О состоянии показателей углеводного обмена у погибших внутри салона автомобиля в ДТП

/ Мантаков М.С., Тучик Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2014 — №14. — С. 59-61.

Мантаков М.С., Тучик Е.С. О состоянии показателей углеводного обмена у погибших внутри салона автомобиля в ДТП

ГБУЗ г. Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. – д.м.н., проф. Е.М. Кильдюшов) Департамента здравоохранения города Москвы»

ссылка на эту страницу

До настоящего времени отсутствуют сведения о возможных изменениях биохимических показателей у погибших водителя и пассажира при травме внутри салона автомобиля, результаты которых, вероятнее всего, могли быть использованы в посмертной диагностике и оценке состояния потерпевших и их реакции на фоне «осознанного стресса» на экстремально возникшую ситуацию. Это послужило основанием для проведения целенаправленного исследования в этом направлении. Объектами исследования явились 64 погибших при ДТП лица, из общего числа которых водители составили 18 человек и пассажиры – 11 человек, при мототравме – 2 (водитель и пассажир), а от наезда на пешеходов транспортного средства при автоавариях – 27 человек и при железнодорожной травме 6 трупов. Обстоятельства гибели указанных пострадавших уточнялись по материалам проверки ДТП, осуществляемых органами дознания.

Результаты анализа показали, что среди погибших при ДТП преобладали мужчины – 52 человека (81,3 %), причем находившиеся внутри салона автомобиля водители и пассажиры мужского пола составили 89,5 и 75 % соответственно, а при наезде автомобиля на пешеходов – в 66,6 % наблюдений. При мото- и железнодорожной травме погибшие были мужчины. В 90,6 % случаев автоаварий погибали лица работоспособного возраста (от 22 до 60 лет), при мототравме погибшие были в возрасте 25 лет.

В 43,8 % наблюдений из общего числа погибшие находились в состоянии алкогольного опьянения различной степени. Причем каждый третий водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, где концентрация этанола в крови колебалась от 1,1 до 2,9 ‰; две трети пассажиров находились в состоянии опьянения средней и тяжелой степени в равном числе случаев, содержание этилового спирта в крови составило 2,2–2,4 ‰ и 2,7–4,1‰ соответственно. У 2 из 6 погибших, сбитых электропоездом, концентрация алкоголя в крови составила 2,7 и 4 ‰ соответственно.

Нами установлено, что ДТП с гибелью водителей и пассажиров происходили в утреннее (между 1–6 часами) и вечернее (между 19–23 часами) время почти в равном числе наблюдений (34,3 и 31,3 % соответственно) и в значительно меньшем количестве (по 17,2 %) –в период между 7–9 и 15–18 часами. Наезд автотранспортных средств на пешеходов также наблюдался преимущественно в утреннее и вечернее время – между 5–8 и 18–22 часами, а столкновение с электропоездом – в дневное и вечернее время суток. Сравнительный анализ характера, локализации, частоты и объема повреждений одежды, мягких тканей, костей скелета и внутренних органов погибших внутри салона автомобиля в ДТП свидетельствует о наличии характерного комплекса повреждений, который диагностировался у каждого третьего водителя и у каждого четвертого пассажира переднего сиденья, в связи с чем не представляется возможным дать утвердительный ответ о местоположении лица погибшего внутри салона автомобиля при совершении ДТП в условиях неочевидности либо при обнаружении трупа с несовместимыми с жизнью повреждениями на обочине автомагистрали или же при имитации падения тела из здания с большой высоты.

Объектами для биохимического исследования служили биологические жидкости и ткани погибших участников ДТП (водители, пассажиры и пешеходы): кровь из бедренной вены (кБВ), полостей правого и левого желудочков сердца (кПЖ, кЛЖ), перикардиальная жидкость (ПЖ), моча (М), участки миокарда левого (мЛЖ) желудочка сердца. Изъятие биоматериала от трупов погибших осуществлялось в соответствии с требованиями нормативных документов. Всего исследовано 732 биологических объекта, проведено в общей сложности 1475 биохимических исследований. При исследовании биоматериала были использованы стандартные и разрешенные в установленном порядке к применению биохимические методы исследования, адаптированные к трупному материалу [1, 2].

Результаты судебно-химического исследования биологических жидкостей от трупов погибших показали, что только у водителей содержание глюкозы в крови правого желудочка сердца превышало норму в два и более раза (от 11,2 ± 0,56 до 14,4 ± 1,21 ммоль/л), в то время как в группе «пешеходы», железнодорожная травма» этот показатель крови правого и левого желудочков находился вблизи нижней границы условной нормы, а в крови из бедренной вены и в перикардиальной жидкости – ниже нормы. Причем у водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, выявлено резкое снижение содержания глюкозы во всех биожидкостях при отсутствии между ними существенных различий ее концентраций. В группе «железнодорожная травма», «пешеходы» у погибших, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, не выявлено влияния этанола на содержание глюкозы в биологических жидкостях, концентрация которой находилась в пределах средних величин условной нормы (рис. 5.1).

Результаты исследования на наличие сердечного тропонина-I показало, что этот кардиомаркер определялся во всех биологических жидкостях у всех погибших, однако в наибольшем количестве («+++») он был выявлен в крови полостей сердца у водителей и пешеходов, а у потерпевших при падении с большой высоты – в крови правого желудочка сердца.

При оценке состояния резервных углеводов в печени, миокарде и скелетной мышце не было обнаружено различий в содержании гликогена между группами потерпевших. У всех погибших наибольшее количество гликогена было выявлено в печени, как главном депо углеводов в организме, где эти показатели колебались в пределах нормы (3–10 % СВВ), в скелетной мышце – в области нижней границы нормы, а в миокарде значительное его снижение – до 0,1 % СВВ. Такие изменения уровня резервных углеводов свидетельствуют о быстром наступившем смертельном исходе без агонального периода.

Показатели активности лактатдегидрогеназы в миокарде, печени и скелетной мышцы у всех погибших укладывались в условные нормы, хотя их колебания были незначительными и недостоверными, в связи с чем они не имели диагностической ценности.

Полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что в условиях остро возникшего стресса, каковым является ДТП, у водителя, действия которого направлены на сохранение жизни и выход из создавшейся ситуации путем принятия адекватного решения, резко повышается глюкоза в крови правого желудочка сердца – в два и более раза, в то время как в группе «пешеходы», «железнодорожная травма» этот показатель в пределах условной нормы, что связано с резкой активизацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и выбросу большого количества гормонов. Эти изменения биохимических показателей могут быть использованы как дополнительные критерии при диагностике места положения водителя и его рабочей позы, пассажира при внутрисалонной травме в ДТП.

Список литературы:

  1. Асташкина, О. Г. Иммуноферментная диагностика опиатов при гнилостной трансформации трупов / О. Г. Асташкина, В. В. Жаров. – М.: Спутник+, 2010. – 113 с.
  2. Асташкина, О. Г. Судебно-биохимическая диагностика скоропостижной смерти / О. Г. Асташкина, Е. С. Тучик. – М.: Спутник+, 2012. – 149 с.

похожие статьи

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма