11-я расширенная конференция Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов и научная сессия Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР
/ Огарков И.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №4. — С. 58-61.
С 27 по 30/VI 1961 г. в Ленинграде состоялась 11-я расширеная конференция Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов и научная сессия Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР.
В работе приняло участие 350 делегатов из 105 городов Советского Союза и несколько гостей из Венгерской Народной Республики. В течение 3 пленарных и 5 секционных заседаний было заслушано и обсуждено около 140 докладов.
На первом заседании был освещен ряд некоторых общих, но весьма актуальных для экспертов вопросов.
Конференция открылась докладом главного судебномедицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР В.И. Прозоровского «Роль судебномедицинской экспертизы в решении общих вопросов здравоохранения». Это выступление в основном было посвящено профилактической работе судебных медиков в системе органов здравоохранения.
И.Ф. Крылов рассмотрел права и обязанности эксперта согласно новому УПК, подчеркнув значительное расширение случаев обязательного производства экспертизы.
М.И. Авдеев дал подробную уголовно-правовую и судебномедицинскую оценку телесных повреждений по новому УК РСФСР и некоторых других союзных республик. Ряд неясных и не разрешенных ранее вопросов в оценке тяж-сти телесных повреждений достаточно четко определен в новом УК РСФСР, причем не допускается разноречивое толкование тяжести телесных повреждений.
В докладе Н.С. Алексеева о причинной связи в судебной экспертизе были затронуты общие вопросы теории и практики судебной экспертизы. Как следовало из доклада, установление причинно-следственных связей позволяет эксперту приходить к научно обоснованным выводам.
А.Р. Шляхов дал развернутую характеристику криминалистической судебно- экспертной идентификации и рассмотрел задачи научного обоснования теории судебной идентификации, а также ее классификации.
Большое внимание на конференции привлекли доклады о профилактической работе судебных медиков в системе здравоохранения.
A.А. Лукаш выдвинул развернутые конкретные предложения по организации профилактической работы судебных медиков в лечебных заведениях.
Опыт работы, которым поделился Г.Т. Тарасцев, был насыщен примерами профилактической деятельности. Докладчик реально показал, что могут сделать судебные медики, если они ответственно относятся к необходимости оказания помощи органам здравоохранения.
Ю.С. Сапожников обратил внимание на неудовлетворительное состояние подготовки ведущих кадров судебных медиков. На 70 кафедрах судебной медицины насчитывается только 27 докторов наук. Докладчик рекомендовал централизованное планирование’ и утверждение тематики докторских диссертаций с возложением этой функции на расширенный Ученый совет Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР.
Вопросы специализации и усовершенствования судебномедицинских экспертов были освещены в докладе О.Х. Поркшеяна. Предлагаемая заочно-очная система усовершенствования представляется заманчивой, так как позволяет расширить число подготовляемых врачей.
С.А. Прилуцкий обратил внимание делегатов на актуальнейший вопрос сегодняшнего дня, а именно на взятие от трупов, подвергающихся судебномедицинскому исследованию, крови и различных тканей для консервации и последующего использования в лечебных целях, в частности при восстановительной хирургии.
Программа второго пленарного заседания была представлена главным образом докладами по судебной травматологии и скоропостижной смерти.
В.И. Молчанов доложил об установлении расстояния выстрела и вида огнестрельного снаряда в результате использования электрографии. Этот метод является простым, быстрым и доказательным.
К.Н. Калмыков осветил особенности и методы распознавания поражений обыкновенными и специальными пулями образца 1943 г., предварительно преодолевшими препятствия. При ранениях в этих условиях могут возникать повреждения, имеющие все или почти все признаки выстрелов в упор или с очень близких расстояний.
На экспертизе повреждений при выстрелах очередью из автоматов остановился С.Д. Кустанович. Он отметил, что расположение входных огнестрельных отверстий на теле и одежде может существенно меняться в зависимости от формы поражаемой поверхности. Для определения дистанции выстрела используются геометрические зависимости топографии раневых каналов.
В.Б. Живкович охарактеризовал ранения из пневматической винтовки. По признаку опасности для человека автор ставит пневматическое оружие в один ряд с пороховым.
В докладах о железнодорожной травме (Л.А. Семененко, О.Х. Поркшеян и др.) были приведены ценные судебномедицинские характеристики этих повреждений, например, при установлении направления переезда, при оценке особенностей повреждений костей нижних конечностей и др.
В докладах по автомобильной травме (А.А. Матышев, В.И. Кононенко, М.Г. Кондратов, Л.П. Андрианов) рассматривались следующие вопросы: значение признаков сотрясения тела в диагностике основных видов автотравмы, установление по ссадинам направления движения автомашины, возможность диагностики основных видов травмы при переломах костей таза и нижних конечностей, состояние дорожных покрытий, определяющих характер повреждения и др.
Интересное сообщение о черепно-мозговой травме при падении пешехода на плоскости со смертельным исходом на месте происшествия сделал С.Б. Гольдштейн. По его наблюдениям, при ударе затылком о твердую поверхность мягкие покровы головы могут не повреждаться. Обычно в этих случаях возникают пластинчатые Субарахноидальные геморрагии. Быстрое наступление смерти объясняется внезапным и сильным воздействием ударной и ликворной волны на жизненно важные центры продолговатого мозга.
Ю.С. Викснин сообщил о механизме образования и морфологии травмы надпочечников (89 наблюдений). Эти повреждения встречаются только в сочетании с травмой других брюшных органов, чаще всего почек, печени и селезенки.
Н.В. Острогская привела подробную классификацию повреждений главных бронхов при закрытой тупой травме грудной клетки.
Серия докладов была посвящена скоропостижной смерти, главным образом сердечно-сосудистой этиологии.
Г.Г. Автандилов ознакомил аудиторию с предлагаемой им методикой количественной оценки атеросклеротического поражения сосудов с использованием планиметрической линейки из отмытой рентгенопленки. Распространенность болезненного процесса в интиме сосудов докладчик подразделяет на 5 степеней.
Изучение в Научно-исследовательском институте судебной медицины скоропостижной смерти от гипертонической болезни (Л.И. Громов, Е.А. Савина, В.И. Яковлева) показало, что скоропостижно умирают в основном больные с церебро-кардиальной и церебральной формой гипертонической болезни. Скоропостижная смерть от чистых сердечных форм гипертонической болезни представляет редкость. Под диагнозом острой сердечно-сосудистой недостаточности нередко скрываются мозговые формы гипертонической болезни, заканчивающиеся острым динамическим расстройством мозгового кровообращения, что подтверждается специальными методиками исследования мозговой ткани.
В ряде докладов (М.З. Гельштейн, В.С. Фангин, Л.Л. Лихт, Т.М. Уткина, В.Н. Крюков и др.) были освещены некоторые новые и уточняющие сообщения о морфологических изменениях в мышце и нервном аппарате сердца, а также в венечных артериях при острой сердечно-сосудистой недостаточности, приводящей к скоропостижной смерти от гипертонической болезни и атеросклероза.
Н.М. Дементьева сообщила о разработанной ею методике исследования венечных артерий, позволяющей более точно обнаруживать сосудистый тромбоз.
Ю.Г. Бойко убедительно показал в своем докладе ошибки судебных медиков и прозекторов, часто принимающих изменения поджелудочной железы при сердечной скоропостижной смерти (аутолиз, кровоизлияния, некроз), а также посмертные изменения (имбибицию кровью) за острый геморрагический панкреонекроз. Гипердиагностика этого заболевания часто ведет к ошибочным судебномедицинским заключениям.
Живой интерес у аудитории вызвал доклад Н.А. Митяевой. На основании многолетнего изучения скоропостижной смерти новорожденных и грудных детей она дала подробный анализ причин и генеза такой смерти.
Интересные экспериментальные наблюдения над посмертным изменением воздушности легких и желудочно-кишечного тракта новорожденного провела Л.Я. Трахтенберг. Отрицательный результат легочной, желудочно-кишечной и рентгенологической проб не исключает живорожденности, если труп ребенка пролежал длительное время без загнивания и без промерзания.
Третий день конференции был посвящен заседаниям судебномедицинской, криминалистической, судебнохимической и биологической секций.
На первой секции было заслушано 27 докладов на различные темы.
А.П. Загрядская предложила цитологический метод исследования при экспертизе колотых и колото-резаных ран. При повреждении различных органов на оружии, кроме крови, могут оставаться клеточные элементы тех или других тканей.
Рентгенологические отличия колотых повреждений на костях рук от огнестрельных экспериментально изучал С.М. Сидоров.
Об особенностях повреждений стальными тросами на флоте сообщил А.А. Лукаш.
Гистологическое и гисто-химическое изучение изменений лимфатических узлов вблизи повреждений позволило И.В. Крыжановской определять давность этих, повреждений.
Ю.М. Кубицкий, Х.М. Тахо-Годи, А.А. Сизяков доложили о весьма интересной и поучительной экспертизе редкого случая отождествления орудия убийства по следам на костях.
Три доклада были посвящены нейрогистологическим изменениям верхних дыхательных путей при термическах ожогах (М.А. Файн) , изменениям периферической нервной системы под влиянием странгуляции (И.А. Концевич) и гистологическим: изменениям в головном мозгу собак, погибших от механической асфиксии (В.В. JIегеза).
A.В. Капустин сообщил интересные данные о проведенных им исследованиях по определению половых различий в ядрах клеток различных тканей. Он пришел к выводу о возможности использования в судебномедицинской практике метода определения пола по тканям, если они хорошо сохранились.
В ряде докладов сообщалось о клинико-лабораторных исследованиях крови трупов, о биохимических сдвигах в ней при электротравме (З.И. Кацитадзе) , об изменениях вязкости крови в зависимости от давности смерти, от пола, возраста и причин смерти (Ю.П. Эдель, А.И. Пакус).
В.И. Березный, Г.Г. Бурхин нашли определенные закономерности в посмертных изменениях крови, помогающих установлению времени наступления смерти.
На заседании секции по исследованию вещественных доказательств было заслушано 15 докладов. Большой интерес вызвал доклад М.А. Бронниковой и сотрудников Научно-исследовательского института судебной медицины, посвященный вопросу определения групповой принадлежности человеческих плодов раннего периода внутриутробной жизни.
Много докладов было посвящено разделу «исследования выделений человека». Прения по докладам носили оживленный характер.
На двух заседаниях криминалистической секции заслушано и обсуждено 16 докладов. Работа этой секции, так же как и судебнохимической, заслуживает самостоятельного освещения в журнале.
Третье, заключительное, пленарное заседание было посвящено главным образом вопросам судебной токсикологии и экспертизы живых лиц. Центральное место в токсикологической тематике занимало выяснение влияния различных условий на содержание алкоголя в крови. Это комплексное исследование проведено на кафедре судебной медицины Саратовского медицинского института. Выяснено влияние на содержание алкоголя в крови: низкой температуры (И.А. Трынкина) , характера пищи и времени ее приема (Т.Е. Татаринова) , сна (Н.И. Асафьева) и феномина (Н.А. Цветаева).
Остальные доклады касались некоторых частных вопросов токсикологии, например хронического отравления гранозаном (К.Л. Назаретян), отравления амиловым спиртом (Ю.И. Авдеев) и дикаином при внутритрахеальном его введении (О.Ф. Салтыкова).
Е.Ф. Колокольцев ознакомил аудиторию с применением хроматографического анализа для диагностики грибных отравлений. Н.П. Иванова, К.В. Якимова сообщили свои экспертные и опытные наблюдения по определению эфедрина в моче. Мнение авторов о том, что эфедрин образует кристаллы, характерные только для него, в настоящее время взято биохимиками под сомнение.
Среди докладов, касающихся экспертизы живых лиц, необходимо отметить сообщение А.Ф. Рубежанского, представившего обоснованные критерии для оценки тяжести телесных повреждений при переломах челюстно-лицевых костей и повреждений зубов.
В докладе С.Б. Гольдштейна, И.И. Шогам были рассмотрены вопросы классификации и диагностики тяжести телесных повреждений при сотрясениях головного мозга. Докладчики дали вполне приемлемую для экспертов рабочую схему этой классификации.
П.А. Соколов рекомендовал при экспертизе лиц с закрытой травмой головы производить уточненную рентгенодиагностику — томографию, а в необходимых случаях прибегать к пневмоэнцефалотомографии. Эта методика позволяет точно определять место поражения в мозгу и степень распространения патологического процесса.
На конференции были освещены также некоторые вопросы судебногинекологической экспертизы. Ф.Д. Дворцин предложил учитывать ряд дополнительных и вспомогательных признаков для распознавания изнасилования или развратных действий. Н.Г. Шалаев поделился своим богатым опытом в отношении методики и тактики освидетельствования подозреваемого в изнасиловании. Он подверг справедливой и содержательной критике ныне действующие правила амбулаторного судебно-медицинского акушерско-гинекологического исследования.
З.И. Кацитадзе остановил внимание аудитории на вопросах андрологии, в частности на морфологическом и функциональном состоянии мужских половых органов в норме и патологии. Он рекомендовал использовать некоторые биохимические (гормональные) пробы крови и мочи для решения судебномедицинских вопросов (установления половой зрелости, способности к совокуплению, к оплодотворению, установления пола при гермофродитизме др.).
Последнее пленарное заседание закончилось докладом В.И. Прозоровского о трехлетней деятельности журнала «Судебномедицинская экспертиза». Деятельность редакционной коллегии журнала была одобрена конференцией. В единогласно принятой резолюции предложено просить Министерство здравоохранения СССР и Государственное издательство медицинской литературы об увеличении объема и периодичности журнала.
В заключение следует подчеркнуть, что многие доклады, заслушанные на 11-й конференции, содержали ряд новых и полезных данных для судебномедицинских экспертов. Около трети доложенных работ носили экспериментальный характер. Отрадно отметить, что отдельные темы разрабатывались комплексным методом, например тема об условиях, влияющих на содержание алкоголя в организме. Необходимо в дальнейшем чаще практиковать комплексную научную разработку наиболее актуальных проблем. Некоторые исследования биохимического и клинико-лабораторного характера являлись для наших специалистов совершенно новыми. Сотрудники Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР дали новое освещение патогенеза скоропостижной смерти при гипертонической болезни. Заметно улучшилось качество иллюстрационных материалов, приводимых к докладам, демонстрировались кинофильмы. Тезисы докладов были своевременно изданы и распростраяены среди делегатов.
Проф. И.Ф. Огарков
похожие статьи
II конгресс судебных медиков Югославии / Прозоровский В.И., Литвак А.С., Рубежанский А.Ф., Авакян Н.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 58-60.