Редкий случай гибели подростка-токсикомана
/ Чудинов В.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013 — №13. — С. 206-209.
КГБУЗ «Бюро СМЭ» МЗ Хабаровского края (нач. – к.м.н. Нестеров А.В.), г. Хабаровск
Демографические показатели в стране за последние годы делают крайне актуальными вопросы профилактики детской смертности, поэтому судебно-медицинская служба ставит для себя важнейшую задачу изучения детской, в частности – подростковой, смертности с целью дальнейших разработок рекомендаций по устранению и профилактике её причин. Практически во всех регионах нашей страны фиксируется рост случаев токсикомании среди населения в целом и в частности среди подростков. При этом расширяется перечень бытовых средств, используемых подростками с целью одурманивания. Что касается нашего региона, то здесь значительное распространение приобрела подростковая токсикомания компонентами бытового сжиженного газа (пропан, бутан). Для ингаляции используют китайские металлические газовые баллончики для газовых плит ёмкостью 550 мл, а также пластиковые баллончики того же производства разной ёмкости для заправки зажигалок. Согласно данным направления на судебно-медицинское исследование, труп несовершеннолетнего К., 2000 года рождения, обнаружен на ул. Лесной в п. Среднехорский. 14.08.2013 г. около 18.00 четверо подростков находились в закрытом легковом автомобиле, вдыхали газ из баллончиков с пропаном-бутаном.
Рис. 1. Автомобиль, в котором находились подростки (слева), и баллоны из-под газа рядом с автомобилем
Рис. 2. Оплавленная полиэтиленовая пленка в салоне
Один из подростков О. набрал в рот газ, затем выпустил его изо рта в сторону потерпевшего К., одновременно поджег его спичкой. В этот момент потерпевший вдыхал газ из своего баллона, нажав на запорный клапан зубом. В результате салон машины охватило огнем, все подростки в срочном порядке покинули автомобиль, потерпевший К., отбежав примерно десять метров, упал на землю без сознания. При транспортировке в Мухенскую больницу несовершеннолетний К. скончался.
При судебно-медицинском исследовании обнаружены повреждения в левой височной области с переходом на левую щеку, переносицу и подбородок, слева ожоговая поверхность в виде 16 неправильной овальной формы подсохших участков отсутствия эпидермиса кожи коричневато-розового цвета, размером от 0,3×0,2 до 7,6×4,9 см. На задне-наружной поверхности правого предплечья ожоговая поверхность в виде подсохшего участка отсутствия эпидермиса кожи коричневато-розового цвета, неправильной 4-угольной формы, размером 24×8 см. На передней поверхности обоих коленных суставов, на внутренней поверхности левого коленного сустава, на передней поверхности в верхней трети правой голени и верхней трети левой голени ожоговая поверхность в виде множественных, более 20, подсохших участков отсутствия эпидермиса кожи коричневато-розового цвета, размером от 0,3×0,2 до 6,9×5,8 см. На тыльной поверхности пальцев обеих стоп ожоговая поверхность в виде 8 подсохших неправильной овальной формы участков отсутствия эпидермиса кожи коричневато-розового цвета, размером от 0,9×0,7 до 1,3×1 см. Слизистая оболочка полости рта, трахеи и крупных бронхов местами отсутствует, обнажая влажную ярко-розовую поверхность, отечная, сосуды резко полнокровны, определяются единичные пузырьки на слизистой оболочке с жидким прозрачным содержимым. Легкие на ощупь эмфизематозные. На разрезе ткань легких с хорошо выраженным структурным рисунком, розовато-красного цвета, с единичными точечными темно-красными кровоизлияниями по всей поверхности разрезов. Бронхи над поверхностью разрезов поднимаются, просветы их заполнены мутной кровянисто-серой слизью. Сосуды резко полнокровны. При судебнохимическом исследовании ядовитых веществ и наркотических препаратов не обнаружено.
При гистологическом исследовании выявлено, что слизистая оболочка главных бронхов сохранена небольшими фрагментами, отек, набухание бокаловидных клеток. В подслизистой оболочке отек ткани, полнокровие сосудистого русла. В окружающих тканях полнокровие, отек, мелкофокусные периваскулярные кровоизлияния. Полнокровие сосудов легочной паренхимы со стазами эритроцитов, отмешиванием плазмы от форменных элементов, лейкостазами в просветах отдельных сосудов. Альвеолы равномерно расширены, с участками дистелектаза, в просветах альвеол слущенные пневмоциты, макрофаги, очаговый интраальвеолярный отек, с мелкофокусными интраальвеолярными кровоизлияниями. Бронхи со щелевидными просветами, с очаговой десквамацией покровного эпителия. В миокарде венозное полнокровие, артерии малокровны, с тонкими стенками, периваскулярный отек. Кардиомиоциты с бледной, неравномерно окрашенной протоплазмой, неравномерной толщины, с участками гипертрофии и истончения миоцитов, очагово-диффузная фрагментация, участки волнообразной деформации мышечных волокон. Выраженное полнокровие сосудов почечной паренхимы. Клубочки равновеликие, полнокровны. Канальцевый эпителий со светлой зернистой протоплазмой, просветы канальцев сужены. Гепатоциты со светлой зернистой протоплазмой, группы печеночных клеток со светлой прозрачно протоплазмой, полигональной формы, напоминают «растительные». Слизистая оболочка трахеи отсутствует на всем протяжении препарата. Отек, гиперемия сосудов подслизистой оболочки. Дистрофия хрящевой пластинки. Отек, неравномерное кровенаполнение сосудов, с мелкофокусными периваскулярными кровоизлияниями в паратрахеальной жировой клетчатке.
По результату проведенных исследований был выставлен диагноз: ожог открытым пламенем верхних дыхательных путей, гортани, трахеи и крупных бронхов. Отек, гиперемия стенок главных бронхов и трахеи. Очаговая эмфизема, дистелектазы альвеол с интраальвеолярным отеком и кровоизлияниями в группах альвеол. Косвенные признаки шока по ткани печени и легких. Основной причиной смерти подростка явился ожоговый шок. Кроме того, обнаружены следующие повреждения: ожоги открытым пламенем 2 степени лица и конечностей до 10 % поверхности тела (участки ожоговой поверхности – в левой височной области с переходом на левую щеку, переносицу и подбородок слева, на задне-наружной поверхности правого предплечья, на передней поверхности обоих коленных суставов, внутренней поверхности левого коленного сустава, на передней поверхности в верхней трети правой голени и в верхней трети левой голени, на тыльной поверхности пальцев обеих стоп.
Таким образом, можно констатировать, что смерть подростка наступила от тяжелого шока, развившегося в результате термического ожога открытым пламенем верхних дыхательных путей, гортани, трахеи и крупных бронхов, о чем свидетельствуют: ожоги 2 степени слизистой оболочки полости рта, трахеи и крупных бронхов с местами отсутствующими участками, выраженный отек, резкое полнокровие слизистой оболочки, единичные пузырьки с жидким прозрачным содержимым, косвенные признаки шока по ткани печени и легких. Вышеуказанные ожоги, повлекшие за собой шок тяжелой степени и смерть потерпевшего, могли образоваться при вдыхании воспламенѐнного бытового газа и стоят в прямой причинной связи со смертью. При наружном исследовании трупа, кроме ожога верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов, обнаружены ожоги открытым пламенем 2-й степени лица и конечностей до 10 % поверхности тела, которые могли образоваться при контакте кожных покровов с раскаленным горящим бытовым газом в замкнутом пространстве (салон автомобиля).
С учетом вышесказанного, целесообразно во всех случаях как скоропостижной, так и насильственной смерти подростков, особенно после пожара, иметь в виду возможные последствия применения с целью наркотической ингаляции огнеопасных бытовых веществ, в частности – газа пропана (бутана).
похожие статьи
Патология энцефалитов при хронических опийных наркоманиях в дифференциально-диагностическом отношении с иными очаговыми поражениями головного мозга / Гомонова И.Ю., Богомолов Д.В., Кульбицкий Б.Н. // Судебная медицина. — 2016. — №1. — С. 31-34.