Экспертизы краниофациальной идентификации личности в Московском областном Бюро СМЭ
/ Ривенсон М.С., Башхаджиев Н.Х., Романько Н.А., Абрамов А.С. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.
(Московская область, г. Москва)
За последние 5 лет в медико-криминалистическом отделе Бюро выполнено 103 экспертизы идентификации личности по черепам от неопознанных трупов и прижизненным изображениям предполагаемых лиц.
При идентификации в 88 случаях использовали протоколы осмотра трупа на месте его обнаружения, в 96 – материалы экспертиз трупов и ранее выполненных медико-криминалистических исследований неопознанных останков, антропологических экспертиз (9)..
Черепа были повреждены в 51 случае и перед идентификационными исследованиями подвергались реставрации. 12 черепов были представлены без нижних челюстей. Сначала по черепам с помощью специализированных компьютерных программ, разработанных в РЦСМЭ МЗ РФ, Хабаровском краевом и Ленинградском областном БСМЭ, проводили диагностику пола, возраста, определяли признаки расы, внешности, отмечали характер асимметрий, изучали стоматологический статус, исследовали следы прижизненных травм.
В качестве сравнительных материалов использовали розыскные дела (9), отдельно представленные: розыскную карту пропавшего (12), показания свидетелей (35), медицинские документы на предполагаемых лиц (49), их паспорта (15), воинские документы (15), прижизненные рентгенограммы черепа (11), рентгенограммы челюстей и зубов (7), фотоснимки (всего 313, в том числе с видимыми на них зубами - 39), видеозаписи (18 случаев). При изучении сравнительных материалов исследовали те же признаки, что и при изучении неопознанных останков.
При сравнительных исследованиях объекты идентификации во всех случаях сопоставляли по признакам пола, расы, возраста и словесного портрета. Признаки стоматологического статуса сравнивали по составленным в процессе экспертиз зубным формулам (40), зубочелюстным аномалиям (11), следам прижизненных челюстно-лицевых травм (5) и асимметрий (20). Длина тела из-за нечетких сведений в сравнительных материалах или невозможности ее установления по неопознанным останкам учитывалась при сравнительных исследованиях лишь в 56 случаях.
Как завершающий этап идентификационного исследования проводили сравнение черепа и прижизненных изображений предполагаемого человека методом компьютерного совмещения изображений. На 1 экспертизу приходилось от 1 до 9 совмещений при различных положениях головы (в среднем – около 3-4).
С 1996 г. в отделении внедрена в практику компьютерная система «TADD-2», затем «TADD-4», которая полностью реализует традиционный метод фотосовмещения с завершенным технологическим циклом исследования и оформления протокола с иллюстративными материалами. С 2001 года на материалах МКО Московского областного бюро проходил апробацию и затем внедрен в практику МКО аппаратно-программный видеометрический комплекс бесконтактных измерений объектов сложной пространственной формы, предназначенный для получения полной трехмерной (3D) модели черепа. Эта модель представляет собой математически точную полутоновую компьютерную копию поверхности черепа, которую при работе с адаптированной к ней системой «TADD-4» можно визуализировать на мониторе в виде «виртуального черепа» и выполнять с ней все процедуры, предусмотренные методом фотосовмещения. Всего проведено 42 экспертизы с применением таких моделей.
Метод компьютерного совмещения использовали не только при сравнении черепа с фотоизображениями. В 18 случаях в качестве сравнительного материала использовали прижизненные видеозаписи, в 7 – проведены успешные компьютерные совмещения изображений препаратов черепа и прижизненных рентгенограмм с полным изображением черепа, зубов и челюстей, при которых получили четкие совпадения контуров объектов.
В результате проведенных исследований: в 63 (61,1%) случаях установлено тождество между сравниваемыми объектами; в 29 (28,1%) случаях тождество не исключено; лишь 11 (10,7%) экспертиз закончились исключением тождества. Такой большой процент положительных результатов идентификации объясняется:
- - использованием при сравнительных исследованиях в каждой экспертизе максимально возможного числа идентификационных материалов, запрашиваемых экспертами у следователей;
- - применением в идентификационных исследованиях высокопроизводительных и эффективных аппаратно-программных средств;
- - тщательным подбором розыскными службами и следствием «парных» объектов идентификации.
Однако эти результаты не свидетельствуют о благополучном состоянии идентификации неопознанных трупов в Московской области. В медико-криминалистический отдел областного бюро на идентификацию поступают останки в основном лишь в криминальных случаях и только после подбора службами розыска подходящих по общим признакам «претендентов» из числа находящихся в розыске пропавших людей. В то же время ежегодно остаются неопознанными до 2000 обнаруженных в Подмосковье трупов, в том числе и криминальных.
Решение этой социально значимой проблемы мы видим в создании в структуре БСМЭ Московской области специализированного подразделения по идентификации неопознанных трупов. Это требует дополнительного материально-технического и организационно-методического обеспечения, а также согласования со всеми заинтересованными ведомствами.
похожие статьи
Построение «словесного портрета» по анатомо-морфологическим особенностям строения черепа / Горшков А.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 60.