Опыт проверки работы районных отделений областного бюро судебно-медицинской экспертизы

/ Заславский Г.И., Кузьмин М.М., Смусин Я.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №4. — С. 40-41.

ссылка на эту страницу

Регулярно проводятся комиссионная плановая проверка работы районных отделений бюро судебно-медицинской экспертизы и систематический контроль на экспертизами по сложным делам с последующим обсуждением на ежемесячных совещаниях экспертов области с участием членов методического совета. Дан анализ работы районных экспертов. Выявлены типичные недостатки в их работе:

  • 1) неиспользование (или неполное использование) следственных материалов, в том числе данных осмотра места происшествия;
  • 2) некритическое отношение эксперта к предварительным сведениям об обстоятельствах происшествия;
  • 3) шаблонный подход к экспертизе;
  • 4) поверхностное исследование следов и повреждений на одежде;
  • 5) неполнота исследования и описания повреждений;
  • 6) недостаточное использование лабораторных методов исследования;
  • 7) дача заключения о возможности (или невозможности) причинения повреждений конкретным орудием без его тщательного осмотра, описания и сравнительных исследований.

 Плановая проверка деятельности районных отделений судебно-медицинской экспертизы, анализ и широкое обсуждение типичных недостатков в их работе позволили значительно повысить уровень экспертных исследований.

Постоянный контроль за работой районных экспертов имеет большое значение. Мы осуществляем его путем плановых комплексных проверок всех копий актов по тяжким и менее тяжким телесным повреждениям, по делам об убийствах и половых преступлениях. Руководители бюро и заведующие отделами выезжают в районные отделения в случаях сложной экспертизы, проводят комиссионные экспертизы и исследования эксгумированных трупов. Совместно с членами методического совета бюро рецензируют выполненные исследования.

Комплексные проверки проводят руководители бюро и заведующие отделами в соответствии с годовым планом. Определяют состояние моргов и судебно-медицинских кабинетов, изучают организацию рабочего времени. С представителями судебно-следственных органов выясняют взаимные претензии и намечают меры по устранению недостатков. Проверяют учетную экспертную и хозяйственную документацию, обращают внимание на сроки исполнения и качество экспертиз.

Результаты проверок и наиболее поучительные экспертизы обсуждают на ежемесячных совещаниях экспертов области с участием членов методического совета. Обсуждение проходит активно, оно способствует повышению профессионального уровня экспертов. Регулярная проверка деятельности районных экспертов позволила выявить наиболее часто встречающиеся недостатки. Это слабая связь экспертов с органами здравоохранения, недостаточное выявление и обобщение дефектов оказания медицинской помощи, неактивное участие в судебно-медицинских клинико-анатомических конференциях и заседаниях лечебно-контрольных комиссий. Некоторые эксперты недостаточно помогают судебно-следственным органам, мало способствуют учебе оперативного состава по судебно-медицинской тематике.

При проведении экспертиз выявлены типичные недостатки.

1. Неиспользование (или неумелое использование) следственных материалов, в том числе данных осмотра места происшествия.

Так, например, труп обнаружен на проезжей части дороги после проезда рейсового автобуса.

На основании наличия одностороннего перелома ребер по одной линии эксперт отверг возможность переезда. Этот вывод противоречил следственным данным, согласно которым тело пострадавшего находилось в глубокой снежной колее, вследствие чего, как показал следственный эксперимент, давление колеса автобуса было неполным. Ошибка была вызвана недооценкой данных осмотра места происшествия.

2. Некритическое отношение к предварительным сведениям об обстоятельствах происшествия. В сопроводительном отношении было указано, что потерпевший скончался после падения с крыши. Эксперт, обнаружив перелом черепа, указал, что это повреждение могло возникнуть при указанных обстоятельствах без учета других повреждений, которые могли быть получены при падении. Последующее изучение материалов показало, что версия о падении не имела достаточных оснований, а травма была причинена в драке.

3. Шаблонное описание исследования трупа. Эта ошибка нередко встречается у молодых экспертов. В частности, неполнота исследования и описания повреждений, их локализации, формы, особенностей и пр.

Серьезные ошибки возникают, например, при исследовании случаев автомобильной травмы, если не делают вспомогательных разрезов для выделения костей. В экспертизе по поводу переезда автомобилем необходимо было установить направление переезда, однако эксперт не вскрыл верхний отдел позвоночника и не выявил повреждения остистых отростков, обнаруженного только при вскрытии эксгумированного трупа.

4. Поверхностное исследование следов и повреждений на одежде. Потерпевший умер от ножевого ранения. Следствию важно было выяснить возможность самостоятельного передвижения пострадавшего после ранения. Однако эксперт не описал форму следов на одежде, в том числе потеков. В связи с этим вопрос не был решен.

Недостатки описания одежды отмечены и при других видах экспертизы, что иногда приводило к неправильным выводам о дистанции выстрела, характере орудия и т. д.

5. Недостаточное использование лабораторных исследований. Основываясь на характере повреждений, выявленных при исследовании трупа, эксперт указал, что они возникли от удара выступающими деталями легкового автомобиля. При исследовании одежды в физико-техническом отделении были выявлены следы и повреждения, характерные для сдавления между нижними выступающими деталями автомобиля и грунтом.

6. В другом случае эксперт отверг возможность причинения вдавленного перелома черепа камнем, указанным обвиняемым, исходя из того, что размеры камня превышали размеры перелома.

В физико-техническом отделении при сравнительном исследовании перелома и камня получен положительный результат.

Таким образом, плановая проверка деятельности судебно-медицинских экспертов, анализ и широкое обсуждение типичных недостатков в работе позволяют повысить уровень экспертиз.