Значимость судебно-стоматологических исследований при идентификации личности

/ Каныгина О.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 123.

Каныгина О.В. Значимость судебно-стоматологических исследований при идентификации личности

(Н.Новгород)

ссылка на эту страницу

Доказательная значимость судебно-стоматологических исследований при идентификации личности в значительной мере зависит от правильности выбора методов исследования, их последовательности, рационального сочетания знаний основ криминалистической идентификации, от учета степени изменчивости свойств объектов и их признаков. При этом следует подчеркнуть, что при отождествлении особенно важное значение имеют специфические детали идентифицируемого объекта, которые могут оказаться решающими.

Проблема идентификации неопознанных трупов за последние годы резко обострилась как у нас в стране, так и во всем мире в связи с участившимися случаями крупномасштабных катастроф, локальных военных конфликтов, террористических актов (Г.А. Пашинян, Е.С. Тучик, 1994; В.В. Томилин с соавт., 1996).

По данным МВД РФ, ежегодно в России регистрируется более 20000 неопознанных человеческих останков, из которых удается идентифицировать только 20-25%.

Мы проводили комплексное исследование анатомо-морфологических особенностей зубочелюстной системы и ушной раковины для создания банка данных, и обоснование возможности их применения при идентификации личности. При изучении объекта мы выделяли идентификационные признаки, которые фиксировали различными способами: в виде зубной формулы, описания рентгенограммы в медицинской карте стоматологического больного, слепков и гипсовых моделей, применяя такие методы, как сопоставление и наложение.

Нами был проведен осмотр 200 учащихся Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Стандартной методикой, принятой в ортопедической стоматологии, снимали оттиски передних зубов верхней челюсти альгинатной массой Kromopan и индивидуальной ложкой, подобранной по размеру. Оценку оттисков производили по отчетливости проснятия поверхностей зубов. Затем из супергипса и обычного медицинского гипса отливали комбинированные модели для последующего изучения. Для получения оттиска ушной раковины использовали альгинатную массу и индивидуальную ложку, а затем отливали гипсовую модель. Одонтометрические измерения 200 гипсовых моделей челюстей и 200 гипсовых моделей ушных раковин производили штангенциркулем с точностью до 0,1 мм. Измерение расстояния от вершины нижней ножки противозавитка ушной раковины до основания межкозелковой вырезки, дал возможность констатировать факт идентичности данной длины ширине четырех передних зубов верхней челюсти, что, несомненно, оптимизирует процесс опознания личности, так как появляется дополнительный идентификационный признак. Далее модели фотографировались, после чего полученные данные вводились в память персонального компьютера Pentium IV-2.8 для длительного хранения, дальнейшего исследования и создания банка данных.

Таким образом, для идентификации личности могут быть использованы анатомо-морфологические особенности строения зубов и челюстей, внешние размеры ушной раковины, цифровые фотографии, прижизненные и посмертные рентгенограммы челюстно-лицевой области, гипсовые модели челюстей и ушных раковин, что, несомненно, оптимизирует процесс идентификации.

похожие статьи

Построение «словесного портрета» по анатомо-морфологическим особенностям строения черепа / Горшков А.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 60.

больше материалов в каталогах

Краниофациальная идентификация личности