Судебно-медицинская экспертиза аборта

/ Хижнякова К.И. — 1972.

Судебно-медицинская экспертиза аборта / Клавдия Ивановна Хижнякова. — М., 1972. — 48 с.

ссылка на эту страницу

В нашей стране забота о матери и ребенке является одной из государственных задач. Об этом ярко свидетельствуют исторические решения Коммунистической партии и Советского правительства: об увеличении материальной помощи беременным: женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», о расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов и др.

Непрерывный рост благосостояния, культуры и сознательности советского народа послужили предпосылкой для издания 23 ноября 1955 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов», предоставившего женщине право самой решать вопрос о материнстве.

Наблюдающиеся в настоящее время отдельные случаи искусственного аборта (путем внутриматочного вмешательства) являются следствием недостаточной сознательности некоторых женщин, их легкомысленного отношения к своему здоровью и незнания тяжелых его последствий.

В Указе подчеркивается, что «снижение числа абортов может быть впредь обеспечено путем дальнейшего расширения государственных мер поощрения материнства, а также мер воспитательного и разъяснительного характера». В связи с этим перед советскими врачами стоит задача шире проводить разъяснительную работу о вреде аборта и оказывать помощь социалистическому правосудию в выявлении лиц, производящих преступный аборт. Судебно-медицинская экспертиза по поводу аборта с летальным исходом в настоящее время наблюдается сравнительно редко, тем не менее, она заслуживает самого пристального внимания.

Нарушение естественного развития нормальной беременности, как правило, невежественными лицами, путем внутриматочного вмешательства приводит к тяжелым последствиям для организма женщины. Это обстоятельство является исключительно важным и поэтому диктует настоятельную необходимость изучения объективных признаков для установления аборта. Отсутствие причин для самопроизвольного прекращения, беременности в силу патологических процессов всегда внушает подозрение на постороннее внутриматочное вмешательство. Разрешение этого вопроса нуждается в научном обосновании, что имеет большое судебно-медицинское и следственное значение для определения причины и места производства аборта, а вместе с этим и лиц, производивших его. Кроме того, этот вопрос представляет интерес как для клиницистов при изучении диагностики, патогенетического лечения и профилактики возможных осложнений после аборта, так и для биологов — при изучении реакции организма в ответ на внутриматочное воздействие.

Судебно-медицинская экспертиза аборта является недостаточно изученной, весьма сложной и потому вызывает значительные трудности у экспертов при разрешении ряда специфических вопросов. Последние нуждаются в комплексном изучении в динамическом аспекте с использованием лабораторных анализов и материалов следствия (места происшествия, вещественных доказательств и др.).

Освидетельствование женщин и судебно-медицинское исследование трупов лиц, умерших в связи с внутриматочным вмешательством, осмотры так называемых мест происшествия, исследования предметов и средств, использованных для прерывания беременности (вещественные доказательства), анализ медицинских данных по документам (истории болезни, амбулаторной: карте и др.), изучение материалов предварительного и судебного следствия, а также производство экспертизы в судебных заседаниях при разбирательстве дел о преступном аборте - особенно убедительно подчеркивали недостаточное освещение этой проблемы.

Совокупность литературных данных и наших материалов, изученных на протяжении многих лет, показала, что в экспертизе аборта существует ряд вопросов, требующих своего исследования и разрешения. В связи с этим мы «оставили перед собой следующие задачи:

  1. Установить в условиях эксперимента закономерность развития воспалительного процесса в матке как местного проявления общей реакции организма после внутриматочного введений различных растворов в зависимости от их характера и продолжительности действия,
  2. Дать анализ признаков аборта после внутриматочного вмешательства и причин смерти женщины, при этом основное внимание уделить случаям быстро наступившей смерти (в процессе производства аборта).
  3. Определить морфологические признаки, позволяющие эксперту устанавливать время, истекшее от момента производства аборта до наступления смерти женщины.
  4. Усовершенствовать секционную технику при исследовании женских половых органов по поводу аборта.

Результаты наших исследований секционного и экспериментального материала (аналогичных нами не обнаружено в литературе) позволяют предложить для экспертной практики некоторые рекомендации, которые излагаются применительно к вопросам судебно-медицинской экспертизы аборта:

  • 1) была ли женщина беременной;
  • 2) произошел ли у нее аборт;
  • 3) в какой срок беременности произошел аборт;
  • 4) был ли аборт самопроизвольным или следствием внутриматочного вмешательства;
  • 5) сколько времени прошло с момента производства аборта до наступления смерти женщины;
  • 6) каким способом был произведен аборт;
  • 7) причины смерти женщины.

Для объективного разрешения этих вопросов существенное значение имеет своевременная экспертиза трупа. Чем раньше она производится после наступлений смерти, тем больше у эксперта данных для научного обоснования своего заключения с использованием дополнительных лабораторных исследований. Последние могут быть достоверными при отсутствии признаков гниения трупа, которое вызывает деструкцию тканей и др. ...

похожие статьи

Случай посмертной диагностики синдрома Айерса у ребенка позднего периода новорожденности / Рыбалкин Р.В., Святовец Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 104-110.

больше материалов в каталогах

Беременность, роды, послеродовой и перинатальный период. Смерть детей