Судебная медицина революционной Кубы (Беседа с директором Института судебной медицины в Гаване, главным судебно-медицинским экспертом Кубы проф. Хенаро Суаресом)

/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №3. — С. 31-32.

Левченков Б.Д. Судебная медицина революционной Кубы (Беседа с директором Института судебной медицины в Гаване, главным судебно-медицинским экспертом Кубы проф. Хенаро Суаресом)

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР

Поступила 24/Х 1963 г.

УДК 340.6(729.1)

ссылка на эту страницу

В Советском Союзе гостил проф. Хенаро Суарес — директор Института судебной медицины в Гаване и главный судебно-медицинский эксперт Кубы. Во время своего посещения Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР он вкратце познакомил нас с состоянием судебной медицины в Республике Куба.

Судебно-медицинская экспертиза на Кубе осуществляется районными судебно-медицинскими экспертами. До революции эксперты работали разобщенно и деятельность их должным образом не контролировалась. В настоящее время судебно-медицинскую службу возглавляет главный судебно-медицинский эксперт, он же является директором единственного в стране Института судебной медицины в Гаване. Судебно-медицинская сеть входит в систему Министерства внутренних дел.

Здание Института судебной медицины в Гаване.
На фасаде надпись: «Patria о muerte»—«Родина или смерть».

 

Все виды судебно-медицинских экспертиз осуществляют только по предложениям органов следствия или суда. Весьма положительным является то, что судебно-медицинскую экспертизу трупа назначают и производят во всех случаях насильственной, неясной и подозрительной на насилие смерти, причем вне какой-либо зависимости от согласия или несогласия родственников умершего.

По характеру объектов своей деятельности судебно-медицинская экспертиза на Кубе отличается от того, с чем привыкли иметь дело наши судебные медики. Так, кубинские судебно-медицинские эксперты проводят и судебно-психиатрическую экспертизу, а также экспертизу утраты трудоспособности в связи с гражданскими делами. Экспертизы спорного отцовства, как и у нас, проводятся редко, лишь в связи с бракоразводными делами, поскольку законом не предусмотрена выплата алиментов матерям-одиночкам. С другой стороны, такие чисто судебно-медицинские исследования биологических объектов, как исследования следов крови, выделений человеческого организма, волос и т. п., производят только специальные лаборатории Министерства внутренних дел, не входящие в систему учреждений судебно-медицинской экспертизы. Они же производят и исследования одежды, причем последняя изымается непосредственно на месте происшествия и, как правило, не попадает к эксперту, исследующему труп. При этом следует отметить, что хотя указанные лаборатории и располагают весьма квалифицированными специалистами, однако такая разобщенность создает ряд неудобств, особенно при исследовании огнестрельных, транспортных и других травм. К числу особенностей деятельности судебно-медицинских экспертов на Кубе относятся также неоправданно частые, по мнению проф. Суареса, вызовы экспертов в судебные заседания, причем, согласно закону, заключение в суде должны давать не менее двух экспертов.

Общее число судебно-медицинских экспертиз в стране за год составляет около 175 000. Из всех видов насильственной смерти наибольший процент падает на транспортный травматизм.

Обучением студентов судебной медицине занимается кафедра судебной медицины (единственная в Республике) при Национальном медицинском колледже в Гаване; специализацией и усовершенствованием — Институт судебной медицины. Страна испытывает недостаток в медицинских кадрах, в том числе и судебно-медицинских. Объясняется это главным образом ростом потребностей народного здравоохранения после революции, а также в какой-то мере и тем, что некоторая реакционно настроенная часть интеллигенции эмигрировала.

Институт судебной медицины — наиболее квалифицированное научное судебно-медицинское учреждение на Кубе. Коллектив его состоит из опытных специалистов, выполняющих судебно-медицинские экспертизы по заданию органов юстиции и расследования. В его состав входят танатологический, патогистологический, токсикологический, баллистический, статистический отделы, отдел судебно-медицинских освидетельствований. Впервые в истории Кубы институт провел учет всех произведенных в стране судебно-медицинских экспертиз.

Кубинские судебные медики публикуют материалы в общемедицинском журнале «Трибуна Медика де Куба». Вопросам судебной медицины этот журнал посвятил специальное приложение к одному из номеров. В нем освещена деятельность Института судебной медицины в Гаване, и в частности конкретная экспертиза по поводу террористического акта, совершенного кубинскими контрреволюционерами, жертвой которого пал 16-летний юноша Мануэль Доменеч — участник бригады по ликвидации неграмотности. Приведены выдержки из судебно-медицинских документов (протокола и заключения), фотоснимки трупа, из которых видно, что перед смертью Доменеча подвергли зверским истязаниям, а также речи Фиделя Кастро и Освальдо Дортикоса на траурных митингах.

Ознакомившись с деятельностью Научно-исследовательского института судебной медицины в Москве и работой кафедр судебной медицины и практических судебно-медицинских учреждений Москвы и Ленинграда, проф. Суарес высоко оценил постановку судебной медицины в Советском Союзе. «Я надеюсь, — заявил он, — что знакомство с научными достижениями советских судебных медиков, системой преподавания и организационной структурой судебно-медицинской экспертизы в. Советском Союзе поможет в нашей судебно-медицинской работе».

похожие статьи

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах