крупные, средние и мелкие (рис. 1).
К постоянным бороздам кисти относятся: три крупные — первая борозда большого пальца — sulcus flexorius pollicis, вторая поперечная ближняя косая борозда — s. transversalis, proximalis obliquus, третья поперечная средняя борозда — s. transversalis medius; две средние: шестая поперечная локтевая борозда — s. transversalis ulnaris и десятые поперечные запястные борозды — s. transversis carpales.
К непостоянным (средним) бороздам кисти относятся: четвертая поперечная дальняя борозда — s. transversalis distalis, пятая поперечная добавочная борозда — s. transversalis accessorius, одиннадцатая поперечная гппотенарная борозда — s. transversalis hypoethenaris, три продольные борозды: седьмая продольная срединная борозда — s. longitudinalis medianus, восьмая продольная промежуточная борозда — s. longitudinalis intermedius, девятая продольная локтевая борозда — s. longitudinalis ulnaris. Мы даем сокращенные названия борозд, обозначенные на схеме.
Для мелких борозд введено обозначение 12.
В расположении трех крупных борозд ладони имеется определенная закономерность, на основании которой мы выделили 6 ладонных типов, приняв за основу взаиморасположение первой, второй и третьей борозд.
Для первых четырех ладонных типов характерно наличие трех борозд. В первом ладонном типе первая и вторая борозды соединяются и образуют угол 1—2 (цифры означают номера борозд), третья борозда не имеет соединения (рис. 2).
Во втором ладонном типе первая и вторая борозды не соединяются; третья борозда имеет самостоятельный ход.
Общим для третьего, четвертого, пятого и шестого ладонных типов: является неправильность встречно-открытых полей пятого и тринадцатого или ладонного пространства, находящегося между второй и третьей бороздой.
Рис. 1. Схема сгибательных борозд ладони человека I—XIII-поля ладони.
Ир — первая борозда большого пальца (s. flexoris pollicis); 2ро — вторая борозда поперечная ближняя косая — четырехпальцевая (s. transv. proximal, obliquus); 3med — третья борозда поперечная средняя — трехпальцевая (s. transv.. me- dius); 4d— четвертая борозда поперечная дальняя — двухпальцевая- (s. transv. distalis); 5а — пятая борозда поперечная добавочная — однопальцевая (s. transv. accessorius); 6u—шестая борозда поперечная локтевая (s. transv. ulnaris); 71m — седьмая борозда продольная срединная (s. longitud. medianus); 81i — восьмая борозда продольная промежуточная (s. longitud; intermedius); 91 u — девятая борозда продольная локтевая (s. longitud ulna-- ris); 10c — десятые борозды поперечные запястные (s. transv. car- pali); llh — одиннадцатая борозда поперечная, гипотенарная (s. transv. hypothenaris) наблюдается у плодов, иногда у новорожденных.
— постоянные борозды.; ------непостоянные.
В третьем типе первая борозда соединяется со второй, вторая с третьей (см. рис. 2).
Четвертый тип имеет соединение второй и третьей борозд при раздельном расположении второй борозды. В пятом и шестом типах различимы лишь ( две борозды— первая и горизонтальная; последняя возникла, по нашему мнению, в результате слияния второй и третьей борозд.
Пятый тип имеет угол 1—2 при горизонтальной борозде.
В шестом типе горизонтальная борозда разъединена с первой бороздой.
Первой бороздой формируется борозда большого пальца у радиального края ладони (поле 13) и простирается проксимально; она отчетлива уже у эмбрионов 2—3 см длины.
У новорожденных наблюдалась вполне развитая сеть главных и второстепенных борозд. О бороздах новорожденных имеются исследования Ш. Фере и Г. Пех.
Основным отличием годовалых детей (20 наблюдений) от новорожденных является общее увеличение кожного рисунка, пропорционально с общим ростом организма (то же отмечается и для последующих возрастов) .
В первом периоде нейтрального детства, в возрасте от 1 года до. 4 лет ( 14 наблюдений) , имелись не только все главные борозды, но и часть средних, по протяжению преобладали длинные борозды, по расположению — первый вариант.
Отличием второго периода нейтрального детства (4—7 лет, 48 наблюдений) являются: преобладание среднего протяжения по ближней косой борозде, увеличение количества поперечных борозд — дальней, добавочной и мелких.
Для подростков (13—17 лет, 75 наблюдений) характерно усиление- изменчивости рисунка борозд; среднее протяжение увеличено по ближней косой бороздке у мальчиков до 100®/», у девочек до 93%,. Мелкие борозды имелись в среднем количестве. У мальчиков преобладала малобороздность.
В молодом возрасте (17—25 лет, 30 наблюдений) протяжение борозд большого пальца у лиц мужского пола преобладало в среднем протяжении — у лиц женского пола в длинном. Во всех бороздах значителен первый вариант. У лиц мужского пола преобладал зачаточный вариант продольных борозд. Мелкие борозды у мужчин и женщин больше всего оказались в среднем количестве; у лиц женского пола значительна также и малобороздность, что является существенным отличием от предыдущих возрастов.
Рис. 2. Типы ладонных борозд.
ЛФ— ладонная формула; в скобках — расшифровка: соединения ( + ), слития (х), разъединения (,) борозд и их расположения.
В возрасте 25—45 лет (31 наблюдение) борозда большого пальца у лиц обоих полов преобладала в длинном протяжении. Варианты поперечных и продольных борозд разнообразны у мужчин и как отличие в этом возрасте наблюдалось увеличение многобороздности у женщин.
В возрасте 45—60 лет (32 наблюдения) у обоих полов борозда большого пальца чаще всего длинного протяжения при разнообразности остальных вариантов. У обоих полов ближняя косая борозда значительна в среднем и длинном протяжении; варианты борозд различны. Основное отличие от предыдущего возраста в значительном увеличении многобороздности.
В возрасте 60—80 лет (38 наблюдений) борозда большого пальца у обоих полов оказалась длинного протяжения. Отличия преклонного возраста—80 лет и больше (в этом возрасте исследовано 12 женщин) — от других возрастов следующие: более отчетливое преобладание первого и второго вариантов борозд над остальными вариантами: ближняя косая борозда второго варианта в 50% при значительности длинного протяжение; увеличение количества многобороздности до 50%
Обычно наблюдается расширение поперечного размера борозд,, преимущественно главных (возрастное расширение борозд наблюдал антрополог Велькер еще в 1888 г.).
В сгибательных бороздах наблюдаются следующие половые особенности: у женщин чаще встречается среднее и короткое протяжение борозды большого пальца, чем у мужчин. Второй вариант ближней косой борозды чаще встречается у женщин, чем у мужчин, так же как и длинное протяжение этой борозды. Вариант соединения косой и средней борозд несколько больше у мужчин, чем у женщин. Продольная срединная борозда первого варианта значительнее у лиц женского пола, второго варианта — у лиц мужского пола. После 7 лет у девочек дольше сохраняется более нежное очертание сгибательных борозд, чем у мальчиков. В дальнейшем с возрастом отчетливность борозд, т. е. их углубление и расширение, соответствует характеру выполняемого труда.
Необходимо отметить, что руки людей преклонного возраста, но продолжающих активно работать, по отчетливой врезанности борозд в эпидермис и малому количеству мелких борозд на ладонях можно ошибочно отвести к более молодому возрасту.
С целью практического применения ладонных типов или взаиморасположения крупных борозд в количестве 36 различных сочетаний 6 основных типов (на обеих руках) для опознавания личности и выяснения частоты встречаемости того или иного типа изучено 1620 пар ладоней людей в возрасте от 1 года до 70 лет.
Наиболее часто наблюдаемыми ладонными типами оказались первый и второй, а именно, по первому типу у лиц мужского пола 75% (665 человек), у лиц женского пола — 61% (530 человек); по второму типу у лиц мужского пола 7% (53 человека), у лиц женского — 19% (162 человека).
Последующими типами по количеству являются различные типы на обеих руках — 1/2 и 2/1. Так первый ладонный тип наблюдался у мужчин в 6% случаев, у женщин в 8% случаев; 2/1 ладонный тнп, оказавшийся у мужчин, в 3'°/о случаев, у женщин наблюдался чаще, более чем в 2 раза, в 7% случаев. Остальные ладонные типы единичны (от 1,6 до 0, 1%).
Ошибка в процентах меньше при большем количестве наблюдений.
Так, в 1/1 ладонном типе для обоих полов при 68% ошибка 1,17; 2/2 при 13% ошибка 0,85; она возрастает при меньшем числе наблюдений (при 0,2% ошибка 0,11).
Несмотря на значительное количество наблюдений, подлежащих систематизации по первому типу (1095 человек) и по второму типу (215 человек), у исследованных при одинаковости типов не оказалось ни одного тождественного. Индивидуальное различие ладонных типов, исключающее "тождество их, зависит от своеобразия соединения главных борозд, например ближе к радиальной или медиальной части ладони, от формы угла 1—2, образуемого первой и второй бороздами, от пересечения их, от направления борозд к тому или иному полю ладони и т. п.
При подсчете количества борозд у 3088 человек оказалось, что у большинства людей больше борозд на левой ладони, и у них ведущей является правая рука; у меньшинства больше борозд на правой ладони, и они леворукие. У амбидекстриков существенного различия в числе борозд на обеих ладонях не обнаружено. Очевидно, различия связаны с неодинаковой функциональной нагрузкой правой и левой рук.
Рис. 3. Борозды стопы человека (s. longit. tibialis).
1 — продольная тибиальная борозда (s. longit. tibialis); 2—поперечная проксимальная борозда (s. transv. proximalis); 3 — поперечная дистальная борозда (s. transv. distalis); 4 — продольная срединная борозда (s. longit. medianus); 5 — продольная фибулярная борозда.
Полученный нами процент леворукости (1,2) совпал с данными проф. А. Капустина, который у московских школьников наблюдал 1% леворукости.
Зарубежные авторы насчитывают большее количество леворуких, а именно около 5%; по исследованиям Вассаля (1955), леворукость по результатам обследования солдат во Франции достигает 10%.
Увеличенное количество борозд на неведущей руке обнаруживается сразу при осмотре ладоней и без подсчета их у типичных левшей.
Мы провели дополнительные наблюдения над людьми с вынужденной (благоприобретенной) леворукостью и нашли у них аналогичное увеличение количества сгибательных борозд на правой ладони.
В настоящее время мы проводим изучение особенностей «ведущей руки» у студентов факультета физического воспитания Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Студентам предварительно давалась для заполнения анкета с вопросами о предпочтительном использовании правой или левой руки. Оказалось, что многие студенты, являясь типичными праворукими, имеют одинаковое количество борозд на ладонях или даже в некоторых случаях увеличенное количество борозд на правой ладони. При выяснении оказалось, что эти студенты усиленно тренируют левую руку на занятиях (например, упражнение на брусьях, метание копья и т. д.).
Интересное соотношение между величиной рук и ног наблюдал советскийантрополог В. В. Гинзбург, а именно у типичных левшей больший размер левой рукисочетается с большим размером правой ноги, а у типичных правшей большая правая рука соответствует большей левой ноге. Такое наблюдение дает возможность распознавать леворукость и праворукость даже у истлевших трупов.
Наше наблюдение дополняет соматоскопию кистей леворуких, своеобразие которых определяется также большей шириной левой ладони и ногтей. В качестве дополнительного материала для характеристики ладонных борозд собраны некоторые данные о бороздах подошв человека (100 наблюдений).
У человека на подошвах имеются борозды с поперечным и продольным направлениями. Борозды стоп, имея сходные очертания с бороздами ладоней, имеют и различия, возникшие вследствие дифференциации кисти и стопы под влиянием прямохождения и развития руки как познающего органа и органа труда.
Формирование борозд стопы происходит в последовательности, аналогичной бороздам кисти, а именно, первой бороздой формируется продольная сгибательная, соответствующая борозде большого пальца кисти; второй — образуется средняя борозда, соответствующая третьей борозде на кисти; третьей — образуется поперечная проксимальная борозда, соответствующая косой поперечной борозде. Последними формируются продольные срединная и фибулярная борозды. В своем формировании стоповые борозды несколько отстают от ладонных, т. е. образуются позже (рис. 3).
Наименования борозд стопы заимствованы у Ф. Вуд-Джонса и Т. Д, Звягинцевой-Лабуниной.
Более усиленный рост борозд наблюдался в средней части стопы. У новорожденных обычно все борозды стоп нового очертания; с возрастом они стираются в той или иной степени.
Мы отметили, что у лиц, имеющих профессию, связанную с длительным стоянием или хождением (курьеры, парикмахеры, письмоносцы и т. д.) борозды значительно стерты, а при долголетнем ведении такого образа жизни совершенно стираются. Эти данные могут быть использованы как дополнение для определения профессии той или иной личности при ее опознании.
Выводы
- Разработана более точная методика количественного учета вариантов сгибательных борозд кисти человека.
- Установлено образование борозд у плодов человека на 3-м месяце утробной жизни и последовательность их дальнейшего развития.
- Констатированы некоторые возрастные и половые особенности сгибательных борозд.
- Выяснена зависимость отчетливости узора борозд от характера выполняемого труда.
- Определено различие ладоней леворуких от праворуких: функция руки, с одной стороны, вызывает образование борозд, с другой — не исключает бесспорной зависимости образования ладонных борозд от сгибательных движений руки.
- Сочетание постоянных и непостоянных борозд настолько разнообразно, что узор ладонных борозд является наряду с другими особенностями человека одним из признаков для опознавания личности.
похожие статьи
Морфогенетические маркеры предрасположенности к негативно-психопатологическому поведению / Толмачева Е.Б., Шамрей В.К., Божченко А.П. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №5. — С. 43-44.
больше материалов в каталогах
Идентификация личности по папиллярным узорам, дактилоскопия, дерматоглифика