Ретроспективный анализ скоропостижной смерти детей раннего возраста
/ Цыбин Л.А., Маренко В.Ф. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 159-161.
(Омск)
Снижение детской смертности и заболеваемости является одной из важнейших проблем советского здравоохранения. Успехи современной педиатрии значительно изменили показатели летальности и ее структуру. При этом основное количество смертельных исходов в настоящее время приходится на неонаталь-ный период и ранний детский возраст, где довольно значительный удельный вес занимает скоропостижная смерть. В то же время многие аспекты пато- и морфогенеза скоропостижной смерти детей, интимные механизмы ее до конца не выяснены. Это обстоятельство затрудняет современную диагностику, терапию и профилактику детских заболеваний.
Была предпринята попытка рассмотреть отдельные закономерности развития внезапной смерти и нозологический ее профиль. Предметом исследования послужил материал аутопсий внезапно умерших детей по Бюро судебно-медицинской экспертизы и детских прозектур города в период с 1981 по 1985 годы.
В ходе ретроспективного анализа нам удалось установить, что внезапная смерть детей составляет 16,6% от общего числа случаев скоропостижной смерти и чаще встречается (в 70% случаев) в осенне-зимний период года.
Наиболее частой причиной скоропостижной смерти служили инфекционные заболевания — 94% случаев. Меньшую группу составляли случаи смерти от других заболеваний (врожденные пороки, опухоли и т. д.). Среди инфекций большую часть составили заболевания верхних дыхательных путей (ОРЗ) и пневмонии. На их долю приходится 71%, ОРВИ встретились в 19%, пневмонии смешанной вирусно-бактериальной или бактериальной природы — в 52%. Чаще погибали дети до года — в 72% случаев с преобладанием лиц мужского пола. Второе место заняла общая генерализованная инфекция — сепсис—15% случаев. При этом пупочный сепсис встретился в 98% наблюдений в группе детей до 3 месяцев; сепсис с входными воротами другой локализации определялся крайне редко и в более старшем возрасте. Наиболее частой его формой была септицемия.
Следующей довольно частой нозологической единицей среди инфекций была менингококковая инфекция, проявлявшаяся се-розно-гнойным лептоменингитом либо менингококкцемией, а в общей структуре летальности она заняла третье место и составила 12%. Заболевание преимущественно встречалось также в осенне-зимний период года.
Вторая группа — врожденные пороки развития — определялась в 6% случаев и включала в себя: 1) врожденный порок сердца — 6 случаев; 2) врожденную атрезию желчных ходов — 2 случая.
Крайне редко нам встретились следующие заболевания, приведшие к внезапной смерти: кишечная инфекция — 3, врожденный токсоплазмоз — 1, лимфогрануломатоз — 1, туберкулез — 1. Эти заболевания, как правило, протекали со скрытой симптоматикой и не вызывали у родителей и медиков опасений за жизнь детей.
В морфологической картине, помимо признаков основного заболевания, проявлялись поражения центральных и периферических органов иммуногенеза, а также эндокринных органов. В частности, в тимусе определялось обеднение ткани тимоци-тами, полнокровие, некроз телец Гассаля, общая гипоплазия. Названные изменения являются провлением акцедентальной инволюции вилочковой железы и свидетельствуют о дезинтеграции иммунной системы. В большинстве случаев они служат отражением так называемой лимфатико-гипопластической аномалии конституции, при которой, кроме дезинтеграции иммунной системы, в генезе смерти большое значение имеет надпочечни-ковая недостаточность. Однако сама надпочечниковая недостаточность носит не острый, как принято считать, а хронический характер. Эти данные подтверждаются исследованиями надпочечников, тимуса лимфатических узлов. При этом в надпочечниках морфологически отсутствует картина стрессорной трансформации, но выражены компенсаторные процессы, указывающие на длительный дефицит глюкокортикоидов и, как следствие,— закономерная гиперплазия лимфоидной ткани. В этих условиях извращаются все виды обмена, суживается диапазон го-меостатических реакций и организм погибает от незначительных внешних воздействий гораздо раньше, чем активизируется находящаяся в состояни гипофункции симпатико-адреналовая система.
Таким образом, полученные нами данные показывают, что наступление скоропостижной смерти в подавляющем большинстве случаев связано с имевшим место у детей заболеваниями (чаще инфекционными), протекающими скрыто, на фоне врожденной или приобретенной иммунологической и гормональной недостаточности и извращенных обменных реакций. Именно фоновые состояния — лимфатико-гипопластические аномалии конституции, врожденные иммунодефицитные синдромы определяют внезапность наступления смерти. Это обстоятельство диктует необходимость разработки особых мер профилактики и терапии заболеваний у детей, имеющих указанные фоновые состояния.
похожие статьи
Случай посмертной диагностики синдрома Айерса у ребенка позднего периода новорожденности / Рыбалкин Р.В., Святовец Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 104-110.
больше материалов в каталогах
Беременность, роды, послеродовой и перинатальный период. Смерть детей