К вопросу ретроспективной оценки нервно-эмоционального состояния человека в случаях смерти от механических повреждений
/ Артемов В.Н., Клюев А.В. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 277-278.
(Москва)
Установление диагностических признаков воздействия стрессорных факторов на человека незадолго до гибели пока еще не нашло широкого практического применения при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях насильственной смерти. Вместе с тем, в отечественной и зарубежной экспертной практике накоплен определенный опыт диагностики состояния стресса.
Однако практически не встречаются работы, отражающие изменения, происходящие в организме человека при непродолжительном воздействии сильных стрессорных факторов (угроза жизни, страх, паника и т.п.) незадолго до смерти.
В своей работе мы попытались выявить ранние признаки «стресс-реакции» биохимическими методами у лиц, погибших от травм, несовместимых с жизнью.
Известно, что в ответ на сильный стрессорный раздражитель в организме человека активируется вегетативная и нейрогуморальная системы с выделением в кровь биологически активных веществ, причем первоначально они расходуются из их биологических депо.
Для поддержания гомеостаза в этих условиях организму требуется большое количество энергии. Основным поставщиком энергии в организме человека являются углеводы. Депо их находится преимущественно в печени и мышцах. В условиях значительного расходования углеводных запасов и недостатка кислорода происходит накапливание в некоторых активно функционирующих органах недоокисленных продуктов углеводного обмена, в частности, молочной (лактата) и пировиноградной (пирувата) кислот. Между лактатом и пируватом происходит реакция диссоциации. В условиях стресса развивается тканевой ацидоз, что сдвигает реакцию диссоциации в сторону образования лактата. Обмен лактата возможен только через стадию образования пирувата.
По данным М.С. Гаевской, В.С. Тишина, Е.А. Носовой (1962) и В.И. Деминой (1971) в течение первых двух суток после гибели человека от механических повреждений не происходит значительного изменения содержания углеводов в органах трупа, следовательно, и содержание лактата и пирувата, как конечных продуктов углеводного обмена, не должно значительно меняться. Под влиянием аутолиза тканей изменяется рН тканей в кислую сторону (как и при стрессорной реакции), что ведет к накоплению лактата, в то время как содержание пирувата несколько снижается.
Целью нашего исследования явилось изучение изменения содержания лактата и пирувата в некоторых органах трупа для решения вопроса о возможности использования этих показателей в качестве диагностических критериев оценки нервно-эмоционального состояния человека непосредственно перед смертью в зависимости от наличия (либо отсутствия) и длительности действия стрессорных экзогенных факторов значительной силы незадолго до гибели.
Нами проанализирован 91 случай насильственной смерти лиц мужского пола в возрасте от 20 до 55 лет, в крови и моче которых отсутствовал этиловый алкоголь, погибших практически мгновенно, в условиях авиатранспортной травмы от механических повреждений, несовместимых с жизнью. Таким образом, исключалось воздействие на организм человека перед смертью болевого шока.
Продолжительность стрессорного воздействия устанавливалась по данным анализа динамических показателей средств объективной регистрации параметров полета и радиообмена. Путем аудиторского и инструментального анализа радиообмена экипажа устанавливались факт и степень нервно-эмоционального напряжения в аварийном полете.
В качестве объектов для биохимического исследования были выбраны: печень, сердечная мышца, ткань коркового и мозгового слоев почки. Материал для исследования изымали и исследовали на вторые сутки (в период от 30 до 40 часов) с момента гибели. Трупы хранили до исследования в холодильной камере морга.
Определение проводили с использованием стандартных набор-тестов «Lactattest» и Pyrawattest» («Boehringer», ФРГ). Экстинкцию измеряли на спектрофотометре СФ-4А. Результаты обработали на ЭВМ по специальной программе.
Выявлена определенная динамика содержания лактата и пирувата между группами в зависимости от продолжительности стрессового воздействия (I группа — мгновенная непредвиденная гибель — условный контроль; 2 группа — гибель с предшествующим стрессорным воздействием на организм длительностью до 2 мин.: 3 группа — гибель с предшествующим стрессорным воздействием на организм длительностью от 2,5 до 8 мин.).
Наиболее информативными показателями являются: содержание пирувата — в миокарде, почке; лактата — в миокарде, печени; относительного содержания пирувата — миокард (мозговой слой почки и миокард) корковый слой почки.
Выявленные достоверные различия могут служить диагностическим критерием для оценки «стресс-реакции» при экспертизе смертельной травмы от механических повреждений.
похожие статьи
Некоторые вопросы судебно-медицинской символики / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2007. — №4. — С. 33-36.