К вопросу о совершенствовании преподавания судебной медицины в высшей медицинской школе
/ Кобелев Ю.Г. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.
(Екатеринбург)
Кафедра судебной медицины УГМА осуществляет преподавание дисциплины на четырех факультетах: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-профилактический и стоматологический. Учебный процесс строится с учетом Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной в 1997 году, существующего образовательного стандарта и квалификационных характеристик соответствующих специалистов, конкретных учебных планов, предлагаемых учебным отделом академии.
Следует отметить, что Программа по судебной медицине определяет преподавание дисциплины на 6 курсе в объеме 84 часов (26 лекций и 58 практических занятий) из расчета 3-х недельного цикла по 6 часов в день, после завершения чего студенты сдают экзамен.
Образовательный стандарт, определяя умения врачом проводить судебно-медицинскую экспертизу – как итог обучения студентов, также определяют преподавание дисциплины на 6 курсе (11 семестр для студентов лечфака и педфака, 12 семестр для студентов медико-профилактического факультета) и 9 семестр 5 курс стоматологического факультета. Объем часов определен для лечебно-профилактического факультета и педиатрического факультета 84, а для медико-профилактического – 85 с дополнительным выделением по 42 часов на самостоятельную внеаудиторную работу; для студентов стоматологического факультета – 36 часов и 18 на самостоятельную работу. Завершением учебного процесса определен сеточный зачет.
В квалификационных характеристиках не нашел место перечень необходимых знаний, умений и практических навыков по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе.
Учебный отдел, в зависимости от основного учебного плана академии, определяет преподавание судебной медицины на 5-ых курсах (9 семестр для педиатрического и медико-профилактического и 10 семестр для лечебно-профилактического) всех факультетов, отводя на лечебно-профилактический, педиатрический, медико-профилактический факультеты по 60 часов на практические занятия и по 24 – 26 часов на лекции с простым зачетом по итогам прохождения цикла. При этом практические занятия цикловые, а курс лекций читается фронтально в течение всего семестра. Для студентов стоматологического факультета определен 9 семестр: лекционные часы колеблются от 6 до 8, а часы практических занятий от 16 до 28, при чем практические занятия идут в виде циклов, но не ежедневно, а через 1–2 дня; завершение – зачет.
Сказанное наглядно свидетельствует о некотором несоответствии основных инструктивных документов, усиливающемся конкретным учебным планом внутри академии. Помимо этого, программа и образовательный стандарт не адресованы студентам определенных факультетов.
С учетом того, что студенты должны знать и уметь в результате обучения на кафедре судебной медицины в соответствии с программой (на наш взгляд, достичь этого более возможно, чем добиться от выпускника умения проводить судебно-медицинскую экспертизу, как определено образовательным стандартом), учебный процесс на кафедре должен быть направлен в первую очередь на получение знаний и умений, которые студенты не могут получить на других кафедрах, с тем, чтобы будущий врач мог это использовать в повседневной своей практической работе; во-вторых, научить студентов и привить умения использовать уже полученные знания на других кафедрах для судебно-медицинских целей при работе в основном в качестве специалиста, и, когда потребуется, в качестве эксперта.
С этой целью проведена работа по интеграции и координации преподавания судебной медицины со всеми кафедрами академии, разработаны рабочие программы дисциплины применительно к факультетам с составлением протоколов согласования программы с рабочими программами других кафедр. Учебный процесс обеспечивается изданными кафедрой справочно-методическими материалами, методическими указаниями для студентов, разработанными по каждой теме методическими указаниями для преподавателей, учебными заданиями для студентов, учебными планшетами, таблицами, слайдами, сухими и влажными препаратами, тестами различного уровня для выяснения исходного и конечного уровня знаний, указанием перечня необходимой и дополнительной литературы. Большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе студентов с практическими экспертными материалами и исследованию объектов судебной медицины (трупы и живые лица) на практических занятиях, а также самостоятельной работе студентов во внеаудиторное время. Акцент на самостоятельную работу студентов несомненно позволяет повысить качество учебного процесса, а значит и подготовки врача.
В аудиторное время это: самостоятельное проведение исследования трупов и прием живых лиц под контролем преподавателя, работа с макропрепаратом (оценка изменений и повреждений с письменным изложением); работа с учебными заданиями – исследовательские части актов – составление судебно-медицинских диагнозов, выводов о причине смерти, о тяжести вреда здоровью и т.д. Во внеаудиторное время: написание полных актов судебно-медицинского исследования трупов, написание рефератов, выполнение исследовательских работ (разработка архивных материалов, участие в экспериментальной работе, проводимой преподавателями), доклады и сообщения по выполненной работе в процессе семинарских занятий, заседаниях студенческого научного кружка, подготовка публикаций, разработка практических экспертиз по «врачебным делам» применительно к будущей специальности.
Для улучшения организации учебного процесса при кафедре оборудованы тематические учебные классы.
Следует сказать, что активность студентов в последнее время несколько снизилась, в том числе и вследствие снижения мотивации, обусловленного отсутствием необходимости подготовки и сдачи экзамена по дисциплине.
Рекомендуемая программой тематика лекционного курса, на наш взгляд, нуждается в пересмотре, также как и выделяемый объем лекционных часов. Вводная лекция необходима сама по себе. Раздел процессуальной организации судебно-медицинской экспертизы может быть дополнен вопросом о процессуальном положении специалиста в области судебной медицины.
Судебно-медицинской танатологии (общие и частные вопросы) вместо одной лекции необходимо посвятить 2 лекции, включив сюда же осмотр трупа на месте его обнаружения.
Вопросам судебно-медицинской травматологии отведено 6 лекций, и это, видимо, достаточно.
Судебно-медицинской токсикологии отведена одна лекция, этого крайне недостаточно. Целесообразно одну лекцию посвятить общим вопросам токсикологии, а еще одну лекцию посвятить вопросам диагностики отравлений наркотиками, сильно действующими веществами и алкоголем и его суррогатами. На сегодняшний день это крайне необходимо еще и потому, что не все ВУЗы имеют кафедру клинической токсикологии, где эти вопросы могли бы быть разобраны.
Желательно, по одной лекции отвести вопросам судебно-медицинской диагностики гипоксий (очень важно) и видам механической асфиксии, воздействию низких и высоких температур, электричества, измененного барометрического давления, экспертизе трупов новорожденных, добавив сюда вопросы криминального аборта.
Целесообразно в лекционном курсе отвести время судебно-медицинской диагностике смерти от заболеваний, уделив внимание наиболее часто встречающимся нозологическим формам, не забыв кардиомиопатии и алкогольную болезнь, туберкулез, пневмонии, циррозы печени и диабет.
Неоправданно забыты такие разделы, как идентификация личности и вещественные доказательства биологического происхождения. Это необходимо для расширения кругозора врача.
Важным, особенно в изменившихся условиях функционирования учреждений здравоохранения (государственная, муниципальная, частная, страховая медицина), разделом следует считать вопросы регуляции профессиональной деятельности медицинских работников, а также вопросы ответственности медицинских работников за профессиональные и должностные правонарушения, упущения (имеется в виде уголовная ответственность и гражданская ответственность – последняя особенно, в связи с увеличением количества экспертиз, проводимых по гражданским искам).
Таким образом, по крайней мере, необходимо до 20 лекций по 2 часа (40 часов).
Объем часов, отводимый программой на семинарские и практические занятия, можно, в принципе считать достаточным, если иметь в виду, что он составляет в среднем 60 часов (15 дней по 4 часа), в то же время объем можно увеличить до 68 часов, так как отдельные темы семинарских занятий довольно обширны и их можно было бы разделить (например, травматология, токсикология). На наш взгляд, значительную часть времени необходимо отвести самостоятельной работе: работа с учебными заданиями и макропрепаратами по теме, на практических занятиях – самостоятельное исследование трупов и освидетельствование живых лиц (по мере возможности добиваться разнообразия объектов) с написанием соответствующих документов.
При существующих цикловых принципах изучения дисциплины большим минусом следует считать фронтальный курс лекций, что приводит к парадоксу: цикл пройден, а лекции продолжаются. Это требует изменения.
Нам представляется целесообразным начитывание всего курса лекций в начале семестра, после чего идут цикловые занятия; лучше блочная система, но она требует достаточного количества учебных комнат, так как предполагает одновременный приход сразу 5-6 учебных групп, а также квалифицированных преподавателей, владеющих всем курсом лекций, кроме зав. кафедрой.
Учебный стандарт определяет при окончании обучения – сеточный зачет, а учебные отделы не отводят на это время и не включают зачет в экзаменационную сетку, это приводит к тому, что последний день цикла отводится приему зачетов, что крайне не желательно. Следует добиваться отведению времени отдельно на зачет, а еще лучше – определить стандартом прием экзамена, что может быть обосновано значимостью дисциплины в подготовке специалиста, а также естественным повышением мотивации к изучению предмета.
Учебно-материальная база кафедр (по-видимому, повсеместно) в современных финансово-экономических условиях естественно не улучшается. Имевшееся оборудование, учебно-наглядные пособия, справочно-информационные материалы, учебники (как и весь библиотечный фонд) ветшают, приходят в негодность. Бывшее ранее централизованное обеспечение всем необходимым исчезло. Самостоятельно приобретать, даже если бы были на это средства, порой негде. Приходится рассчитывать только на энтузиазм, порой голый, сотрудников кафедры: самостоятельно разрабатывать и изготовлять учебные планшеты, учебные таблицы, слайды, учебные объекты (сухие и влажные препараты), методические пособия и рекомендации. Все это требует определенных затрат и времени. Практическое отсутствие демонстрационной техники снижает качество чтения лекций и проведение занятий. Кафедра изготовила 5 видеофильмов, а демонстрировать их не может. Недостаточно компьютерной техники, отсутствует множительная техника. Тематические классы, несомненно, необходимы, только вот чем их оснастить? Тематические классы, оборудованные на кафедре, облегчают процесс преподавания (достаточно высокий уровень наглядности) и находят высокую оценку у студентов. Централизованная организация помощи в ликвидации перечисленных недостатков в учебно-материальной базе кафедр крайне необходима. Кроме того, улучшение учебно-материальной базы кафедры видится в обновлении форм совместной работы кафедры с областным бюро судебно-медицинской экспертизы. Некоторый опыт у нас есть, и он показывает обоюдную выгоду.
Потребность кафедр в учебниках и учебных пособиях по судебной медицине для студентов высока. Структура и содержание их должны быть классическими, но обязательно с созданием обучающей системы в виде изложения материала от простого к более сложному, вопросов для контроля и самоконтроля по разделам и темам , формулирования учебных задач; немаловажно предусмотреть приемлемую цену учебников, руководств, достаточный тираж с тем, чтобы библиотеки ВУЗа могли их приобрести в достаточном количестве.
Учебная нагрузка преподавателей кафедры известна (660 часов зав. кафедрой, 720 – доцент, 780 – ассистент) и может быть увеличена тем преподавателям кафедры, которые не занимаются научными исследованиями. Ассистенту, чтобы выполнить данные часы, практически необходимо ежедневно проводить практические занятия. Штатное расписание строилось из расчета одна ставка на 8 студентов (это в целом по ВУЗу) и приоритет в данном случае имели клинические, а особенно выпускающие кафедры. В настоящее время одна ставка полагается на 10 студентов (то есть тенденция к уменьшению ставок) при том, что количество студентов на факультетах и количество учебных групп не изменилось, к тому же за счет контрактных студентов, наоборот, увеличилось. При наличии пяти преподавателей (1 доцент, 4 ассистента, из них одна ставка за счет интернатуры) фактически выполняемый объем учебной нагрузки гораздо выше, что требует увеличения количества преподавателей на кафедре, а это предполагает, в первую очередь, уменьшение обязательного объема учебной нагрузки. Кроме того, преподаватели кафедры, выполняя соответствующий объем практической работы, занимаясь со студентами в секционной и в кабинете по приему живых лиц, не получают клиническую ставку (вопрос, который не решается до сих пор), но тратят на производство исследований или экспертиз определенное время, неся не только административную ответственность. Необходимость увеличения в цикле часов на практическую работу студентов увеличивает и «клиническую» нагрузку преподавателей (без оплаты) и объем затраченного времени. Это еще раз свидетельствует о необходимости уменьшения учебной нагрузки преподавателя. На наш взгляд, учебная нагрузка ассистента при сложившейся ситуации должна составлять около 600 часов. Объем работы преподавателя, рассматриваемый как «клиническая нагрузка» только при занятиях со студентами (не говоря о занятиях с клиническими интернами) вполне укладывается в объем работы на ставку судебно-медицинского эксперта. Полновесное сотрудничество с областным бюро судебно-медицинской экспертизы (какое имеет место в наших условиях), позволяет увеличить объем практической работы преподавателей кафедры помимо чистых занятий со студентами и изыскать источник финансирования выполненной работы. Это возможно при наличии совместительства преподавателей в бюро (что имеет официальное разрешение) и при условии, что кафедра полностью базируется на базе бюро, фактически вливаясь в него и выполняя общие задачи, стоящие перед судебно-медицинской экспертизой.
Также, на наш взгляд, давно назрела потребность в организации центра (совета) по координации, совершенствованию учебно-методической работы кафедр судебной медицины в медицинских ВУЗах.
похожие статьи
Перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебно-медицинских экспертов в Российской Федерации / Клевно В.А., Кучук С.А., Романько Н.А. // Судебная медицина. — 2015. — №4. — С. 50-54.