К вопросу о работе судебно-медицинских экспертов, направленной на профилактику детской смертности

/ Зороастров О.М., Семячков А.К. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 161-162.

Зороастров О.М., Семячков А.К. К вопросу о работе судебно-медицинских экспертов, направленной на профилактику детской смертности

(Тюмень)

ссылка на эту страницу

Позитивный результат работы судебно-медицинских экспертов, направленной на повышение качества медицинского обслуживания, может быть только в случае, если эта работа будет носить плановый и систематический характер, о структуре и содержании которой мы уже сообщали (Ж. «Судебно-медицинская экспертиза», 1, стр. 49, 1984 г.).

Особое значение мы придаем разделу, касающемуся вопросов профилактики детской смертности.

Успех в этой работе во многом зависит от качественного уровня проводимых судебно-медицинских исследований в случаях детской смерти, особенно при внезапной смерти детей раннего возраста, когда установление причины смерти представляет большие трудности.

Не секрет, что уровень подготовки судебно-медицинских экспертов по вопросам детской патоанатомии крайне недостаточен. Ошибки, допущенные при установлении посмертного диагноза, или неустановление причины смерти не позволяют выявить структуру детской смертности, и, в связи с этим, исключают возможность проведения объективного ее анализа.

В настоящее время большое распространение при неясной причине смерти детей грудного возраста получил так называемый синдром внезапной смерти детей. Он нашел отражение и в Международной классификации болезней девятого пересмотра в подрубрике 798.0. Распространение в нашей стране этого термина связано с выходом переводного издания монографии Хельмута Альтхоффа «Синдром внезапной смерти у детей грудного и раннего возраста» (1983).

Сам автор книги понимал, что этот термин «ничего не говорит об этиологии или патогенезе тех функциональных нарушений, которые приводят к смерти». Мы считаем, что применение такого термина создает ложное толкование нозологической определенности, не стимулирует задачу поиска конкретной причины смерти, и в связи с этим дезориентирует организаторов здравоохранения при разработке конкретных мероприятий, могущих предупредить смертельные исходы при заболеваниях детей раннего возраста.

С целью повышения качественного уровня посмертной диагностики в случаях детской смерти необходимо улучшить подготовку судебно-медицинских экспертов по этому разделу, организовав для этого тематические циклы усовершенствования.

Приказом Минздрава СССР № 375 от 4. 04 83 г. часть вскрытий детей, умерших дома, передана патологоанатомам — «в случаях внезапной смерти детей, находившихся на диспансерном учете». Нечеткость формулировки этого приказа затрудняет на практике установление вида вскрытия. Неясно, какой диспансерный учет имеется в виду. По возрастному критерию все дети до 1 года находятся на обязательном диспансерном учете, то есть по этому критерию они должны вскрываться патологоанатомами. Но случаи внезапной смерти всегда подозрительны на насильственную и по этому критерию они должны направляться на судебно-медицинское вскрытие.

Таким образом, скоропостижная смерть детей раннего возраста б научно-практическом плане оказалась как бы поделенной между судебными медиками и патологоанатомами, в связи с чем анализировать ее целиком оказалось некому.

похожие статьи

Случай посмертной диагностики синдрома Айерса у ребенка позднего периода новорожденности / Рыбалкин Р.В., Святовец Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 104-110.

больше материалов в каталогах

Беременность, роды, послеродовой и перинатальный период. Смерть детей