Неотложные задачи судебномедицинской экспертизы

/ Прозоровский В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №4. — С. 3-6.

Прозоровский В.И. Неотложные задачи судебномедицинской экспертизы

Проф. В.И. Прозоровский

ссылка на эту страницу

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая XXII съездом КПСС, является марксистско-ленинским документом всемирно-исторического значения. Это — программа мира и созидания, проникнутая непреклонной уверенностью в торжестве коммунизма. Ее приветствует все передовое человечество.

«Главная экономическая задача партии и советского народа, — говорится в Программе, — состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма». Но для создания материально-технической базы коммунизма необходим напряженный творческий труд всех советских людей.

Строительство коммунизма — это не только гигантский рост производительных сил, но и воспитание нового человека, в котором гармонически сочетается духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Каждый из нас обязан воспитывать в себе эти качества во имя великой цели — построения коммунизма.

В Программе сказано, что «в обществе, строящем коммунизм, не должно быть места правонарушениям и преступности. Но пока имеются проявления преступности, необходимо применять строгие меры наказания к лицам, совершающим опасные для общества преступления, нарушающим правила социалистического общежития, не желающим приобщаться к честной трудовой жизни. Главное внимание должно быть направлено на предотвращение преступлений». При этом партия указывает на необходимость строгого соблюдения законности. Эта задача возлагает огромную ответственность не только на всех судебно-следственных работников, но и на судебномедицинских экспертов.

Судебной медицине, призванной служить целям и задачам нашего правосудия и здравоохранения, уделяется у нас большое внимание. Это вытекает из существа советского строя, из нашей Конституции и судоустройства, из особого отношения к .жизни и чести человека и обязывает нас совершенствовать и улучшать качество судебномедицинской экспертизы при расследовании преступлений против жизни и здоровья людей.

Судебномедицинские эксперты должны давать объективные и строго научные заключения по каждому исследованию. Следует помнить, что их ошибочные выводы могут повлиять на правильность ведения следствия, обоснованность судебного приговора и тем самым привести к нарушению законности. В связи с этим необходима повседневная работа, направленная на воспитание высокой коммунистической сознательности наших экспертов, трудолюбия, дисциплинированности, чувства ответственности.

Следует признать, что, несмотря на общее улучшение работы судебномедицинских экспертов, в ней все еще имеются отдельные недостатки. Так, в некоторых республиках остается высоким число исследований трупов только путем наружного осмотра. Встречаются случаи частичного исследования, без вскрытия трех полостей, иногда не выявляются кровоподтеки и даже повреждения костей. Допускаются и другие нарушения в работе судебномедицинских экспертов. Особенно часто не соблюдают правила судебномедицинского исследования трупов врачи-эксперты.

В значительном числе случаев заключения первичных судебномедицинских экспертиз бывают основаны лишь на данных макроскопического исследования трупа (без учета гистологических изменений органов и тканей), хотя проведение судебногистологического исследования являлось необходимым.

При проведении гистологического исследования, как правило, применяется окраска только гематоксилин-эозином. В то же время оснащение большинства лабораторий позволяет широко использовать специальные гистологические методики — окраску на эластические и ар- гирофильные волокна, на жир, железо, гликоген и т. д. Не уделяется должного внимания качеству изготовления препаратов. Нарушаются правила изъятия и направления трупного материала на судебнохимическую экспертизу. Часто органы желудочно-кишечного тракта доставляются в одной банке с паренхиматозными, с тканью мозга и кровью. В отдельных случаях органы берутся без учета путей введения ядовитых веществ и избирательного депонирования.

При экспертизе вещественных доказательств некоторыми экспертами допускаются ошибки при исследовании крови: не обнаруживается наличие крови, не определяется группа, когда ее можно определить, и т. д. Часто ошибки возникают из-за отсутствия или неправильной постановки контрольных опытов при определении вида и группы крови и группы выделений. В некоторых случаях реакция агглютинации методом покровного стекла также проводится без надлежащего контрольного опыта.

Иногда судебномедицинские эксперты вообще отказываются от этой реакции вопреки правилам судебномедицинской экспертизы вещественных доказательств.

К числу типичных ошибок, встречающихся при проведении судебнохимических экспертиз, можно отнести следующие.

Исследованию подвергается смесь различных органов — кишечника и желудка с их содержимым совместно с паренхиматозными органами, что в отдельных случаях не дает судебномедицинским экспертам достаточно точных сведений для объективного заключения. Практикуется количественное определение этилового спирта не в крови, как это предусмотрено Методическим письмом, а в ткани мозга и даже в желудке. Не во всех лабораториях производится количественное определение спирта.

Отмечаются случай проведения количественного определения спирта в трупном материале, находящемся в состоянии сильного разложения. Не всегда отмечается вес органов, взятых для анализа. Не учитывается, в какой навеске (50, 100, 200 г) был найден яд, что не позволяет правильно оценивать отрицательный результат анализа. Вместо реакции Марша, имеющей доказательное значение при исследовании на мышьяк, в отдельных случаях все еще используются реакции Зангера-Блека и Гутцейта, которые не являются специфичными и не позволяют подвергнуть дополнительной проверке первоначальный результат их.

Не во всех бюро судебномедицинской экспертизы организованы физико-технические отделения. В ряде мест недостаточно квалифицированно производится фотографирование трупов и вещественных доказательств.

Далеко не в полном объеме используются современные физикотехнические методики исследования — рентгенография, фотография в невидимых лучах света, фазовоконтрастное микрофотографирование, люминесцентный метод, электрография, спектрография и т. п.

Можно привести и другие примеры недостатков в нашей работе.

В настоящее время лабораторные методы исследования вещественных доказательств приобретают все большее значение в раскрытии тяжких преступлений. Мы располагаем рядом хороших лабораторий, оснащенных первоклассным современным оборудованием, в которых работают коллективы высококвалифицированных специалистов. Но наряду с ними имеются «карликовые» лаборатории, в которых работает один судебномедицинский эксперт, по исследованию вещественных доказательств и один судебный химик. Где нет коллектива, там человек остается без “контроля и повседневной помощи, он не только не совершенствует своих знаний, но часто теряет их; остановка в росте специалиста в современных условиях бурного общего развития науки неизбежно и в очень короткие сроки приводит к его отставанию. В основном перечисленные выше недочеты и ошибки в работе относятся именно к таким работникам.

Необходимо создавать крупные межобластные лаборатории. Во главе каждого отделения такой лаборатории должен стоять высококвалифицированный руководитель.

Важнейшим условием, обеспечивающим [высокое качество экспертиз, является также повышение квалификации всех судебномедицинских экспертов через кафедры судебной медицины институтов усовершенствования врачей. Однако отдельные эксперты недооценивают это мероприятие.

Не менее важная и сложная задача—подготовка научных кадров высшей квалификации, докторов наук. Из 76 существующих кафедр судебной медицины только 25 возглавляют профессора, а остальные — кандидаты медицинских наук. Виноваты в этом в первую очередь те профессора судебной медицины, которые не -выполняют важнейшую обязанность ученого — подготовить себе достойную смену.

Институт аспирантуры существует уже много лет, и если бы мы более внимательно подходили к подбору кадров, а не зачисляли в аспирантуру людей случайных, мало подготовленных, не имеющих ни склонности, ни способности к научной работе, то в .настоящее время у нас было бы вполне достаточное число докторов наук, чтобы возглавить все кафедры судебной медицины.

Каковы же перспективы улучшения этого положения? По нашим данным, в течение последних 5—7 лет над докторскими диссертациями работает более 30 человек, и мы надеемся, что в ближайшее время сможем поздравить некоторых «новорожденных» докторов наук с завершением большой работы.

Наши ученые должны повседневно заботиться о воспитании достойной смены. Это святой долг настоящего ученого, одно из условий движения науки вперед. Ярким примером в этом отношении является один из старейших советских ученых — академик К.И. Скрябин, воспитавший 62 докторов наук. Хорошим примером могут служить также П.А. Минаков, А.И. Шибков и М.И. Райский.

Перед нами стоит большая и ответственная задача — путем идейно-политического воспитания и дальнейшего повышения научного уровня кадров намного улучшить качество экспертной работы. В этом отношении большая роль принадлежит отделениям Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов. Отделения общества призваны повышать культуру работы, ставить на обсуждение актуальные теоретические проблемы, внедрять в практику новые методы, способствовать творческому обмену мнениями, установить прочную связь с другими научными учреждениями, развертывать критику и самокритику.

В текущем году исполнилось 15 лет деятельности Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов. В настоящее время наше общество является большой силой в деле воспитания широких кругов судебных медиков. Общество имеет 44 отделения в разных городах Советского Союза и объединяет более 2000 действительных членов. Только за предыдущий год число членов общества увеличилось на 8%. Большое внимание уделяется привлечению широких кругов практических экспертов к творческой работе, особенно районных судебномедицинских экспертов.

Однако некоторые товарищи на местах недооценивают значение объединения разрозненных сил для повышения научно-культурного и идейно-политического /уровня наших специалистов, недооценивают значения создания трибуны для широких дискуссий, для критики и самокритики, чему учит нас партия. Во многих городах давно назрела необходимость в создании отделений общества, но этого до сих пор не сделано.

Наша жизнь настойчиво требует содружества науки и практики; необходимо, чтобы работники кафедр были тесно связаны с практической работой судебномедицинского бюро. Только через такую связь наука и практика будут дополнять друг друга, а результаты научных исследований будут быстрее внедряться в практику.

Организация активно работающего отделения научного общества — это создание коллектива, а сплоченный коллектив — большая реальная помощь в работе.

Очень важно, чтобы отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов значительно усилили идейно-воспитательную работу. Нельзя забывать об острой борьбе двух идеологий— коммунистической и буржуазной. В Программе КПСС сказано, что «мирное сосуществование государств с различным социальным строем не означает прекращения идеологической борьбы». Буржуазная идеология переживает в настоящее время глубокий кризис. Буржуазия и ее апологеты с особым ожесточением выступают против марксистско-ленинского учения и всеми способами стараются распространить свои враждебные идеи с целью ослабления влияния коммунистической идеологии на широкие народные массы.

«Сейчас, — говорит Н. С. Хрущев, — на первый план в идеологической работе выдвигается задача глубокого разъяснения трудящимся новой Программой КПСС, вооружающей партию и весь народ великим планом борьбы за полное торжество коммунизма».