Скоропостижная смерть детей раннего возраста

/ Уткина Т.М., Маренко В.Ф., Афанасьева Е.А., Севастьянова Н.Н. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 182-184.

Уткина Т.М., Маренко В.Ф., Афанасьева Е.А., Севастьянова Н.Н. Скоропостижная смерть детей раннего возраста

(Омск)

ссылка на эту страницу

Одной из актуальнейших проблем советского здравоохранения является снижение детской заболеваемости и смертности. Современные достижения педиатрии значительно изменили показатели летальности детей и ее структуру. В частности, основное количество смертельных исходов в настоящее время приходится на неонатальный период и ранний детский возраст (до 1 года). При этом довольно значительный удельный вес в указанных группах занимает скоропостижная смерть (синдром внезапной смерти). Это обстоятельство привлекает к себе пристальное внимание специалистов разного профиля, включая судебных медиков и патологоанатомов.

Однако до сих пор многие аспекты пато- и морфогенеза скоропостижной смерти детей изучены недостаточно, что затрудняет своевременную диагностику, терапию и профилактику заболеваний и, следовательно, снижение детской смертности. Именно поэтому выявление и определение причин скоропостижной смерти, этиологическая и морфологическая расшифровка ее, связь с факторами воздействия внешней среды, фоновыми состояниями организма имеют большое практическое и научное значение.

Нами проведен анализ соответствующих материалов Омского областного Бюро судебно-медицинской экспертизы и детских прозектур города за последние 5 лет. Установлено, что скоропостижная смерть детей составляет 3,4% от общего числа исследуемых трупов и 16,6% — от общего числа случаев скоропостижной смерти. При этом 84,3% внезапно умерших детей были в возрасте до 1 года. Среди них преобладали дети мужского пола. Наиболее часто погибали дети в осенне-зимний период от заболеваний органов дыхания (ОРЗ, пневмония) — 65%. И, как правило, судя по данным амбулаторных наблюдений и опроса родителей, клиническая симптоматика отсутствовала, либо была скудной и не вызывала опасений за жизнь ребенка. Весьма слабо выражена была и морфологическая картина указанных заболеваний. Этиологическая расшифровка этой группы болезней осуществлена в 30% наблюдений. Выявлено, что пневмонии чаще вызываются вирусно-бактериальной флорой.

Второе место по частоте среди причин скоропостижной детской смертности занимает сепсис в форме септицемии — 21,5%. Погибли дети первых трех месяцев жизни, а первичный септический очаг преимущественно локализовался в пупочных сосудах.

Среди других причин внезапной смерти определялись менингококковая и кишечная инфекции, врожденные пороки развития и опухоли. В отдельных случаях причину смерти установить не удавалось.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают обнаруженные у 70% скоропостижно умерших детей фоновые состояния в виде лимфатико-гипопластической аномалии конституции и иммунодефицитных синдромов, которые во многом объясняют внезапность смерти.

Как известно, при этих состояниях смерть наступает от надпочечниковой недостаточности. Однако формирование ее не носит острый характер, как это считалось раньше, а является хроническим состоянием (Н.Ю. Медведев, 1983). Эти данные подтверждаются и нашими исследованиями надпочечников и органов иммуногенеза — тимуса, лимфатического аппарата. При этом у скоропостижно умерших детей в надпочечниках морфологически отсутствует картина стрессорной трансформации, а выражены компенсаторные процессы, указывающие на длительный дефицит глюкокортикоидов и, как следствие — закономерная гиперплазия лимфоидной ткани. В этих условиях извращаются все виды обмена, суживается диапазон гомеостатических реакций и организм погибает от незначительных внешних воздействий гораздо раньше, чем активизируется находящаяся в состоянии гипофункции симпато-адреналовая система.

Таким образом, полученные нами данные показывают, что наступление скоропостижной смерти в подавляющем большинстве случаев связано с имевшими место у детей заболеваниями (чаще инфекционными), протекающими скрыто на фоне иммунологической и гормональной недостаточности и извращенных обменных реакций. Именно фоновые состояния — лимфатико-гипопластические аномалии конституции, врожденные иммунодефицитные синдромы — и определяют внезапность наступления смерти.

похожие статьи

Случай посмертной диагностики синдрома Айерса у ребенка позднего периода новорожденности / Рыбалкин Р.В., Святовец Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 104-110.

больше материалов в каталогах

Беременность, роды, послеродовой и перинатальный период. Смерть детей