Рефераты №1 1972

/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1972 — №1. — С. 56-59.

Левченков Б.Д. Рефераты №1 1972

УДК 340.6(084.1)

ссылка на эту страницу

Rabsоn S. Врачи-преступники. Два уголовных дела врачей, обвиняемых в убийстве (Doctors delinquent. The trials of two physicians charged with murder). J. Amer. med. ass., 1971, 216, 1, 121—124 (англ.—США).

В 1881 г. в Англии врач Лэмсон навестил племянника своей жены в школе-интернате. Работники школы видели, как он угощал мальчика сладким пирогом, конфетами и, кроме того, попросив принести ему сахарного песку, набивал им аптечные капсулы. Одну из капсул он заставил ребенка проглотить, после чего сразу уехал. Уезжая, он сказал сотрудникам школы, что мальчик ослаблен и едва ли проживет долго. Это заявление всех удивило, так как состояние здоровья ребенка ни у кого не вызывало опасений. Через 15 мин, после отьезда Лэмсона у мальчика появились рвота, судороги, он стал жаловаться на жжение в области сердца и чувство сдавления в горле. Через 4 часа ребенок умер; перед смертью он успел сказать, что такие же явления у него уже были 4 месяца назад, когда Лэмсон дал ему какую-то пилюлю. Вскрытие трупа не обнаружило каких-либо особенностей, однако при химическом исследовании во внутренних органах, в пироге и конфетах был найден алкалоид, который был признан аконитином. Следствие выяснило, что умерший по достижении 19 лет должен был наследовать 3000 фунтов стерлингов по завещанию, а в случае его смерти деньги наследовали две его тетки — одна из них была жена Лэмсона, причем по закону супруг имел право после смерти жены требовать для себя ее долю наследства. Установлено, что Лэмсон незадолго до посещения интерната покупал в аптеке аконитин, который в то время применялся в медицине как наружное противоневралгическое средство. Материальное положение Лэмсона находилось в полном расстройстве, сам он злоупотреблял морфием, ранее он был неоднократно замешан в неблаговидных денежных махинациях.

Второй случай тоже произошел в Англии в 1910 г. У врача Криппена пропала без вести жена. Супруги часто ссорились, жена собиралась уйти от Криппена, угрожая «оставить его без гроша», поскольку все деньги и ценные вещи были записаны на ее имя. По словам Криппена, его супруга уехала в Канаду и якобы там умерла. Эта версия не внушала доверия, Криппен «не смог объяснить, почему жена, уезжая, оставила ему все свои драгоценности, причем этими вещами стала пользоваться его возлюбленная. Криппен попытался бежать из Англии, но был задержан. При обыске в его доме (через 6 месяцев после исчезновения жены) в погребе под кирпичной кладкой была обнаружена часть брюшной стенки с лобковой растительностью, бедро и комплекс внутренних органов человека, выделенный по правилам анатомической техники. Остальные части трупа найти не удалось. При судебно-химическом исследовании во внутренних органах был обнаружен гиосциамин в количестве, значительно превышавшем смертельную дозу. Было установлено, что незадолго до смерти жены Криппен покупал яд в аптеке. В суде оба врача отрицали свою вину. Они были приговорены к смертной казни через повешение.

 

Uhlenbruck W. Гражданская ответственность врача и солидарная ответственность пациента за причиненный вред (Schadenerzatzpflicht des Arztes und mitwirkendes Verschulden des Patienten). Med. Klin., 1971, 66, 20, 760—762 (нем. —ФРГ).

Законодательство Федеративной Республики Германии предусматривает при предъявлении врачу иска о возмещении вреда случаи солидарной ответственности самого пациента. При этом размер возмещения, взыскиваемого с врача, иногда может быть уменьшен вплоть до полного отказа в удовлетворении исковых требований. Приведены примеры, когда больной сам способствовал возникновению вреда. Несмотря на тщательные расспросы, пациент скрыл от врача важные в диагностическом отношении данные о предшествовавшем лечении и о непереносимости некоторых медикаментов, что привело к возникновению тяжелых осложнений. Однако в таком случае вина врача лишь уменьшается, но не исключается полностью, поскольку он должен принять меры к наиболее полному сбору анамнестических сведений (опрос родственников и т. п.). Во время операции под местной анестезией больной схватил врача за руку, в результате чего разрез отклонился от намеченного направления. В этом случае вина за вред лежит целиком на пациенте. Аналогичное решение вынес суд и в другом случае, когда больной сразу после лапаротомии выпил стакан воды, которую ему дали для полоскания рта. Последовала атония кишечника и смерть. Приведен пример солидарной вины врача и больного: врач выписал несоответствующее лекарство, а пациент по собственной инициативе принял двойную дозу. Если бы он точно выполнил назначение врача, вред был бы меньше.

Библиография: 17 названий.

 

Gisbert Calabuig J. A., Villanueva Е., Rubin de Celis G. Идентификация алкалоидов в смеси комбинированным методом электрофореза и хроматографии [Metodo mixto (electroforesis-chromatografia) para la identification de mezclas de alcaloides].Zacchia, 1970, 45, 3, 386—402 (испанск. — Италия).

Посредством двухмерной комбинации электрофореза и хроматографии на бумаге изучили 36 алкалоидов. В качестве растворителей при электрофорезе использовали летучие буферы (с тем, чтобы их можно было в дальнейшем удалить нагреванием в печи до 80°). Применили 2 буфера: пиридин — уксусная кислота (рН 3,9, время 1 час 50 мин.) и аммиак — вода (рН 11,0, время 5 часов 30 мин.). После электрофореза объект высушивали и, повернув в горизонтальной плоскости на 90°, хроматографировали. Растворителем служила смесь бутанол — уксусная кислота — вода, проявителем — реактив Драгендорфа. Полученную хроматограмму сравнивали со стандартами, каждый из которых был специфичным для определенного алкалоида. Иллюстраций 5. Библиография: 24 названия.

 

Gisbert Calabuig J. A., Villanueva Е., Rubin de Celis G. Использование метода графиков при системном анализе алкалоидов посредством хроматографии в тонком слое (Un metodo grafico para la investigation sistematica de alcaloides por cromatografia en placa fina). Zacchia, 1970, 45, 2, 180—199 (испанск. — Италия).

Исследовали 39 алкалоидов посредством хроматографии в тонком слое силикагеля. Использовали 8 систем растворителей: н-бутанол—уксусная кислота—вода; н-бутанол—муравьиная кислота—вода; лимонная кислота вода; метанол; метанол— ацетон; хлороформ — ацетон; н-бутанол — этанол — аммиак — вода; н-бутанол — пиридин — вода. Для каждого алкалоида строили график Rf применительно ко всем 8 сольвентам» откладывая их на оси абсцисс. Для идентификации строят аналогичный график исследуемого вещества с 8 сольвентами и накладывают его на стандартные кривые разных алкалоидов. Если имеется совпадение во всех точках, можно считать идентификацию достоверной. Преимущества данного метода по сравнению с другими способами — его быстрота и надежность. Иллюстраций 5. Библиография: 8 названий.

 

Сареlа А., Рuig F. К вопросу об оценке реакции Дюкенуа — Мустафа для выявления активных компонентов гашиша (Contribution a l`etude de la reaction de Duquenois et Moustapha pour Tidentification des principes actifs du haschisch). J. europ. toxicol., 1971, 4, 1, 39—42 (франц. — Франция).

Провели проверку реакции Дюкенуа—Мустафа, предложенной в 1938 г. Реакция эта проста, чувствительна, позволяет обнаруживать каннабинол, каннабидиоловую кислоту и каннабидиол, а также делать вывод об их общем количественном содержании. К числу недостатков относится невозможность дифференцировать указанные компоненты по отдельности. Экстрагирование из растения производили различными веществами, наилучшие результаты дал хлористый метилен. К полученному экстракту в пробирке добавляли 1 мл реактива Дюкенуа — Мустафа в следующем составе: ванилин — 0,4 г, этанол 96° — 20 мл, уксусный альдегид — 5 капель. Смесь встряхивали в течение 1 мин., затем добавляли 2 мл концентрированной соляной кислоты и снова встряхивали 2 мин. При этом появлялось фиолетовое окрашивание, характерное для компонентов гашиша. Сопоставляя интенсивность окраски с заготовленными стандартами, можно судить об общей концентрации этих веществ. Первостепенное значение имеет абсолютная чистота реактивов.

 

Grlic L. Высокочувствительный способ обнаружения компонентов индийской конопли посредством хроматографии на пластинках силикагеля, обработанных азотнокислым серебром (A highly sensitive chromatographic detection of cannabis constitiuents by means of silica gel sheets treated with silver nitrate). J. europ. toxicol., 1971, 4, 1, 43—45 (англ. — Франция).

Пленку с нанесенным слоем силикагеля погружали на 2—3 сек. в раствор азотнокислого серебра в 96% этаноле, высушивали на фильтровальной бумаге при комнатной температуре и нарезали полосками по 6 см. Наносили пятна кашицы, состоящей из конопли, растертой с хлороформом (каждое пятно не более 0,5 мкг кашицы, содержащей около 1% конопли). Диаметр пятен не превышал 1 мм. Проявляли толуолом, высушивали и опрыскивали 1% спиртовым раствором быстрой голубой соли В. Реакцию вели при рассеянном свете. Удалось выявить 6 пятен с характерными Rf. Одно из них (фиолетовое) было идентифицировано как каннабинол, второе (красное) как Δ-1-тетрагидроканнабинол и третье (пурпурное) как каннабидиол. Остальные 3 пятна идентифицировать не удалось. Чувствительность метода для первых двух компонентов — 5 нг, а для третьего — даже менее 1 нг. В основе метода лежит способность ионов серебра образовывать комплексы, растворимость которых зависит от степени насыщенности различных каннабиноидов; их подвижность находится в обратной зависимости от числа изолированных двойных связей. Поэтому каннабидиол, обладающий двумя изолированными двойными связями, имеет наименьший пробег, а каннабинол — наибольший. Библиография: 6 названий.

 

Hinz P., Tamaska L. Доказательная ценность так называемых признаков прижизненности при смертельных транспфртных травмах с повреждением шейного отдела позвоночника (Die Beweiswerte der sogenannten vitalen Zeichen bei Toten im Strafienverkehr mit Halswirbelsaulenverletzung). Z. Rechtsmedizin, 1971, 68, 2, 95—100 (нем. — Зап. Берлин).

Проведены опыты на трупах. Наносили сильный удар в область шеи спереди назад или сзади вперед. При этом в мягких тканях возникали обширные кровоизлияния, их удавалось обнаружить даже в области ударов, нанесенных через 60 часов после смерти. Кровоизлияния в области передней продольной связки позвоночника лишь частично смывались струей воды, макроскопически их невозможно было дифференцировать от прижизненных. Библиография: 25 названий.

 

Rаеkаlliо J., Makinen P.-L. Содержание серотонина и гистамина как показатель прижизненных реакций. II. Секционные данные (Serotonin and histamine contents as vital reactions. II. Autopsy studies). Zacchia, 1970, 45, 3, 403—414 (англ.— Италия).

Ранее (1966, 1969) в опытах на животных было выяснено, что значительное нарастание свободного гистамина и серотонина в ране свидетельствует о ее прижизненном происхождении. В настоящей работе аналогичное исследование провели на 20 трупах людей, имевших прижизненные повреждения — ссадины, рваные раны, странгуляционные борозды. Смерть наступала не позже 1,5 часов после получения повреждений, исследование проводили через 1—5 дней после смерти (в среднем через 3 дня). Исследовали кожу, прилегающую к ране. Контролем служила неповрежденная кожа из того же трупа, а также кожа из области ран, нанесенных посмертно. Свободный гистамин экстрагировали по способу Fazekas и Viragos-Kis (1965), а серотонин — 0,1 н. раствором хлористого натрия, содержание в экстрактах определяли посредством флюоресцентной спектрофотометрии. В прижизненных повреждениях содержание серотонина было приблизительно в 8, а свободного гистамина в 1,5 раза выше, чем в контрольном материале. Авторы полагают, что если в области повреждения содержание серотонина в 2 раза, а свободного гистамина в 1,5 раза превышает норму, это свидетельствует о прижизненном происхождении раны. Библиография: 14 названий.

 

Fazekas I., Viragos Kis E. Содержание свободного гистамина в ранах как признак прижизненной реакции. Опыты на животных. (Der Gehalt von Wunden an freiem Histamin als vitale Reaktion in Tierversuchen). Zacchia, 1970, 45, 4, 536—547 (нем. — Италия).

Белым крысам наносили ссадины, резаные и рваные раны на одной стороне тела (контролем служила неповрежденная кожа с противоположной стороны тела). Животных забивали в промежутке времени от 1 до 120 мин. после начала опыта. Из кожи в области раны экстрагировали гистамин по разработанной методике (Barsum и Gaddum, Code, Grof), действие экстракта проверяли на кишечной петле морской свинки. Концентрацию гистамина в экстракте определяли путем сравнения со стандартными растворами. Во всех случаях содержание гистамина в коже в окружности раны было значительно выше, чем в контрольном материале. Оно прогрессивно нарастало параллельно увеличению срока жизни после начала опыта. Способ можно использовать для доказательства прижизненности повреждений. Библиография 11 названий.

 

Fazekas I., Viragos Kis Е. Содержание свободного гистамина в различных повреждениях как признак прижизненной реакции (Der Gehalt verschiedener VerletzuMgen an freiem Histamin als Vitalreaktion). Z. Rechtsmedizin, 1971, 68, 2, 86—94 (нем. — Зап. Берлин).

Исследовали материал из 135 трупов людей в возрасте от 6 до 72 лет, имевших прижизненные ссадины, резаные и рваные раны и ожоги. Смерть наступала в промежутке от 2 мин. до 6 дней после получения повреждений. Исследовали кожу, взятую в непосредственной близости от повреждения, в ней определяли содержание свободного гистамина (см. предыдущий реферат статьи тех же авторов). Контролем служила неповрежденная кожа из тех же областей тела. Содержание свободного гистамина в области повреждений было значительно выше, чем в неповрежденной коже. Это превышение составило в среднем: в ссадинах — 64, в резаных ранах — 80,3, в рваных ранах — 82,6 и в ожогах — 39,9%. Отмечено, что при ожогах несколько возрастает содержание свободного гистамина и в неповрежденной коже, однако это увеличение никогда не достигает того уровня, который обнаружен в области самого повреждения. Таким образом, результаты определения гистамина можно использовать в судебно-ме-дицинской практике для решения вопроса о прижизненном происхождении повреждений. Библиография: 17 названий.

 

Suescun Е., Pachtman Е., Frumin A. Неспособность экстракта из бобов Fava агглютинировать эритроциты, подвергшиеся «обволакиванию» танином (Inability of Fava bean extract to agglutinate tannic acid coated erythrocytes). Vox. sang. (Basel), 1970, 18, 77—80 (англ.— Швейцария).

Известно, что экстракты из бобов Fava, приготовленные на солевом растворе, способны агглютинировать эритроциты, причем эта способность выражена сильнее в отношении эритроцитов, обработанных ферментами. Если же эритроциты обработать танином, то агглютинация не наступает. Степень задержки агглютинации зависит от концентрации танина. Обработка галлусовой кислотой не препятствует агглютинации, а дигаллусовая кислота вызывает ее задержку. Можно предположить, что дубильная кислота представляет собой полимер глюкозы, у которой все гидроксильные группы образуют эфиры с дигаллусовой кислотой. Отсюда следует, что при обработке эритроцитов танином задержка алглютинации обусловлена дигаллусовой кислотой. Если смесь обработанных танином эритроцитов с экстрактом из бобов Fava поместить в термостат, а потом добавить к ним раствор гуммиарабика, то снова наступит резкая агглютинация. Это значит, что дубильная кислота блокирует эритроцитарные рецепторы, но не разрушает их. Аналогичные опыты поставили со специфичным лектином анти-А, полученным из бобов Lima, причем танин и дигаллусовая кислота вызывали усиление агглютинации.

 

Darwiche Z., Tran van Ку Ph., Muller P. Обнаружение специфического фермента человеческой спермы посредством новой методики электрореофореза (Nouvelle technique de l`electrorheopthorese appliquee a Identification de l`enzyme specifique du sperme humain). Med. leg. dommage corporel., 1970, 3, 4, 407—412 (франц.— Франция).

Ранее путем иммуноэлектрофореза в сперме было обнаружено два специфичных эстеразных изофермента, способных гидролизовать эфиры индоксила. В настоящей работе изучали сохраняемость изоферментов карбоксилэстеразы в семенных пятнах различной давности, подвергшихся внешним воздействиям. Исследовали методом иммуноэлектрореофореза на ацетат-целлюлозной бумаге. Экстрагенты были различные, в том числе буферные растворы, а также так называемое биологическое моющее средство, представляющее собой ферментный препарат. Последний дал наилучшие результаты. При прогревании спермы (как жидкой, так и лиофилизированной) до 56° изоферменты обнаруживались беспрепятственно, нагревание до 80° позволяло обнаруживать изоферменты лишь в лиофилизированной сперме, нагревание до 100° полностью их разрушало. В пятнах давностью до 1 года изоферменты сохраняются, после этого срока обнаружение их становится ненадежным. При условии дальнейшего совершенствования техники ее можно будет внедрить в судебно-медицинскую практику.

похожие статьи

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах