К вопросу о значении отпечатков окровавленных волос в судебной медицине
/ Калинин Р.В., Дорофеева Е.Е., Леонова Е.Н., Нагорнов М.Н., Волчков А.Б. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2014 — №14. — С. 51-53.
Р.В. Калинин1, Е.Е. Дорофеева2, Е.Н. Леонова2, М.Н. Нагорнов2, А.Б. Волчков3
1 ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, г. Иваново
2 ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ, г. Москва
3 ОБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Ивановской области»
Следы крови в виде отпечатков имеют важное идентификационное значение в судебной медицине и криминалистике. При осмотре места происшествия встречаются отпечатки пальцев рук, подошвенных поверхностей стоп и других частей тела человека. Кроме того, нередко встречаются отпечатки волосистой части головы, испачканной кровью. Данные следы крови упоминаются в отечественной и иностранной судебно-медицинской литературе, однако детально не разбираются.
Целью исследования явилось изучение морфологии отпечатков разной длины волос головы, пропитанных кровью.
Материалы и методы. В данном исследовании в качестве следонесущей поверхности использовалась волосистая часть головы 20 биоманекенов (трупов) с длиной волос от 0,3 до 24 см без повреждений кожного покрова. У всех биоманекенов волосы были средней густоты, умеренной мягкости, прямые, без каких-либо повреждений. Фибринолизированная кровь биоманекенов наносилась на волосы в лобно-теменной области, вблизи срединной линии. В качестве следовоспринимающей поверхности использовались листы плотной бумаги формата А4, которые на жесткой подложке прикладывались на 1–2 секунды к волосам, пропитанным кровью. От каждого биоманекена было получено по 10 последовательных отпечатков (всего 200 отпечатков) с различной интенсивностью окраски. Образцы, полученные в эксперименте, высушивались при комнатной температуре, а затем исследовались визуально. Описание отпечатков проводилось по алгоритму, предложенному Н.П. Пырлиной. Измерения проводились с помощью линейки с ценой деления 0,1 см, а затем отпечатки фотографировали и сохраняли в формате JPЕG.
Результаты исследования. В ходе экспериментов были получены отпечатки округлой формы. Средний размер отпечатков составлял 9,2 × 10,4 см.
Учитывая локализацию и интенсивность пропитывания, на каждом отпечатке выделяли центральную и периферическую части. Центральная часть представляет собой округлый или овальный участок с максимально интенсивным наложением крови, а в ряде отпечатков в данной части можно было визуализировать отдельные части интенсивно прокрашенных единичных волос. Средний размер центральной части составляет 4,2 × 4,7 см. Периферическая часть представляет собой комплекс элементов различных размеров и форм, интенсивность окрашивания которых снижается к краям.
Механизм образования центральной части отпечатка объясняется тем, что в данной области происходит максимальный контакт (прижатие), а следовательно, и максимальное пропитывание. Периферическая часть образуется в результате более слабого контакта с волосами, что можно объяснить естественным закруглением головы.
В зависимости от длины волос все полученные отпечатки были разделены на четыре группы.
- Первая группа – отпечатки волос длиной от 0,3 до 0,8 см. В этой группе основными структурными элементами явились штрихообразные линии, мелкопятнистые и точечные элементы. Такие элементы образуются в результате контакта стержней отдельных волос и их концов.
- Вторая группа – отпечатки волос длиной от 0,8 до 2,5 см. Основными структурными элементами явились короткие линии и углообразные элементы. Вершины этих элементов были обращены наружу от центральной части либо ориентированы в одном направлении. Этот вид отпечатков получается в результате того, что волосы, пропитанные кровью, слипаются у своих концов, образуя конусовидные пучки.
- Третья группа – отпечатки волос длиной от 2,5 до 5 см. Основными структурными элементами явились вытянутые треугольники, короткие линии и углообразные элементы. Особенностями последних оказалось их удлинение и появление дополнительных лучей с формированием «метелок». Такой вид отпечатков образуется в результате слипания волос на некотором протяжении.
- Четвертая группа – отпечатки волос длиной от 5 до 24 см. В этой группе основными структурными элементами явились дугообразные и прямые полосы, местами пересекающиеся, а также короткие линии. По мере увеличения длины волос наблюдалось увеличение длины и толщины полосовидных элементов. Этот вид отпечатков образуется в результате слипания волос на протяжении и накладывания отдельных пучков друг на друга.
Среди всех полученных отпечатков наблюдались структурные элементы, не зависящие от длины волос. Это наиболее насыщенный центральный участок, на фоне которого иногда отпечатываются единичные волосы, и короткие линии по периферии отпечатка, отображающие различные отделы стержня волос.
Выводы
- При контакте волос головы, испачканных кровью, на следовоспринимающей поверхности образуются отпечатки, имеющие специфические и характерные признаки.
- На каждом отпечатке по интенсивности наложения крови можно выделить зоны «условного центра» и «периферии», что позволяет определить область максимального прижатия головы к поверхности.
- Особенности отпечатков волос связаны с различными вариантами их слипания.
- Периферическая часть отпечатка наиболее информативна и специфична в зависимости от длины волос.
- Полученные данные можно использовать при проведении осмотра места происшествия, при выполнении медико-криминалистических идентификационных экспертиз, а также для проверки обстоятельств дела. При этом возможно сравнение следов волос человека со следами иного происхождения (волосы животных, отпечатки малярных кистей и т.д.).
похожие статьи
Морфология следов капель крови на поверхности, смоченной водой / Леонова Е.Н., Нагорнов М.Н., Ломакин Ю.В., Куча А.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 97-100.
О возможности судебно-медицинского исследования потожировых выделений и волос на мужских расческах / Лукаш А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965. — №2. — С. 22-24.