Реакция зрачков на введение в переднюю камеру глаз растворов атропина и пилокарпина как средство установления давности смерти
/ Белов А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №1. — С. 16-18.
Поступила в редакцию 25/V 1963 г.
При исследовании трупа нередко возникает необходимость установить время наступления смерти. В руководствах по судебной медицине для этого рекомендуется использовать ранние трупные явления. Однако последние далеко не всегда дают возможность достаточно точно ответить на этот вопрос.
Для более точного определения времени наступления смерти Прокоп (Prokop) предлагает наряду с «классическими признаками наступившей смерти» использовать способность скелетных мышц в течение определенного времени после смерти реагировать на раздражение фарадическим током, а также способность зрачков трупа реагировать на введение определенных лекарственных средств.
При введении пилокарпина или атропиноподобных препаратов в переднюю камеру глаз трупа Прокоп и Фунфхаузен (Fiinfhausen) в течение 20 часов после наступления смерти наблюдали сужение или расширение зрачка; в течение 9 часов после смерти зрачок давал так называемую двойную реакцию: суживался при введении пилокарпина, а после введения в этот же глаз атропиноподобных средств расширялся.
Нам известна работа А. В. Русакова, который, вводя в переднюю камеру глаз трупа человека растворы пилокарпина и адреналина, также наблюдал посмертную реакцию зрачков. Эту реакцию он рекомендовал использовать как показатель тонуса вегетативной нервной системы в происхождении механизма смерти и для изучения агонального периода.
Мы поставили перед собой задачу изучить реакцию зрачков трупа на введение в переднюю камеру глаз расширяющих и суживающих радужную оболочку средств и проследить, в какие сроки после наступления смерти эта реакция прекращается и можно ли ее использовать для установления времени наступления смерти.
Как известно, радужная оболочка имеет 2 мышцы: суживающую и расширяющую зрачок. Первая иннервируется глазодвигательным нервом, а вторая — веточкой, исходящей из верхнего шейного симпатического узла. Следовательно, радужная оболочка имеет двойную иннервацию: парасимпатическую и симпатическую. В соответствии с этим реакция зрачков на те или иные нервные фармакологические средства различна.
Исходя из сказанного, мы использовали 1% растворы сернокислого атропина и солянокислого пилокарпина. Атропин, парализуя окончания n. oculomotorii, выявляет тонус со стороны симпатической нервной системы, расширяющей зрачок, тогда как пилокарпин, возбуждая окончания этого нерва, выявляет тонус со стороны парасимпатической нервной системы.
Указанные растворы однограммовым шприцем с тонкой иглой вводили в переднюю камеру, на некотором расстоянии от лобного края роговицы. Иглу вводили почти параллельно плоскости радужной оболочки. Глазное яблоко удерживали пинцетом, чтобы избежать смещения. В тот момент, когда игла доходила до средины зрачка, начинали постепенно вводить жидкость не более 2—3 капель. Большее количество жидкости и быстрое ее введение недопустимы, так как при этом может происходить расширение зрачка от механического воздействия и увеличение объема передней камеры, что приводит к изменению кривизны роговицы и ее преломляющих свойств, благодаря чему зрачок будет казаться большим.
Проведено 250 опытов на 140 трупах: 55 исследований с введением атропина в правый глаз, 55 в левый, 55 опытов с введением пилокарпина сначала в левый и 55 в правый глаз. В 20 опытах в переднюю камеру вводили последовательно пилокарпин и атропин и в 10 (для контроля) в переднюю камеру вводили физиологический раствор поваренной соли. Для опытов использовали трупы лиц в основном молодого возраста, умерших от травм1 . В первые 8 часов после наступления смерти произведено 30 опытов, через 12 часов — 40, через 18 часов — 25, в пределах 18—24 часов — 30 и через сутки и более — 15 опытов. Наблюдения вели с момента введения лекарственного вещества до суток. Зрачки измеряли до и после опытов циркулем и линейкой.
Результаты исследований при введении 1% раствора пилокарпина.
Произведено 110 исследований. При этом обращало на себя внимание быстрое сужение зрачков, наступавшее в течение нескольких секунд после введения раствора. Такая картина наблюдалась во всех опытах, где давность смерти не превышала 24 часов. При истечении суток, но не более 27 часов после смерти, неотчетливая картина сужения отмечалась лишь в 2 случаях. За исключением этих 2 опытов, по прошествии 24 часов и более (15 опытов) сужения зрачка не отмечено. Величина сужения была неодинаковой. В некоторых опытах зрачок приобретал вид точечного отверстия, тогда как в других сужение хотя и было отчетливым, но не в такой степени. Во всех опытах оно достигало максимума в течение l 1/2 минут. Суженный зрачок оставался в таком состоянии от 1 1/2 до 5 часов, после чего он расширялся. В некоторых опытах зрачок хотя и расширялся, но не до первоначальных размеров.
Результаты исследований на введение 1 % раствора атропина.
Произведено 110 исследований. Во всех случаях расширение зрачка наблюдалось по прошествии не более 24 часов после смерти; после этого срока положительной реакции не отмечено ни в одном опыте. Для атропина наблюдалась более замедленная реакция по сравнению с пилокарпином. Нередко максимум расширения зрачка выявлялся в течение первых 5—6 мин. Зрачок оставался расширенным в течение 1/2 —2 часов, а затем вновь сужался. В результате сужения в части опытов зрачок достигал первоначальной величины, в других опытах он продолжал оставаться несколько расширенным.
По мнению Русакова, более замедленная реакция на введение расширяющих зрачок средств по сравнению с суживающими может быть объяснена более глубоким анатомическим расположением расширяющей мышцы по сравнению с суживающей. Поэтому для проникновения лекарственного средства к расширяющей мышце требуется больший промежуток времени.
Для контроля в переднюю камеру глаз трупов (не позднее суток после наступления смерти) вводили физиологический раствор поваренной соли (10 опытов). Однако реакции со стороны радужной оболочки в этих случаях не было.
Таким образом, результаты наших исследований подтверждают имеющиеся в литературе сведения о посмертной способности радужной оболочки отвечать на раздражение. Реакция зрачков на введение атропина и пилокарпина с момента наступления смерти до 24 часов практически не снижается, а после указанного срока, как правило, прекращается вовсе . Эти данные могут быть использованы наряду с другими признаками для установления времени наступления смерти.
Помимо указанных опытов, мы произвели 20 исследований с введением в один и тот же глаз пилокарпина, а затем атропина. Второе- лекарственное вещество противоположного действия вводили после реакции зрачка на первый препарат. При этом во всех опытах по прошествии 7—9 часов после наступления смерти была получена отчетливая двойная реакция: сперва сужение, а затем расширение или, наоборот, сперва расширение (после введения атропина), а затем сужение (после воздействия пилокарпина). Такая двойная реакция наблюдалась в указанные сроки независимо от последовательности введения того или иного фармакологического средства.
1 Произведенные опыты не вызывали каких-либо дефектов косметического порядка и после себя не оставляли почти никаких следов.
похожие статьи
Изменение содержания калия в жидкости стекловидного тела в зависимости от срока смерти / Марченко Н.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №4. — С. 3-7.