Морфология интрамуральных нервных структур при отравлении этанолом
/ Жихорев В.И. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 99.
(Ижевск)
Диагностика отравлений этанолом на современном этапе не является однозначной и представляет определенные затруднения в связи с недостаточно полной разработкой ряда аспектов пато- и танатогенеза. Среди них, в первую очередь, следует указать на различную степень алкогольной резистентности, что делает в некоторых случаях несостоятельность ссылку на количественное содержание этанола в жидких средах организма. С этих позиций важное значение для правильной оценки особенностей пато - и танатогенеза в каждом конкретном случае отравления этиловым алкоголем приобретает разработка новых морфологических критериев данного вида смерти. Учитывая нередкость сочетания отравлений этанолом с проявлениями различной степени выраженности ишемической болезни сердца (ИБС), следует обратить внимание на исследование интрамуральной нервной системы сердца (ИМНС) для получения более полных и объективных комплексов диагностических критериев.
С этой целью нами изучены различные отделы интрамуральной нервной системы. Специальному исследованию подвергли интрамуральные нервные образования: нервные волокна и узлы области синусового узла, межжелудочковой перегородки, передней и задней стенок левого и правого желудочков сердца.
Особенности изменений в интрамуральной нервной системе при остром отравлении этиловым алкоголем и умерших от ИБС изучено в одинаковых возрастных группах (от 25 до 65 лет). Использованы обзорные, гистохимические, нейрогистологические методы окраски микропрепаратов, а также гистометрия. Примененная комплексная методика обработки препаратов дала возможность в каждом конкретном случае изучить морфологические изменения ткани сердца и нервных структур (НС.) его в различных отделах.
В контрольной группе наблюдений (смерть от ИБС) в ИМНС выявлены различные по характеру, локализации и степени выраженности изменения, зависящие от нозологической формы, длительности заболевания и последнего приступа. Таким образом, при ишемической болезни сердца в ИМНС обнаружены патоморфологические изменения нервных структур, которые подразделялись на дистрофические, реактивные и единичные компенсаторные.
Дистрофические изменения нервных элементов выявлены преимущественно в мякотных волокнах в равной степени во всех отделах ИМНС. Среди дистрофических изменений следует отметить нарушение в распределении и изменении агрегатного состояния фосфолипидов, жирных кислот и мукополисахаридов. Отмечены также признаки склеивания нейрофибрилл, глыбчатый распад ядер, вакуолизация и фрагментация нервных волокон.
Особый интерес представил анализ реактивных изменений нервных элементов, степень выраженности которых зависит от темпа умирания и степени атеросклеротического поражения коронарных сосудов.
К подобным изменениям мы отнесли различия в степени импрегнации нервных элементов ИМНС на ее различных уровнях, что свидетельствует о различной степени ее функциональной нагрузки. При этом получены определенные результаты, иллюстрирующие данное положение.
При смерти в связи с острой алкогольной интоксикацией в интрамуральной нервной системе выявлены дистрофические и реактивные изменения.
Дистрофические изменения нервных элементов обнаружены практически во всех исследуемых отделах сердечной мышцы (область синусового узла, передняя и задняя стенки правого и левого желудочков, межжелудочковая перегородка). Это согласуется с наблюдениями ряда исследователей, указывающих на перевозбуждение интрамуральной нервной системы на интоксикацию и ранее ее поражение. Дистрофические изменения, выявленные в сердечных нервных образованиях, по степени выраженности незначительно преобладали в правом отделе сердца и в области синусового узла. Среди дистрофических изменений следует отметить фрагментацию нервных волокон, вакуолизацию их, нарушения в распределении и изменение агрегатного состояния фосфолипидов, жирных кислот и мукополисахаридов. Метаболические нарушения фосфолипидов и жирных кислот в наибольшей степени выявлены в задней стенке левого желудочка.
Аналогичные изменения, но несколько в меньшей степени, обнаружены в миокарде межжелудочковой перегородки и передней стенки левого желудочка.
Особый интерес представил анализ реактивных изменений нервных элементов, имеющих тесную связь с характером осложнения, вызвавшего смерть, и дающих возможность проследить некоторые этапы и темп танатогенеза.
К подобным изменениям мы отнесли различные в степени импрегнации нервных элементов интрамуральной нервной системы одного и того же уровня, что свидетельствует о различной степени их функциональной нагрузки.
Во всех исследуемых случаях нервные отростки и волокна были извитыми, варикозно расширенными. В толстых мякотных волокнах отмечались их деформация и распад. Изменения в большей степени были выражены в тонких безмякотных нервных волокнах одинаково во всех исследуемых отделах миокарда.
Каких-либо существенных различий в изменениях ИМНС в зависимости от концентрации этилового алкоголя в крови умерших нами не установлено.
Следовательно, реакция интрамуральной нервной системы на действие этанола имеет определенные отличия от изменений, характеризующих смерть от ишемической болезни сердца, и может явиться определенным основанием для уточнения пато- и танатогенеза данной нозологической формы.
похожие статьи
Судебно-медицинская диагностика внезапной сердечной смерти на фоне алкогольной кардиомиопатии / Порсуков Э.А. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 42-44.