Судебно-медицинские исследования электроповреждений в случаях длительного воздействия водной среды
/ Катан А.Г. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 289-292.
(Пермь)
Судебно-медицинская диагностика повреждений на гнилостно измененных трупах, извлеченных из воды, всегда таит в себе возможность экспертных ошибок. Среди редких повреждений, обнаруживаемых на трупах «утопленников» особое место занимают электротравмы, которые могут возникать как в производственных и бытовых условиях, так и при криминальных ситуациях.
В литературе мы не нашли работ, специально посвященных судебно-медицинским исследованиям следов электротравмы на гнилостно-трансформированных тканях трупов, извлеченных из воды, хотя отдельные вопросы диагностики повреждений в таких случаях в литературе получили теоретическое отражение, главным образом, в плане оценки применяемых дополнительных исследований (М.И. Касьянов, 1954; Р.А. Айдинян, 1955; П.Р. Сысоева, 1955; Н.А. Митяева, 1958; М.И. Авдеев, 1962; В.А. Агеев, 1969; М.Д. Мазуренко, 1970; Pieruoci G, Danesi-no D, 1981).
Наше исследование посвящено вопросам диагностики электротравм на трупах, подвергшихся воздействию воды.
Материал и методика
Исследовались в условиях эксперимента кожные лоскуты с электрометками от 11 трупов (по роду смерти: 1—убийство, 2—самоубийство, 8 — несчастные случаи). После макроскопической оценки и забора объектов на дополнительные исследования лоскуты мягких тканей с зонами электрометок погружались в емкость с водопроводной водой на глубину 30—40 см. 42 объекта находились в воде при Т° от 17 до 22° С; 46 — при Т° от 4 до 10° С. Экспериментальные наблюдения проводились в сроки от нескольких часов после пребывания в воде, через 3, 5, 7 суток, затем с интервалами в 10 суток, и далее — в сроки свыше 70 суток — с интервалами в 30—40 суток. Максимальный срок пребывания объектов в воде в экспериментальных условиях составил 348 суток.
Контрольный материал — исследование неповрежденной кожи с симметричных участков от тех же трупов. Для гистологических исследований использовалась формалиновая фиксация; для микрохимических исследований — на обнаружение металлов — фиксация в 70° этиловом спирте; применялась заливка в парафин. Гистологические препараты окрашивались гематоксилин-эозином. В 4-х случаях, когда в электрометках был выявлен металл до пребывания объектов в воде, проводились микрохимические, исследования на металлизацию в гистологических срезах с применением реакции Перлса (на железо) и по Окамото и Утамура (на медь, никель, кобальт).
Всего исследовано 88 объектов, приготовлено и изучено 570 препаратов.
Большинство исследуемых электрометок были «типичными», т. е. округлой или округло-овальной формы с плотным запавшим серовато-коричневым дном и возвышающимися краями. В трех случаях электрометки были в виде «пробоев» кожи с черноватыми обожженными краями и обнаженным дном. Нетипичные электрометки чаще представлялись в виде ссадин и ожоговых поверхностей.
Наблюдения показали, что нередко даже длительное пребывание «типичных» электрометок в водной среде мало изменяло их первоначальный вид. Макроскопически их можно обнаружить при гниении тканей в сроки свыше 200 суток.
Разность температурных условий воды определяла лишь сроки отслоения эпидермиса и время развития жировоска в тканях, но в отдельных случаях иногда сроки развития жировоска при одинаковых равных температурных условиях были разными и варьировали в пределах 3—4-х месяцев. В ряде случаев к 50—80 суточному пребыванию в воде на поверхности объектов появлялись артефакты в виде сизо-черных сливающихся участков, нередко затруднявших макроскопическую оценку.
При гниении объектов в воде комнатной температуры в «типипичных» электрометках измененный эпидермис, иногда приподнятый над дермой в виде пузырей, к 10—15 суткам полностью утрачивал взаимосвязь с последующими тканями. Возможность проведения дальнейших дополнительных исследований при этом зависела от его сохранности в процессе вырезки и гистологической проводки кусочков кожи.
Нетипичные электрометки в виде ссадин были менее стойкими в отношении водной среды и утрачивали первоначальный вид после отслоения эпидермиса, что соответствовало 15—20 суточному сроку пребывания объектов в воде комнатной температуры и 30—35 суткам — в условиях холодной воды. После отслоения эпидермиса на поверхности дермы в зоне бывших электрометок нередко оставались серовато-коричневые вкрапления и мелкие полосовидные участки.
Возможности диагностики электрометок после пребывания их в водной среде прежде всего зависят от характера электропоражений (типичности их, глубины электропоражения кожи, наличия и степени выраженности металлизации).
Поскольку взаимосвязь между эпидермисом и дермой в зоне электрометок нарушена, признак «щелевидных пустот» практически утрачивался ко времени отслоения эпидермиса. В условиях воды комнатной температуры эти сроки соответствовали 10—17 суткам, в холодной воде — 25—35 суткам. Уплотненный, базофильно окрашенный, мелкоячеистого вида роговой слой, нередко отслоившийся с поверхностными клеточными слоями эпидермиса, по сравнению с контрольными препаратами, менее подвержен мацерации. Если роговой слой сохранялся в процессе гистологической обработки препаратов и попадал в срез, то изменения в виде ячеистости и спрессованности его удавалось отметить в сроки до 30—35 суток. При дальнейшей экспозиции объектов в воде (к 50—70 суткам) волокна по свободному краю рогового слоя по ходу ячеистых пустот расщеплялись и представлялись в виде отдельных, рядом расположенных фрагментов. К этим срокам вследствие гнилостной трансформации тканей, контуры ядер и эпидермальных клеток становились также неразличимыми, т. е. утрачивался признак «направленности и вытягивания» ядер эпидермиса.
При исследовании электрометок с глубоким электротепловым действием тока на ткани, представляющихся в виде «пробоев» кожи с черноватыми краями и утраченным волокнистым строением дермы или в виде ожогов II—III ст. обнаруживались гомогенизированные очаги деструкции на фоне гнилостно-измененной разреженной ткани кожи. В этих случаях удавалось выявить электрометки даже при 100-суточном пребывании объектов в холодной воде.
К этим срокам, казалось бы, большую диагностическую значимость должен приобретать признак «металлизации» в электрометках. Но наши наблюдения показали, что этот признак непостоянен и, по-видимому, обусловлен разными условиями действия тока, а также и характеристикой металлов токонесущего проводника. С помощью контактно-диффузионного метода исследований и в гистологических срезах металлизация выявлена только в четырех случаях (22 объекта; никель, кобальт, железо). При окраске гематоксилин-эозином — отложения металла выявлялись в виде инородных частиц черного или желто-бурого цвета, как на поверхности рогового слоя, так и в зоне деструкции тканей в толще разрушенного эпидермиса и дермы. Микрохимически металлизация выявилась в виде синевато-фиолетового окрашивания этих участков (никель), желтовато-коричневого (кобальт) и голубовато-зеленоватого (железо).
В указанных случаях наличие металлизации в электрометках отмечено в сроки до 80—100 суточного пребывания в воде, независимо от температурных условий воды. Нам представляется целесообразным продолжить исследования в этом направлении и есть основания полагать, что металлизация может сохраниться и при более длительных сроках экспозиции электрометок в воде.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
- В целях судебно-медицинской диагностики электрометок на трупах, подвергшихся воздействию водной среды, необходимо применение комплексных методов исследования (наряду с макроскопической оценкой и гистологическим исследованием следует применять специальные методы по выявлению металлизации).
- При экспертизе гнилостно-измененного объекта следует в целях контроля подвергать исследованию и ткани вне каких-либо повреждений.
- Экспертные возможности диагностики электрометок на гнилостно-измененных объектах зависят от глубины электропоражений кожи, степени металлизации, условий и времени пребывания в конкретной водной среде.
похожие статьи
Судебно-медицинская диагностика электрометки при поражении техническим электричеством в водной среде / Пиголкин Ю.И., Сковородников С.В., Дубровин И.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2014. — №3. — С. 19-21.