Современные представления об особенностях образования морфологических изменений кожной раны при воздействии острых предметов с эксплуатационными дефектами
/ Леонов С.В., Крупин К.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013 — №13. — С. 127-132.
ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России (нач. – д.м.н. А.В.Ковалев), г. Москва
Значительное количество экспертных случаев, встречающихся в практике судебно-медицинского эксперта, занимают повреждения, причиняемые острыми предметами. Травма острыми предметами занимает одно из первых мест после травмы тупыми предметами. Удельный вес таких повреждений, по данным разных авторов, составляет от 3,7 до 8,6 % среди всех случаев механической травмы [1]. А в структуре смертности от повреждений острыми предметами колото-резаные повреждения выходят на первый план и занимают около 80 % от числе всех повреждений, причиняемых острыми предметами [2].
Все объекты, причиняющие механические повреждения, подразделяют на оружие, орудия и предметы (В.Н. Крюков, 1990). При нанесении повреждений острыми объектами наиболее часто встречаются орудия – объекты, имеющие бытовое или производственное назначение.
Острые орудия используют чаще с целью убийства (до 78,9 %), значительно реже встречаются при самоубийствах (17,2 %) и при несчастных случаях (3,9 %).
В подавляющем большинстве случаев (97,8 %) при нанесении колоторезаных повреждений используют ножи с односторонней заточкой клинка (ножи, имеющие обух и лезвие), в 0,5 % случаев – ножи с двухсторонней заточкой клинка (двухлезвийные), в 1 % случаев колото-резаных повреждений ранения причиняется осколками стекла и в 0,7 % случаев – другими предметами, обладающими колюще-режущими свойствами: бранши ножниц, заточенные напильники и т.п. [3].
С целью идентификации орудия травмы в экспертной практике проводится медико-криминалистическое исследование. При исследовании колющережущих следообразующих объектов различают конструктивные, технологические и эксплуатационные признаки следообразующих объектов. К конструктивным признакам ножей относят особенности формы клинка, размерные характеристики, наличие дополнительных деталей (ограничитель, пятка, бородка и др.). Признаками, связанными с технологией изготовления ножей, являются способ и характер заточки лезвия и острия, различные дефекты технологического характера. Эксплуатационные признаки формируются в результате пользования ножом в быту или на производстве [4].
К технологическим дефектам режущей кромки относятся:
- – недоточенный участок лезвия П-образной формы с хорошо выраженными ребрами, который наиболее часто встречается в области пятки ножа или месте стыка клинка с рукояткой;
- – заусенцы (царапины от грубой заточки) – это параллельные линейные дефекты на боковых поверхностях клинка, расположенные под углом к лезвийной части. Заусенцы могут затрагивать непосредственно режущую кромку, образуя мелкие зубцы, но с сохранением остроты лезвия.
К эксплуатационным дефектам режущей кромки относятся:
- – дефект кромки лезвия – отсутствие части лезвия вследствие выкрашивания металла, последующей заточки на месте завала кромки лезвия или вмятин (забоин). Дефекты имеют выраженные, иногда зубчатые ребра, расположенные ниже линии режущей кромки;
- – завалы кромки лезвия влево или вправо – дугообразные или округлые отклонения оси лезвия на незначительном участке с западением линии лезвия и затуплением лезвия на данном участке;
- – вмятина (забоина) кромки лезвия – это участок пластической деформации ограниченной части лезвия, который представляет собой овальное или округлое двустороннее отклонение оси лезвия с западением режущей кромки;
- – участок равномерного затупления кромки лезвия – закругленность режущей кромки на протяжении.
Отдельно выделяют затупление и деформацию острия (Власюк И.В., 2009).
Морфологические особенности следа острия в кожной ране могут существенно меняться в зависимости от условий следообразования при воздействии одним и тем же ножом. Микроразрывы и микроразрубы могут оставлять ножи с незатупленным (острым) острием, когда контактное взаимодействие с поверхностью кожи приходится не на острие, а на лезвие зоны острия.
Об остроте клинка как о значимой величине при нанесении колоторезаного повреждения писал B. Knight (1975). На основании проведенных экспериментов с использованием сложного физического оборудования автор установил, что острота клинка ножа, особенно зоны острия, играет бóльшую роль, чем импульс силы и сопротивление кожи. Такие же результаты получил М.А. Green (1978) [5].
В процессе формирования колото-резаной раны ребра обуха выступают как дополнительные режущие кромки, которые формируют обушковый разрез, оканчивающийся тупым концом повреждения. Форма обушкового конца зависит от строения клинка ножа и биомеханики причинения повреждений (В.Я. Карякин, 1966). Особенностями строения клинка, влияющими на морфологию обушкового разреза, являются: форма поперечного сечения обуха, его толщина и шероховатость поверхности, а также острота лезвия. Автор приходит к выводу, что чем толще обух и больше затуплено лезвие, тем больше сила давления обуха ножа на кожный покров. Соответственно, чем больше сила давления, тем больше сила трения, которая напрямую связана с толщиной и степенью шероховатости обуха.
При отсутствии скоса обуха, либо если он не участвовал в процессе резания, в колото-резаной ране кожного покрова обушкового разреза нет. Форма обушкового конца чаще М-образная и значительно реже П-образная, иногда встречается закругленная, Г-, Т-образная и т.п. Морфология обушкового конца во многом зависит от степени выраженности ребер обуха. На основании проведенных исследований установлено, что на морфологические признаки обушкового разреза влияет целый ряд факторов. Среди них большое значение имеет биомеханика причинения повреждений (давление на обух или на боковую поверхность клинка), следообразующие свойства орудия нанесения повреждения (форма скоса обуха, выраженность ребер обуха, особенно у клинков с затупленным острием и лезвием в зоне острия) (Ю.В. Капитонов, Г.М. Никифоров, 1971; Ю.В. Капитонов 1972, 1982, 1984; Ю.В. Капитонов, Н.Г. Шалаев, 1973; Л.Б. Колыш, В.И. Карявин, 1973).
Изучением следа острия при колотых повреждениях занималась Н.Г. Олейник. Автором проводилось изучение морфологических признаков в ранах кожного покрова и на текстильных материалах. Н.Г. Олейник установлено, что изменение морфологических признаков в зоне контакта острия зависит от степени остроты и скорости погружения колющего предмета. При увеличении радиуса острия колющего предмета и уменьшении скорости внедрения в морфологии повреждений выявляются признаки, характерные для воздействия тупого твердого предмета – осаднение и неровность краев и стенок, образование надрывов и лоскутов эпителия, а также изменение формы колотой раны. Автором указано на зависимость увеличения контактной зоны в виде пояска осаднения и пояска обтирания, которые в большей степени зависят от диаметра колющего предмета, чем от величины скругления острия. На размеры контактной зоны оказывает влияние различная податливость тканей в повреждаемых областях: в эпигастральной и подвздошной областях ширина контактной зоны оказывается в среднем на 1–3 мм шире, чем при повреждении кожи в области грудной клетки одними и теми же предметами. Н.Г. Олейник (1987) описала на тканях признак натяжения нитей как феномен «солярис».
При исследовании экспериментальных колото-резаных ран кожного покрова, нанесенных через различные слои и комбинации материалов одежды, Л.А. Андрейко (2009) пришла к схожим результатам и выявила феномен «солярис» на кожных покровах в виде параллельных линейных или дугообразных борозд. Борозды начинались от наружного края осаднения и направлялись к просвету раны, при этом становились все более выраженными, грубыми и переходили в поверхностный дефект края и стенки колото-резаной раны, где выявлялись участки обтирания и разрыхления дермы полукруглой формы.
Сходный механизм формирования колото-резаного повреждения имеет и удар носком или пяткой рубящего предмета. Анализом такого внедрения занимался С.В. Леонов (2007), который с позиции теории резания материалов обосновал единый механизм этих видов резания (колото-резаного и рубленого). Внедрения носка (пятки), а затем лезвия и линии носка (пятки) топора расценивается как торцово-продольное резание, аналогичное по механизму формированию колото-резаной раны (С.В. Леонов, монография).
В настоящее время при определении обстоятельств травмы большая роль отводится судебно-медицинскому эксперту. Для определения механизма образования колото-резаного повреждения И.А. Гедыгушев рекомендует выполнение ситуационных экспертиз. Экспериментальные исследования, по мнению автора, следует проводить в условиях, максимально приближенных к реальным – экспериментальные вколы наносить исследуемым или аналогичным ножом, плоскость клинка и направление удара ориентировать так же, как и в оригинальном повреждении, вкол производить на глубину, установленную при исследовании раневого канала. В результате проведенного исследования И.А. Гедыгушевым (1999) установлено, что отображение в кожной ране признаков действия острия ножа (микроразрывов или микроразрубов) позволяет установить скорость и силу удара при нанесении колото-резаного повреждения. При проведении исследования колото-резаных повреждений перед экспертом ставится вопрос о возможности причинения повреждений собственной рукой.
Значительное влияние на процесс резания оказывает степень остроты колюще-режущего следообразующего объекта. С.С. Некрасов (1971) по радиусу скругления режущей кромки разделяет резцы на острые с радиусом скругления 2–2,5 мкм, средней остроты – 26–40 мкм, затупленные – 41–50 мкм и тупые – 51–60 мкм. Н.С. Эделев и П.П. Комаров (1988) данную характеристику следообразующего объекта определяют как остроту резца и выделяют острые, средней остроты и тупые лезвия. Острые лезвия – до 0,04 мм, лезвия средней остроты – 0,4–0,8 мм, тупые – более 0,8 мм. Увеличение радиуса режущей кромки резца влияет на процесс резания и на отображающиеся морфологические признаки. С увеличением радиуса резца происходит увеличение сил резания, а разрушение тканей происходит по пластическому или хрупкому типу. В тех случаях, когда радиус скругления лезвия превышает размер структурного элемента, разрушение происходит по пластическому типу, что имеет свое морфологическое отражение в ране. Если радиус скругления резца меньше структурного элемента, то разрушение материала будет происходить по хрупкому типу. Следует отметить, что все ткани человека обладают как хрупкими, так и пластическими свойствами (В.Н. Крюков, 1971; И.В. Кнетс, 1980). С такой позиции понятие остроты лезвия становится относительным. Острым резец следует считать тогда, когда радиус скругления режущей кромки меньше величины выбранного структурного элемента, разрушение в этом случае будет происходить по квазихрупкому типу. За базовый структурный элемент может быть принята любая структурная единица – коллагеновое волокно, липоцит, волосяной фолликул, остеон и т.д. (С.В. Леонов, 2006).
Таким образом, анализ литературных данных исследований колото-резаных повреждений показал, что на сегодняшний день имеется большое к оличество научных работ, посвященных данной проблеме. Изучены и обобщены сведения о морфологии, механизме и биомеханике причинения колото резаных повреждений. Имеющиеся в литературе данные об эксплуатационных особенностях клинка разрознены, авторы приводят единичные морфол огические признаки отображения эксплуатационных дефектов клинков. Кроме того, авторами указанных публикаций исследования проводились в резко о граниченных постановкой эксперимента условиях: вколы с фронтальным и встречным углами, равными 90 градусам. В практике судебно -медицинского эксперимента повреждения, нанесенные отвесно к поверхности кожи , встречаются достаточно редко.
Следовательно, отсутствие исследований следообразующих свойств клинка при различных условиях нанесения удара, отсутствие данных о следообразовании и отображении эксплутационных дефектов зоны острия клинка требует дальнейшего углубленного рассмотрения этой проблемы.
Список литературы:
- Загрядская, А. П. Состояние и перспективы развития судебно-медицинской экспертизы повреждений острыми орудиями / А. П. Загрядская, В. П. Карякин // Судебно-мед. Экспертиза. – 1983. – № 2. – С. 16–19.
- Иванов, И. Н. Судебно-медицинское исследование колото-резаных ран кожи: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – СПб, 2000. – 20 с.
- Мазуренко, М. Д. Судебно-медицинская экспертиза повреждений острыми орудиями: лекция для врачей-слушателей / М. Д. Мазуренко, Г. А. Серватинский, И. П. Иванов. – Л.: ГИДУВ, 1988. – 12 с.
- Абрамов, С. С. Письмо Об идентификационных исследованиях колото-резаных повреждений одежды и ран кожи. – М., 1989. – С. 36.
- 5. Green, M. A. Stab Wounds Dynamics – A Recording Technique for Use in Medico-Legal Investigations // Journal Forensic Sciences Society. – 1978. – Vol. 18, № 3-4. – P. 161-163.
- Капитонов, Ю. В. Механизм образования колото-резаных повреждений и идентификация колюще-режущих орудий в судебной медицине: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – М., 1984. – 20 с.
похожие статьи
Судебно-медицинская оценка летальной травмы при повреждениях острыми предметами / Лунева З.М., Теньков А.А., Пирожков И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 131-133.