Рефераты №1
/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №1. — С. 54-56.
УДК 340.6(048.1)
Vimercati F. Нормативы по изъятию материала для терапевтических пересадок. Комментарий и схематизация (La normativa sui prelievi a scopo di trapianto terapeutico. Commento e schematizzazione applicativo). Minerva med. leg., 1971, 91, 102—120. (итал. — Италия)
За период с 1957 по 1970 год в Италии издано 11 нормативных актов (законов, президентских и министерских декретов), имеющих то или иное отношение к изъятию из трупов и у живых лиц органов и тканей для пересадки, производимой по медицинским показаниям. Такое обилие правительственных и ведомственных регулятивов создает большие трудности, оно нуждается в упорядочении и схематизации. Изъятие трупного материала допускается лишь соответственно завещанию или с согласия родственников умершего. Перепродажа изъятых материалов преследуется по закону. Не допускается изъятие органов и тканей у живых лиц, влекущее за собой существенный вред для здоровья. Библиография: 12 названий.
Giusti G., Panari G. Эмболия легких тканью костного мозга (Le embolie polmonari di tessuto midollare) Minerva med. leg., 1971, 91, 52—58 (итал. — Италия)
Приведено 8 случаев из практики. Повреждения произошли от наезда транспорта или при падении с высоты. Эмболы — жировые капли, частицы ткани костного мозга — обнаруживали в мелких артериальных веточках и капиллярах легких, но никогда не находили в венах. В 2 наблюдениях небольшие эмболы, состоящие из ткани костного мозга, обнаружены в капиллярах головного мозга. Эмболия костными осколками, которую наблюдали Rappaport и соавт. (1951), не встретилась ни разу. В 3 случаях эмболия костным мозгом была расценена как непосредственная причина смерти, в одном — как способствующий фактор, в остальных — как малозначительное явление. Наличие эмболии является доказательством прижизненного происхождения костных повреждений. Библиография: 39 названий.
Delahaye R., Auffret R., Pesquis P., Gueffier G. Повреждения, возникающие при катапультировании у пилотов реактивных самолетов (Lesions observees apres ejection des pilofes d`avions a reaction) Med. leg. dommage corp., 1973, 6, 1, 18—36 (франц. — Франция)
При аварийной ситуации пилот может покинуть самолет в воздухе посредством катапультирования — выброса летчика вместе с креслом путем взрыва специального патрона, расположенного под сиденьем. Вне самолета пилот автоматически отделяется от кресла и спускается на парашюте. По данным ВВС Франции, из 331 катапультировавшихся летчиков 75 погибли. В момент взрыва патрона тело пилота испытывает рывок, травмирующий эффект которого зависит от характера движения самолета. Оптимальным с точки зрения безопасности катапультирования является прямолинейный горизонтальный полет. Если же летчик катапультируется во время пикирования, разворота, нахождения в штопоре и т. д., то происходят локальные перегрузки, нередко превышающие запас прочности человеческого тела. При этом возникают повреждения костей — чаще всего в пояснично-крестцовой области. Большие опасности подстерегают летчиками после того, как он покинул самолет; многое зависит от того, на какой высоте это произошло. При малой высоте не успевают сработать все автоматические устройства и человек при ударе о землю погибает, получая обычные для авиационной травмы повреждения. Наиболее безопасной считается высота не менее 1000 м: из 204 катапультировавшихся пилотов погибли только 20. В то же время при катапультировании с высоты 300 м из 50 летчиков остались в живых лишь 15, причем только 6 не получили повреждений. Однако катапультирование на большой высоте связано со значительным риском. Человек подвергается внезапному воздействию мощного воздушного потока, сила которого тем больше, чем выше скорость самолета. Особенно опасны скорости выше 200 км/час, смертность при этом достигает 44,8% (нормальная крейсерская скорость реактивной машины может достигать 900 км/час и больше). Воздушный поток при «кувырканьи» сиденья вызывает запредельное разведение нижних конечностей с вывихом коленных и тазо-бедренных суставов, разрывом связок и даже переломами костей. Верхние конечности запрокидываются и вытягиваются кверху, возникают повреждения, вплоть до отрыва отдельных частей. Однако и при скоростях порядка 100 км/час организм испытывает грубое аэродинамическое воздействие плотной воздушной струи. Возникают обильные субконъюнктивальные кровоизлияния и петехии на открытых частях тела, расстраивается дыхание, вплоть до полного прекращения, на вскрытии отмечается расширение альвеол; картина напоминает действие взрывной волны. Библиография: 26 названий.
Karkola К., Möttönen М., Rаеkаlliо J. Случаи смерти людей, причиненной животными в Финляндии (Deaths caused by animals in Finland) Med., sci. law, 1973, 13, 2, 95—97 (англ. — Великобритания)
За период с 1936 по 1961 под погибли от укусов змей 20 человек и от ужаления осами 2 человека. В последующие годы таких случаев не было. Домашние животные причиняют людям смерть чаще — ежегодно насчитывается примерно 5, а всего за период с 1957 по 1968 год — 63 случая (лошади — 30, коровы — 18, быки — 11, собаки — 2, баран — 1, кошка — 1). Лошади причиняли смерть преимущественно путем ляганья, коровы — ляганья и боданья, быки и баран — боданья. Собаки причиняли смерть тем, что сбивали с ног (не кусая). Кошка улеглась на лицо спящего грудного ребенка и закрыла ему рот и нос, вызвав смерть от асфиксии. Наблюдали также случай смерти, причиненной свиньями. Мужчина, страдавший тяжелой формой аортального стеноза, был найден мертвым в загоне, где находились 12 свиней. Его видели живым 6 часов назад. Мягкие ткани лица и глазные яблоки отсутствовали, кости лицевого скелета и свода черепа обнажены, нижняя челюсть была экзартикулирована и висела на мягких тканях. Ткани шеи спереди отсутствовали, обнажая позвоночник, где был виден поврежденный спинной мозг. Половые органы отсутствовали. Края всех повреждений были рваные, лоскутные, без кровоподтечности и макроскопически производили впечатление посмертных ранений. На конечностях и туловище имелись множественные поперечные узкие полосовидные ссадины (следы зубов). Обнаружены также следы воздействия тупых предметов, множественные закрытые переломы ребер, разрывы паренхиматозных органов. Эти повреждения имели признаки прижизненности. Могло создаться впечатление, что пострадавший был убит, а потом брошен на съедение свиньям. Однако при гистохимическом исследовании краев ран по методу Raekallio выявлено повышенное содержание гистамина и серотонина, что свидетельствовало о прижизненности повреждений. Это обстоятельство с учетом отсутствия кровоизлияний свидетельствовало, что раны причинены в агональном периоде. По-видимому, пострадавший во время кормления животных потерял сознание в связи с сердечным приступом и подвергся объеданию свиньями. Повреждения ребер и внутренних органов возникли вследствие придавливался ногами наступившего на тело животного. Библиография: 5 названий.
Giersten J., Luhr J. Случай жестокого обращения с ребенком (Barnemisсhandling. Moddelelse om dodelig tilfelle) Т. norske laegeforen, 1972, 92, 33, 2251—2253 (норв. — Норвегия)
В морг был доставлен труп мальчика в возрасте 2,5 месяцев. По словам отца, ребенка утром нашли в кровати мертвым. При наружном осмотре обнаружены небольшой кровоподтек на темени, несколько подживающих ссадин на лице и кровоподтек на ягодице. При вскрытии трупа обнаружены: кровоизлияние в мягкие ткани в области грудного отдела позвоночника, разрыв передней продольной его связки, нарушение целости диска между VII и VIII грудным позвонком. Кости черепа были целы. Смерть наступила от массивного двустороннего субдурального кровоизлияния. Отец сообщил, что он за 3 дня до смерти уронил ребенка, мальчик, падая, ударился спиной о подлокотник кресла. Однако этим можно бы было объяснить лишь повреждение позвоночника, но не внутричерепное кровоизлияние. В дальнейшем выяснилось, что отец, купая ребенка, рассердился, схватил его за ноги и, держа вниз головой, стал трясти. Через 1 час мальчик умер. Практика показывает, что при сильном встряхивании у детей могут возникать субдуральные гематомы1. Отец ребенка — психопатическая личность, ранее двое его детей были изъяты из родительского попечения в связи с жестоким обращением и помещены в интернат. Библиография: 24 названия.
Montalto В., Mari F. Острое отравление тетрахлорэтиленом (два случая из практики) [L`avvelenamento acuto da percloretilene (Con due segnalazioni casistiche personali)]. Minerva med. leg., 1971, 91, 28—39 (итал. — Италия)
Тетрахлорэтилен широко используют в промышленности как растворитель, а также как пятновыводитель на предприятиях химической чистки. В медицине его применяют как глистогонное (при анкилостомиазе). Токсичность этого вещества долгое время недооценивали. В 1947 году Chanduri и соавт. впервые описали смертельное отравление при пероральном приеме 3 мл тетрахлорэтилена. Приведено 2 собственных наблюдения. Мужчина и женщина вдвоем с утра работали в закрытом помещения на предприятии химической чистки, там же они и обедали. Воздух был насыщен парами тетрахлорэтилена. После обеда женщина (почувствовала себя плохо и потеряла создание. Прибывшие пожарные (привлеченные выхождением паров из помещения) обнаружили женщину в бессознательном состоянии и труп мужчины. Пострадавшую доставили в больницу, у нее длительное время отмечались тяжелые расстройства со стороны нервной системы; постепенно наступило выздоровление. При гистологическом исследовании внутренних органов трупа обнаружена резкая жировая дистрофия мозга и печени, пигментная дистрофия и фрагментация миокарда с частичным исчезновением поперечной исчерченности, в почках — явления нефроза. При химическом анализе внутренних органов методом газовой хроматографии наибольшее количество тетрахлорэтилена обнаружено в крови, наименьшее — в миокарде. В моче определялся основной метаболит тетрахлорэтилена — трихлоруксусная кислота. Для этого к моче добавляли едкий натр и пиридин, нагревали на водяной бане, окрашенную жидкость отделяли и спектрофотометрировали. Библиография: 34 названия.
Кimmerle G., Eben A. Метаболизм, выведение и токсикологический эффект трихлорэтилена после вдыхания. 2. Опыты на людях (Metabolism, excretion and toxicology of trichlorethylene after inhalation. 3. Experimental human exposure) Arch. Toxicol., 1973, 30, 2, 127—138 (англ. — Зап. Берлин)
Добровольцы (8 человек) вдыхали трихлорэтилен (ТРИ) в течение 4 часов. Еще 4 человека подвергались такому же опыту 5 дней подряд. Метаболит — трихлорэтанол (ТХЭ) — обнаруживали в крови в течение 4 дней после опыта. Его присутствием, по-видимому, объясняются наблюдаемые в таких случаях расстройства деятельности центральной нервной системы — «психоорганический синдром». Количество ТХЭ в крови у испытуемых 2-й группы увеличивалось лишь в течение 2 суток, а в дальнейшем оставалось неизмененным. Аналогичное явление наблюдали и в отношении выведения его с мочой. Выведение ТРИ легкими и концентрация его и ТХЭ в крови одинакова у мужчин и женщин, однако у женщин отмечено более интенсивное выведение трихлоруксусной кислоты с мочой. Метаболизм ТРИ у человека выглядит иначе, чем у животных. Так, у крыс находили метаболит — хлоралгидрат, который отсутствовал у людей. Библиография: 7 названий.
Furuno J., Sugawara N., Fujimurа K. Случай смерти от шока, вызванного карбокаином, и метаболизм этого вещества (On a fafal case of carbocaine shock and the metabolism). Jap. j. leg. med., 1973, 27, 2, 63—67 (японск., рез. англ. — Япония)
Мужчине в возрасте 80 лет в связи с переломом бедра ввели экстрадурально 10 мл 2% раствора карбокаина. Через 5 мин развилось состояние шока, а через 45 мин наступила смерть. При вскрытии трупа обнаружена трещина шейки бедра. Гистологически — возрастные изменения и застойное полнокровие. Методом хроматографии в тонком слое и ультрафиолетовой абсорбционной спектрофотометрией в крови определили 0,25 мг карбокаина на 100 мл, а в спинномозговой жидкости — 0,56 мг на 100 мл. Аналогичные результаты получены при экспериментальном введении карбокаина кроликам, обнаружены также метаболиты этого препарата. Библиография: 6 названий.
Rodriguez А. Прижизненная реакция у растений (Reazione vitale nelle piante) Minerva med. leg., 1971, 91, 121—124 (итал. — Италия)
В штате Сан-Паулу (Бразилия) полиция обратила внимание на то, что на полях цветоводческого хозяйства имеется очень большая плантация мака. Возникло подозрение, что мак используют для изготовления опиума. У владельца изъяли 96 сухих головок мака. Млечный сок, из которого готовят опиум, обычно собирают из неглубоких надрезов головки, наносимых острым скальпелем незадолго до опадения лепестков. Надрезы не должны проникать в полость коробочки. На одной из представленных головок обнаружили 3 продольных поверхностных надреза. Головку размочили в воде, обезводили бутиловым алкоголем, залили в парафин и изготовили поперечные срезы. Оказалось, что надрезы имеют ровные разошедшиеся, закругленные внутрь края, к стенкам надреза пристали темные гомогенные комочки засохшего сока, в глубине надреза видно интенсивное размножение клеток паренхимы. Вся картина напоминала рубцевание у животных. Известно, что именно так реагирует живое растение на механическое повреждение: сок, вытекающий из нарушенных сосудисто-волокнистых пучков, быстро густеет, в глубине повреждения происходит разрастание паренхимы — все это ведет к образованию «наплыва», закрывающего дефект ткани. Результаты исследования позволили расценить найденные морфологические изменения как прижизненную реакцию растения, которая не могла бы возникнуть, если бы надрезы были нанесены на сухой коробочке мака. Библиография: 4 названия.
похожие статьи
Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.