Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильно-мотоциклетной травмы
/ Великоруссова Т.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978 — №4. — С. 14-17.
Ленинградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач.— канд. мед. наук Г.И. Заславский) и кафедра судебной медицины (зав.— проф. Я.С. Смусин) 1-го Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова
УДК 340.661: [614.86:656.13
Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильно-мотоциклетной травмы. Великоруссова Т.М. Суд.-мед. эксперт., 1978, № 4, с. 14-17.
Изучены материалы, касающиеся механизма возникновения повреждений в случаях комбинированной автомобильно-мотоциклетной травмы. Использованы дополнительные лабораторные исследования повреждений на теле и одежде пострадавших. Осмотрены транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортных происшествиях. В отдельных случаях по характеру повреждений на теле и одежде удается установить механизм их образования и решить вопрос о положении водителя и пассажиров мотоцикла в момент столкновения с автомобилем.
Иллюстраций 4.
Исследовали 59 трупов водителей и пассажиров мотоциклов, погибших в 53 комбинированных1 мотоциклетно-автомобильных катастрофах, а также изучили следственные дела, выезжали на места происшествий для первичного осмотра трупов и транспортных средств и проводили освидетельствования пострадавших.
Удалось наметить некоторые основные механизмы возникновения повреждений у водителей и пассажиров мотоциклов.
В результате удара о детали мотоцикла во время столкновения с автомобилем у 11 водителей мотоциклов возникли кровоподтеки, ссадины, рваноушибленные раны, преимущественно в паховых областях и на внутренней поверхности бедер вследствие скольжения тела по бензобаку, от удара о крышку и предохранительные пластины бензобака мотоцикла. Иногда у водителя от удара о руль и защитное стекло возникали переломы предплечья (2), вывихи лучезапястного сустава (4), ссадины и рваноушибленные раны тыла кистей. От попадания ноги водителя под защитный щиток возникали ушибленно-рваные раны голени (3). В 2 наблюдениях выявлены разрывы межпозвоночных дисков между III и IV грудным позвонком или дугообразные ссадины и кровоподтеки на спине вследствие удара козырьком мотошлема сзади сидящего пассажира. На одежде соответственно этим повреждениям обнаружены дугообразные следы давления.
На одежде водителя нередко наблюдались разрывы срединных и внутренних швов штанин, отрывы застежек (пуговиц, молний), помарки краской мотоцикла, разрывы обуви.
У пассажира, сидящего сзади (23), в 6 случаях образовались ссадины и кровоподтеки средней трети бедер, в 2 случаях — кровоподтеки подвздошных областей от ударов о защитное стекло. Наложений краски на одежде не обнаружено. В результате удара о встречный автомобиль у водителей (39) возникали рваноушибленные раны лица, переломы (преимущественно открытые) лобной и других костей лицевого черепа, рваноушибленные раны плечевого пояса, отрывы верхней конечности и части плечевого пояса, голени (рис. 1), переломы ключиц, разрывы сердца (5), легких, бронхов, печени (9), отрывы нижних конечностей (7), открытые переломы голеней (12) и пальцев рук (чаще ногтевых фаланг V пальца).
Рис. 1. Повреждения у водителя при ударе о встречный автомобиль.
У пассажира, пассажира, сидящего сзади, при ударе об автомобиль наблюдались рваноушибленные раны лица, ушибы грудной клетки с односторонними переломами ребер (9), иногда повреждения межпозвоночных дисков шейного отдела (хлыстовидные переломы).
У пассажиров коляски (6) первичные травмы обычно были связаны с внезапной остановкой мотоцикла и деформацией коляски при ударе об автомобиль. Наблюдались ушибы среднего и нижнего отделов грудной клетки, переломы ребер, разрывы печени и очень часто переломы костей стоп.
На одежде выявлены разрывы и наложения краски мотоцикла.
В результате падения и удара о дорожное покрытие или ограждение дороги повреждения чаще возникали у пассажиров (реже у водителей, поскольку, как правило, в момент катастрофы тело их было фиксировано) — переломы костей свода и основания черепа, ушибы головного мозга, переломы ребер, ушибы легких, кровоизлияния во внутренние органы, ссадины и кровоподтеки конечностей, переломы лучевой кости (обычно в типичном месте).
На одежде были выявлены разрывы продольной и клиновидной формы, множественные наложения дорожной грязи, внедрение осколков разбитых стекол.
У водителей мотоцикла чаще возникали переломы костей свода и основания черепа (обычно затылочной кости), на верхних конечностях— рваноушибленные раны или ссадины (в результате скольжения по дорожному покрытию), на одежде — следы скольжения (потертости, загрязнения), внедрившиеся осколки разбитых стекол и песчинки.
Рис. 2. Отпечаток протектора автомобиля на бедре водителя (снимок в УФ-лучах).
Рис. 3. Отпечаток протектора автомобиля на брюках водителя (снимок в УФ-лучах).
Рис. 4. Следы краски мотоцикла на брюках водителя (снимок в ИК-лучах).При ударе о выступающие части ограждения дороги у водителя мотоцикла возникали открытые переломы голеней (8), предплечья (5), рваноушибленные раны лица с переломами лицевого черепа (6). При переезде автомобиля через тело водителя и пассажиров (9) отмечались характерные для этого механизма травмы. В 4 случаях имели место переезды автомобиля через нижние конечности, причем возникали переломы костей с обширным отслоением мягких тканей и образованием ссадин, изредка отображавших рисунок протектора автомобиля (рис. 2), в 2 случаях.— переезд через голову (мотошлемы, разумеется, не могли предохранить голову от грубого разрушения). Иногда на одежде обнаруживали отпечатки протектора автомобиля (рис. 3).
В 2 случаях комбинированные травмы сопровождались обширными ожогами тела вследствие возгорания бензина в баке мотоцикла.
При стереомикроскопическом и рентгеновском исследованиях одежды выявлены внедрившиеся осколки разбитых стекол, в 1/з случаев — частицы краски мотоцикла. При фотографировании в ИК- и УФ-лучах обнаружены загрязнения смазкой и следы краски (рис. 4). В 7 наблюдениях удалось идентифицировать контактные повреждения на теле и одежде с деталями транспортных средств.
Как правило, пострадавшие ехали на мощных скоростных мотоциклах марок ИЖ, «Урал», М и МК, «Ява-250», «Ява-350». На всех машинах обнаружены царапины, вмятины и наложения краски. В 15 случаях на транспортных средствах найдены обрывки или волокна одежды, следы крови.
На мотошлемах имелись отрывы подбородочного ремня (18), в 27 наблюдениях — потертости краски (27), трещины и отрывы козырька (7), вмятины с растрескиванием в затылочной области (4).
Проведенные наблюдения могут помочь провести реконструкцию основных обстоятельств происшествия.
1 Под комбинированной мы понимаем травму, причиненную водителю или пассажирам мотоцикла в результате столкновения движущегося мотоцикла с движущимся или стоящим автомобилем.
похожие статьи
Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.