Рефераты №4 1978
/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978 — №4. — С. 47-51.
(Москва)
УДК 340.6(048.3)
Влияние трупных изменений на результаты экспериментальных повреждений ремнями безопасности. Löwеnhiеlm P., Voigt G.E., Ljung С.B., Wihlberg B.G. Influence of Post Mortem Changes on Experimental Safety Belt Injuries. “Z. Rechtsmed.”, 1977, 80, № 3, 171—182 (нем.).
В ходе изучения повреждений, причиняемых ремнями безопасности при автомобильных авариях, многие исследователи экспериментально воссоздавали обстановку происшествия, используя для этого трупы людей. Однако результаты опытов, полученные таким путем на трупе, нельзя полностью переносить на живого человека, поскольку известно, что под влиянием даже ранних трупных изменений механическая прочность тканей человеческого тела уменьшается и, следовательно, можно ожидать, что при аналогичных условиях опыта посмертные повреждения будут более значительными, чем те, которые причинялись живому человеку. Для проверки этого положения провели эксперименты на свиньях. Свинью в качестве экспериментального животного избрали потому, что ее тело по биомеханическим свойствам (размеры грудной клетки, конфигурация и относительная масса внутренних органов) сопоставимо с человеческим (Douglas, 1972). Опыты проводили на стенде длиной 30 м, по которому скользили салазки, обеспечивающие нужную скорость и резкое торможение, воспроизводившие условия фронтального столкновения автомобиля с препятствием. Использовали свиней с массой тела около 30 кг. На сиденье салазок помещали наркотизированное животное или труп свиньи, убитой за 2—3 сут до эксперимента инъекцией пентабарбитала (с полным разрешением трупного окоченения). Непосредственно перед опытом в аорте трупа создавали нормальное артериальное давление путем введения изотонического раствора. Тело фиксировали стандартными привязными ремнями «на 3 точки». Опыты ставили при скоростях движения салазок 20 и 16 м/с. Через 30 мин после опыта живых свиней убивали инъекцией пентабарбитала. Вскрытие производили на следующие сутки. Выяснилось, что все виды внутренних повреждений (переломы ребер и грудины, разрывы легких, верхней полой вены, мягких тканей), возникшие посмертно, были выражены значительно резче, чем прижизненные. Это обстоятельство можно объяснить как большей деформацией грудной клетки, так и посмертным уменьшением механической прочности тканей и органов в связи с развитием трупных изменений. Результаты опытов свидетельствуют о том, что при перенесении на живого человека данных, полученных на трупе, следует соблюдать большую осторожность. Библиография: 7 названий. Швеция, Department of Forensic Medicine University of Lund.
Кто не пользуется ремнями безопасности? Helsing К., Comstock G. What Kinds of People Do Not Use Seat Belts? “Amer. J. Publ. Hlth.”, 1977, 67, № 11, 1043— 1050 (англ.).
Автомобильные катастрофы в настоящее время приняли характер подлинной эпидемии. Начиная с 1931 г. в США число погибших при автомобильных авариях неуклонно росло и к 1937 г. достигло 30 на 100 000 населения. В годы войны оно резко снизилось, затем снова начало расти и в 60-х годах составило 26—28 на 100 000 населения, а в 1975 г. вновь упало до 22 на 100 000. Последнее, по-видимому, связано со снижением допустимой скорости движения, конструктивными улучшениями автомобилей и дорог и повышением качества скорой медицинской помощи. В 1974 г. из числа жертв автомобильных происшествий 80% составили лица, ехавшие в машине. Эту цифру можно было бы значительно снизить при надлежащем применении ремней безопасности. Однако практика показывает, что пользуются ими не более 30% пассажиров и водителей. Опросили 1073 человека из числа пользующихся собственными автомобилями. Более 95% машин были оборудованы ремнями. Однако из числа лиц, пользующихся этими автомобилями, лишь 26% почти всегда пристегивали ремни, а 47% заявили, что никогда ими не пользуются. Женщины чаще, чем мужчины, отказываются от ремней. Среди лиц, отказывающихся пользоваться ремнями безопасности, преобладают молодежь, лица с агрессивными чертами характера, а также люди, находящиеся в состоянии депрессии. Замужние женщины чаще пренебрегают ремнями, чем незамужние, у мужчин наблюдается обратное соотношение. Имеет значение и общий культурный уровень. Библиография: 29 названий. США, Johns Hopkins Training Center for Public Research. Hagerstown.
Ремни безопасности в такси — «призрачное» мероприятие. Welkon С., Reisinger К. S. The Phantom Taxi Seat Belt. “Amer. J. publ. Hlth.”, 1977, 67, № 11, 1091— 1093 (англ.).
Более 150 пассажиров' такси ежегодно погибают в результате автомобильных катастроф в США и около 18 000 получают телесные повреждения. В то время как число погибших при авариях частновладельческих машин за период 1969—1974 гг. снизилось на 29%, при авариях такси оно осталось неизменным. Провели наблюдение за 337 такси на стоянках в 4 крупных аэропортах. Ремни безопасности имелись в 85% машин, однако лишь 14,5% из них были пригодны для использования пассажирами, остальные оказались заброшенными под сиденье, откуда их было очень трудно достать, к тому же эти ремни были настолько загрязнены, что никто не согласился бы ими воспользоваться. Известно, что пользование ремнями безопасности снижает число смертельных исходов при авариях примерно на 50%. Указывается на несостоятельность действующих официальных правил, согласно которым все такси должны быть оборудованы ремнями, однако ничего не говорится о доступности последних и их пригодности для пользования. Желательно внести соответствующие конструктивные изменения в способ крепления ремней в салоне автомобиля с тем, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного использования их. Библиография: 10 названий. США, Department of Community Medicine, University of Pittsburgh.
Влияние ветровых стекол с проволочным обогревом на остроту зрения в сумерках и на ослепление водителя. Moller К. Die Beeinflussung der Dammerungssehschar-fe und der Blendempfindlichkeit durch Windschutzscheiben mit Heizdrahten. Inaug.-Diss. Tubingen, 1976, 40 с. (нем.).
Некоторые зарубежные фирмы устанавливают на автомобилях приспособление, препятствующее запотеванию и обмерзанию ветрового стекла. Приспособление представляет собой большое число нитей накаливания, вплавленных в стекло между его слоями. Нити располагаются параллельно в вертикальном направлении, образуя фигуру в виде либо прямых, либо синусоидально-волнистых (с длиной волны 2,3 мм и амплитудой 0,5 мм), либо неправильно-волнистых линий. Расстояние между нитями 1,5— 2,5 мм. Хотя диаметр нитей всего лишь 14—18 мкм и они почти не видны невооруженным глазом, тем не менее при освещении фарами встречной машины они образуют на стекле блики в виде характерных фигур, зависящих от расположения нитей. Так, прямолинейные нити дают блик в виде горизонтальной полосы с большим ярким круглым пятном посредине, синусоидально-волнистые нити дают четырехлучевую звезду, а неправильно-волнистые — неяркое круглое пятно, окруженное зоной мелких пятнышек. Испытывали 9 марок легковых автомобилей американского и западногерманского производства. Для опытов использовали молодых людей — эметропов или имеющих с коррекцией остроту зрения 1,0. «Ослепляющий» луч отбрасывали под разными углами. Установили, что ни одна из систем расположения нитей не влияет на сумеречное зрение, если водитель не подвергается ослеплению. Иное положение создается при попадании на стекло света от встречной машины. Параллельные нити дают значительное ослепление, которое в течение некоторого времени существенно снижает способность водителя управлять автомобилем. Синусоидально-волнистые нити, хотя и не давали ослепления, однако способствовали рассеиванию внимания водителя. И только неправильно-волнистые нити не давали никакого нежелательного эффекта в условиях слепящего света встречной машины. Библиография: 21 название. ФРГ, Augenklinik der Uni-versitat Tubingen.
К вопросу об эффективности снижения допустимой концентрации алкоголя в крови. Schuster R. Ein Beitrag zur Effektivitatsbeurteilung einer Senkung des Gefah-rengrenzwertes. “Blutalkohol”, 1977, 14, № 2, 78—80 (нем.).
Приводятся возражения против рекомендации, принятой в ФРГ в 1976 г. «Союзом против алкоголя в дорожном движении» относительно снижения до 0,6‰ допустимой концентрации спирта в крови водителя, находящегося за рулем. Эта рекомендация не основана на данных практических наблюдений. Анализ результатов обследования больших групп водителей, задержанных полицией, показал, что среди лиц, совершивших нарушения, было относительно немного таких, у кого содержалось 0,6 и 0,7‰ спирта в крови. Таким образом, предлагаемое снижение допустимой границы до 0,6‰ едва ли даст заметный эффект в плане уменьшения числа транспортных происшествий — оно приведет лишь к увеличению числа лиц, которых можно подвергать штрафу. Библиография: 5 названий. ФРГ, Zentrum fur Okologie der Universitat Giefien, Abteilung Rechtsmedizin.
О реформе оценок концентрации алкоголя в крови с точки зрения правил дорожного движения. Schulz D. Zur Reform der Alkoholbestimmungen des Verkehrsrechts. “Blutalkohol”, 1977, 14, № 6, 357—365 (нем.).
В 1976 г. на конференции «Союза против алкоголя в дорожном движении» в ФРГ было высказано пожелание об установлении единого предела допустимой концентрации алкоголя в крови у водителей автомобилей с тем, чтобы покончить с существующим в этом вопросе многообразием. Согласно действующей судебной практике водитель, в крови которого содержится 1,3‰ спирта, считается абсолютно неспособным к управлению транспортным средством и никаких дополнительных доказательств его неспособности к управлению не требуется. Концентрации спирта в крови менее 1,3‰ расцениваются как показатель относительной неспособности. Согласно решению верховного суда степень такой неспособности определяется особенностями каждого конкретного случая. В частности, суд рекомендует учитывать снижение способности к восприятию и действиям, неспособность вести машину в течение длительного времени в условиях уличного движения а также уверенно действовать при внезапно возникшей трудной ситуации. Законодательством установлена еще одна категория: «граница опасности» — начиная от 0,8‰ спирта. Эта категория предусматривает административные санкции, в то время как по первым двум возможно (но не обязательно) уголовное преследование. Такая неопределенность критериев приводит к произвольному толкованию и оценкам при экспертизе дорожно-транспортных происшествий, причем нередко разные суды по-разному квалифицируют аналогичные правонарушения. «Союз против алкоголя в дорожном движении» считает необходимым установить единый предел допустимой концентрации спирта в крови водителя — 0,6‰, а любое превышение его расценивать как нака-зумое деяние. Автор рекомендует снизить этот предел до 0,5‰. Такое мероприятие будет соответствовать данным медицинской науки и практики. Зап. Берлин Катmergericht.
Алкоголь и дорожное движение. Законодательство и судебная практика в Австралии. Mebs D. Alkohol im StraBenverkehr. Gesetzgebung und Rechtspraxis in Australien. “Blutalkohol”, 1977, 14, № 6, 398—401 (нем.)
Территория Австралии поделена на 8 штатов, в каждом из которых имеются свои дорожно-транспортные законодательства, административно-полицейские регулятивы и судебная практика. Однако во всех штатах закон запрещает садиться за руль лицам, находящимся в состоянии опьянения. Нарушением закона считается наличие в крови алкоголя в количестве 0,8‰ и более. Исключение представляет штат Виктория, где эта величина снижена до 0,5‰. Австралия принадлежит к числу стран с наибольшим потреблением спиртных напитков на душу населения, и роль алкоголя в дорожных происшествиях в этой стране весьма значительна. До 70% водителей — виновников таких происшествий находились в состоянии опьянения, причем у половины из них концентрация спирта в крови превышала 1,5‰. Полиция оснащена аппаратами «Breathalyzer», позволяющими определять содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе с автоматическим пересчетом на концентрацию в крови; в спорных случаях производится непосредственное определение алкоголя в крови, которое может быть поручено только врачу. Ретроградное исчисление концентрации алкоголя в крови на момент происшествия в большинстве штатов не практикуется, учитывается фактическая концентрация в момент обследования. За нахождение за рулем в состоянии опьянения суды назначают штраф или лишение свободы на срок до 6 мес, однако особого эффекта эти меры не дают, о чем свидетельствует рецидивная преступность. Библиография: 3 названия. ФРГ, Zentrum der Rechtsmedizin des Klinikums der Universitat Frankfurt/M.
Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе у водителей, подозреваемых в опьянении. Применение прибора «•Алкогольметр» в судебной практике. Penttila А., К а -taja М., Lindbohm R„ Sumuvuori Н. Breath Alcohol Screening of Suspected Drunken Drivers. Application of Alcoholmeter for Practical Forensic Purposes. “Blutal-kohol”, 1977, 14, № 6, 387—397 (англ.).
Определение алкоголя в выдыхаемом воздухе как показатель опьянения впервые предложил Bogen (1927). С тех пор различные фирмы сконструировали для этой цели ряд приборов, нашедших применение в судебно-медицинской и полицейской практике. В Финляндии и Скандинавских странах органами дорожного надзора широко используется алкогольметр, выпускаемый фирмой «Lion Laboratories Ltd» (Кардифф, Великобритания). Это карманный аппарат размером 10X6,3X3 см, массой 169 г, предназначенный для использования в полевых условиях. Алкоголь, содержащийся во взятой пробе воздуха, подвергается окислению в камере прибора, при этом возникает электрический сигнал, величина которого находится в линейной зависимости от концентрации паров спирта. Прибор автоматически дает показания в пересчете на содержание алкоголя в крови. Вся процедура занимает не более 30 с. Провели сопоставление на большом материале («=1386) определений алкоголя в выдыхаемом воздухе с помощью вышеуказанного прибора и в крови методами Видмарка, АДГ и газовой хроматографии. Результаты обработали на ЭВМ. Отмечено вполне удовлетворительное совпадение (V=0,81—0,90), хотя в некоторых случаях наблюдали незначительное расхождение полученных данных. Так, при показаниях прибора менее 0,35‰ концентрация алкоголя в крови, определенная химическими методами, была выше, но не превышала 0,5‰. Если же прибор показывал более 2,1‰, химическое определение в крови соответствовало не менее 1,5‰. Авторы считают, что данный прибор вполне пригоден для предварительного выявления водителей, находящихся в состоянии опьянения и подлежащих направлению в соответствующую лабораторию на предмет судебно-химического исследования крови. Библиография: 13 названий. Финляндия, Department of Forensic Medicine University of Helsinki.
Исследования no вопросу об алкогольном похмелье. Воntе W., Vо1сk J. Unter-suchungen zum Problem der Alkoholnachwirkungen, “Blutalkohol”, 1978, 15, № 1, 35— 47 (нем.).
Состояние похмелья характеризуется как известно, плохим общим самочувствием, а также ухудшением результатов моторных и психологических тестов. Однако лишь немногие. авторы занимались изучением зависимости интенсивности явлений похмелья от остаточного содержания алкоголя в крови (Takala и соавт. 1958; Carroll и соавт., 1964; Chapman, 1970; Kelly и соавт., 1970), причем полученные ими результаты носят противоречивый характер. Проведены опыты с участием 29 испытуемых, которые пили крепкое пиво в обстановке обычной пирушки, продолжавшейся 4—6 ч, после чего они отправлялись домой спать. Через 16 ч после окончания приема алкоголя проводилось обследование. Во время употребления алкоголя максимальные концентрации его в крови были 1,44—2,05‰. При повторном обследовании после сна у 9 испытуемых алкоголь в крови отсутствовал, у остальных концентрация его была 0,13—0,94‰. Несмотря на такие различия, все испытуемые (включая и тех, у кого алкоголя в крови не было) отмечали слезотечение, боль в глазах, светобоязнь, чувство давления и пульсацию в голове, потливость, неуверенность в движениях. При проведении моторных тестов и испытаний на внимание обнаружено ухудшение результатов, причем оно было выражено резче у тех, у кого алкоголь в крови отсутствовал. Библиография: 27 названий. ФРГ, Institut fur Rechtsmedizin der Universitat Gottingen.
Значение бензодиазепинов с точки зрения транспортной медицины и возможность их обнаружения. Tonnes Н. W. Verkehrsmedizinische Bedeutung und Nachweisbarkeit der Benzodiazepine. Inaug.-Diss. Wurzburg, 1977, 61 с. (нем.).
Вопрос о комбинированном действии алкоголя и лекарственных средств на водителя транспорта приобретает все большее значение. Mallach (1975) отмечает, что из числа водителей, у которых брали кровь для исследования на алкоголь в 1964 г., лишь 4% заявили, что принимали медикаменты, а в 1971 г. их количество возросло до 20%. Особое значение приобретают психофармацевтические средства, отпуск которых аптеками непрерывно увеличивается. Так, в США они составляют 60% всего аптечного товарооборота (без учета снотворных), продажа транквилизаторов за период 1965—1970 гг. увеличилась на 20,36% (Miiller-Limmroth, 1974). Врачебная палата в ФРГ в памятке от 1974 г. отмечает И групп медикаментов, имеющих значение с точки зрения безопасности дорожного движения, причем на 3-м месте стоят психофармацевтические средства. Они особенно опасны при приеме в сочетании с алкоголем, тем более что степень их воздействия на водителя в таких случаях не всегда удается предвидеть. Различают два вида комбинированного воздействия на организм — аддитивное и потенцирующее. При первом к симптомам, которые возникают при приеме алкоголя, добавляются явления, обусловленные действием принятого медикамента, при втором лекарство усиливает действие спирта, вызывая симптомы (чувство усталости, сонливости, снижение трудоспособности, внимания, реакций, ослабление способности оценить обстановку), неадекватные количеству принятого алкоголя как по интенсивности, так и по внезапности их проявления. Особенно опасные положения возникают в тех случаях, когда человек впервые принимает лекарство, не зная своей реакции на данный препарат. Согласно инструкции, полиция ФРГ во всех случаях, когда задержанный водитель сообщает о приеме лекарства, берет у него пробы не только крови, но и мочи. Изучили комбинированное действие алкоголя с 8 производными бензодиазепинового ряда (оксазепам, диазепам, хлор-диазэпоксид, медазепам, нитразепам, лоразепам, хлоразепат, празепам) и возможности обнаружения их в организме. Установили, что клиническая картина в определенной мере зависит от возраста, наличия заболевания внутренних органов, степени наполнения желудка, состояния душевного и вегетативного равновесия. Однако зависимость от принятой дозы и концентрации вещества в крови и моче наблюдается не во всех случаях, поэтому эксперт должен учитывать всю совокупность как лабораторных, так и клинических данных. Самый ранний срок обнаружения препаратов в крови — через 1 ч после приема, максимальная концентрация достигается через 3—4 ч. Диазепам и хлоразепат удается обнаружить в крови до 12—14 сут, остальные вещества — до 27г сут. Выведение с мочой метаболитов оксазепама, хлоразепата, диазепама начинается в среднем через 2 ч (в отношении остальных препаратов данные отсутствуют), достигает максимума через 24 ч и прекращается обычно через 12 сут (оксазепам — через 5 сут). Основной выводимый метаболит — оксазепам-глюкуронид. Какого-либо влияния на концентрацию алкоголя в крови бензодиазепины не оказывают. Делать выводы относительно дозы и давности приема препарата эксперт должен с большой осторожностью. Библиография: 61 название. ФРГ, Institut fiir Rechtsmedizin der Julius-Maximilian-Universitat Wiirzburgz.
похожие статьи
Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.