Некоторые вопросы проведения судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы
/ Солохин А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №3. — С. 3-5.
Судебно-медицинская лаборатория (нач. — А.А. Солохин), Москва
УДК 340.661:[614.86:656.13
Некоторые вопросы проведения судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы. Солохин А.А. Суд.-мед. эксперт., 1974, № 3, с. 3
Рассматриваются организационные и методические вопросы проведения судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы.
SOME PROBLEMS OF MEDICO-LEGAL EXAMINATION IN CASES OF CAR TRAUMA
A. A. Solokhin
The principal problems faced by the medico-legal expert in examining corpses and living victims of traffic accidents are discussed. Defects in the actions of prosecuting officers and of medical experts are presented.
Возможности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автомобильных происшествий за последние годы значительно расширились благодаря успехам, достигнутым в области изучения морфологии и механизма повреждений при отдельных видах автомобильной травмы, а также внедрению в практику новых методов исследования. Однако некоторые экспертизы все еще проводятся на недостаточно высоком уровне.
Необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы может возникнуть в любой стадии уголовного процесса. Однако чаще это бывает в стадии предварительного следствия, когда эксперта приглашают для участия в осмотре места происшествия, исследования трупа, освидетельствования пострадавших, а также для исследования вещественных доказательств.
Практика свидетельствует, что при судебно-медицинском исследовании трупов лиц, погибших в результате автомобильных происшествий, постановления следователя о назначении экспертизы ко времени вскрытия часто отсутствуют. Вместо него предоставляют краткие отношения. Эксперты не проявляют в этом вопросе должной требовательности, тем самым осложняют производство экспертизы и не создают условий для полноценного заключения.
Эксперт должен потребовать перед вскрытием от следователя протокол осмотра места происшествия (трупа, автомобиля, местности), а также другие материалы дела, имеющиеся к этому времени. Если смерть последовала в больнице, следователь должен представить и историю болезни.
Как известно, судебно-медицинское исследование трупов с признаками насильственной смерти должно проводиться в присутствии лица, назначившего экспертизу. В случае неявки следователя эксперт должен уведомить вышестоящего прокурора. Это требование также не выполняется.
Для того чтобы качественно и на высоком научном уровне выполнить экспертизу трупа или живого лица и дать мотивированные и полные ответы на вопросы следователя, эксперт должен планировать свои действия в определенной очередности, наиболее целесообразно в следующей последовательности: ознакомиться с постановлением, протоколами осмотра места происшествия, трупа, автомобиля, медицинскими документами, а также другими материалами дела. Исследовать труп или освидетельствовать живое лицо для выявления необходимыми методами (в том числе и лабораторными) имеющихся на теле и одежде следов и повреждений, определения их особенностей и расположения и установления механизма образования. Составить развернутый судебно-медицинский патологоанатомический или клинический диагноз. Произвести дополнительные исследования. Выехать на место происшествия, ознакомиться с обстановкой, осмотреть автомобиль. Участвовать в следственном или экспертном эксперименте. Формулировать и обосновать выводы. Оформить заключение, таблицы, иллюстрации, схемы.
В каждом случае автомобильной травмы судебно-медицинский эксперт независимо от полноты предоставленных материалов обязан решить ряд общих вопросов, касающихся особенностей и расположения следов и повреждений на теле и одежде; давности повреждений и их прижизненного или посмертного происхождения; механизма образования повреждений (удар, сотрясение, сдавление, трение); времени возникновения повреждений (одновременно или нет); места приложения и направления силы; способности к самостоятельным действиям; причины смерти; тяжести телесных повреждений; наличия или отсутствия у пострадавшего заболеваний; наличия и степени опьянения.
Некоторые судебно-медицинские эксперты при отсутствии в их распоряжении данных об обстоятельствах происшествия и целях исследования отказываются решать вопрос о механизме образования повреждений и другие вопросы. Такая практика неправильна.
Ответив на общие вопросы, эксперту необходимо решить вопросы частного характера. Это возможно, только если на одежде и теле выявлены характерные для автомобильной травмы следы.
В таких случаях можно установить наличие автомобильной травмы и ее вид (столкновение автомобиля с человеком, переезд, выпадение, внутри автомобиля, придавливание между частями автомобиля и другими предметами); механизм образования повреждений при автомобильной травме, ее фазы, последовательность их наступления; какими частями автомобиля образованы следы; положение пострадавшего в момент травмы, взаимное расположение тела и частей автомобиля.
Для решения названных вопросов эксперт должен выявить повреждения, определить их свойства и локализацию, применив для этого все необходимые методы. Определяя расположение повреждений, надо установить точную их высоту от уровня подошв. Неполное исследование трупа или осмотр пострадавшего, равно как и ошибки, допущенные экспертом при этом, трудно, а иногда и невозможно восполнить или исправить.
По расположению и особенностям повреждений определяется место первичного приложения и направление силы, положение пострадавшего в момент травмы, какой частью и каким видом автомобиля причинены повреждения, а также взаимное положение тела пострадавшего и автомобиля.
Иногда возникает необходимость в повторном осмотре места происшествия экспертом, в осмотре автомобиля и в сопоставлении имеющихся повреждений на одежде и теле с повреждениями, установленными на автомобиле, т. е. в экспертном или следственном эксперименте.
Большое значение имеет своевременное проведение экспертизы. Промедление влечет за собой изменение или безвозвратную утрату многих ценных признаков.
Если исследование трупа в основном производится своевременно, то экспертиза живых лиц, как правило, осуществляется спустя много дней после происшествия. Надо помнить, что чем позже проводится освидетельствование, тем меньше шансов обнаружить повреждения и решить вопрос о их механизме.
Судебно-медицинскую экспертизу живых лиц часто проводят, когда повреждения заживают либо уже зажили. В этих случаях приходится основываться на медицинских документах, качество которых не всегда удовлетворяет требованиям. Эксперты должны изучать только подлинные медицинские документы, а не выписки и справки, как это часто делается. При переломах костей необходимо изучать рентгеновские снимки в двух проекциях. Успешное решение вопросов в таких случаях зависит от качества и полноты представленных документов.
Затронутые вопросы свидетельствуют о необходимость дальнейшего улучшения и совершенствования организации и проведения судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы. Основные мероприятия по совершенствованию этой работы должны проводить руководители судебно-медицинских учреждений, которые обязаны оказывать более действенную и регулярную помощь экспертам в их повседневной работе.
Следует предусмотреть издание главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения СССР методических писем, инструктивных указаний и других материалов по вопросам экспертизы автомобильной травмы, рекомендаций по исследованию отдельных областей тела и способам выявления повреждений, по диагностике конкретных видов автомобильной травмы, по оформлению судебно-медицинской документации, формулировке выводов и др. Целесообразно расширить публикации в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» по вопросам диагностики автомобильной травмы.
похожие статьи
Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.