К вопросу о посмертных изменениях фибриллярного аппарата скелетных мышц
/ Китаев Ю.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962 — №2. — С. 34-37.
Кафедра судебной медицины (зав. — доцент Д.Б. Лейкин) Карагандинского медицинского института
Поступила в редакцию 6/XI 1960 г.
Первая работа, посвященная посмертным изменениям скелетных мышц, принадлежит судебному медику А.П. Миловзорову (1888), установившему на окрашенных препаратах скелетных мышц из трупов людей и собак, что трупное окоченение характеризуется расширением анизотропных и уменьшением изотропных дисков вплоть до их исчезновения. К концу окоченения появляется неравномерное ослабление поперечной и усиление продольной исчерченности, а также прогрессирующее увеличение количества волокон, распадающихся на зернистые массы.
Основные данные А.П. Миловзорова были подтверждены Пенским и Дановичем (1901) и В. Владимирским (1930). Штюбель (Sttibel, 1920), изучая нефиксированные препараты скелетных мышц лягушек, наблюдал при трупном окоченении исчезновение дополнительных полос в изотропных дисках и сохранение основного строения мышечных волокон — равномерное чередование анизотропных и изотропных дисков. Карпа (Кагра, 1906) на мышцах кроликов, предварительно обработанных кипящим физиологическим раствором, отметил без отношения к стадиям окоченения искривление поперечной исчерченности, исчезновение изотропной субстанции, сдвиг одних миофибрилл относительно других на 2—3-и сутки после смерти с последующим зернистым распадом лишь на 2-й неделе.
Цель настоящего исследования — выяснить, могут ли быть использованы изменения фибриллярного аппарата для определения стадий трупного окоченения, а также проверить, свидетельствуют ли они в пользу теоретических представлений о трупном окоченении как о физиологическом сокращении мышц [(Бирфрейнд (Bierfreund, 1888); А.П. Миловзоров, 1888; Де Бур (De Boer, 1915); Фюрт (Ftirth, 1919)] или как о контрактуре мышц [Бете (Bethe, 1923); Мейергоф (Meyerhof, 1930); И.С. Беритов, 1947; Ю.М. Китаев, 1958].
Мы изучали скелетные мышцы здоровых людей, умерших от различных видов механических травм и механической асфиксии, кроликов, погибших от перелома черепа, и морских свинок, убитых внутрисердечной эмболией. Для исследования брали кусочки икроножных мышц, трехглавой мышцы плеча (у животных) и двуглавой мышцы плеча (из трупов людей).
Время взятия материала: 1) состояние первичного расслабления мышц, 2) состояние окоченения (стадия наступления, стадия максимальной выраженности, стадия разрешения), 3) состояние вторичного расслабления. Трупы хранили при + 16—20°. Из нефиксированных кусочков приготовляли бритвой тонкие срезы, которые помещали на 5—10 минут в раствор Рингера при комнатной температуре и затем рассматривали при увеличении 80—400. Источник света — лампа 300 вт. Фотографировали насадкой МФН-1 на изопанхроматической пленке нормальной контрастности и средней чувствительности.
Нам удалось установить, что в состоянии первичного расслабления мышц поперечная исчерченность выражена четко. В анизотропных дисках были хорошо видны светлые полоски, занимающие центральное положение и, по-видимому, соответствующие инофрагмам (рис. 1).
В стадии наступления трупного окоченения светлые полоски становились прерывистыми, а изотропные и анизотропные диски выглядели как неравномерно истонченные и волнистые поперечные полосы (рис. 2).
К концу этой стадии светлые полоски в центре анизотропных дисков исчезали, в единичных волокнах появлялась продольная исчерченность, которая постепенно усиливалась и в стадии максимально выраженного трупного окоченения захватывала все большее количество волокон.
К концу стадии наступления и в начале стадии максимального окоченения в большинстве волокон отмечалось пропорциональное уменьшение изотропных и анизотропных дисков. Анизотропные диски представляли собой равномерно темные полосы. Однако вскоре эта картина изменялась в связи с усилением продольной и своеобразным изменением поперечной исчерченности: части отдельных полосок сдвигались одна относительно другой, они изгибались в виде дуг и полуколец, в некоторых волокнах полоски анизотропного вещества и их части имели разное направление.
Рис. 1. Мышца человека в состоянии первичного расслабления. Видна нормальная поперечная исчерченность. 1600×.
Рис. 2. Мышца человека в стадии наступления трупного окоченения. Волнистая форма дисков. 1600×.
К концу этой стадии намечался распад дисков — полоска исчерченности выглядела в виде пунктирной линии, усиленная продольная исчерченность как бы перечеркивала поперечную. Резко усиленная продольная исчерченность к концу этой стадии из прямей становилась волнистой, постепенно распространяясь по волокнам, и в стадии разрешения окоченения она уже большей частью была видна как волнистая — волокна были «расчесаны» на миофибриллы, а последние сдвинуты одни относительно других в большей или меньшей степени.
Таким образом, для первых двух стадий трупного окоченения характерно пропорциональное уменьшение поперечной исчерченности с последующим фибриллярным расщеплением мышцы. Это явление выражено с различной интенсивностью не только в разных волокнах, но и по длине одного мышечного волокна.
Еще более глубокая деформация дисков и очень сильное искажение поперечной исчерченности наблюдались в начале стадии разрешения трупного окоченения. Части поперечных полосок, разделенные продольной исчерченностью по границам миофибрилл, сдвигались в разные стороны, отдельные части волокна начинали выглядеть бесструктурными. Появлялись зернистые массы, занимающие постепенно все волокно. В некоторых волокнах имелась картина полного дисковидного расщепления. К концу стадии разрешения окоченения многие волокна имели резко нарушенную структуру, в то же время другие казались мало измененными (рис. 3).
В состоянии вторичною расслабления распад фибриллярного аппарата заканчивался образованием зернистых бесструктурных масс, кое-где напоминающих бывшую поперечную исчерченность. Появившийся в начале разрешения окоченения зернистый распад распространялся на значительное число волокон, происходило образование сплошных полей аморфного вещества.
В поздних стадиях окоченения наиболее ярко выражены разнообразие изменений и неравномерность их распространения по длине одиночного мышечного волокна, не говоря уже о том, что разные волокна, подчас рядом лежащие, могут выглядеть совершенно различно. Во всех стадиях наряду с сильно измененными волокнами имеются мало или совсем неизмененные. Однако в каждой стадии окоченения всегда можно заметить характерную для нее картину, повторяющуюся в разных препаратах.
Рис. 3. Мышца человека в стадии разрешения трупного окоченения. Вверху — зернистый распад, в центре — следы поперечной исчерченности, внизу — малоизмененное волокно. 1600×.
Обсуждение полученных результатов
Пропорциональное уменьшение дисков изотропной и анизотропной субстанции в волокнах скелетных мышц людей, кроликов и морских, свинок при трупном окоченении напоминает изменения поперечной исчерченности скелетных мышц при контрактурах.
В период разрешения окоченения изменения фибриллярного аппарата указывают на постепенно развивающийся распад структуры. Уже в стадии максимально выраженного окоченения в большинстве волокон наблюдается ослабление связей между миофибриллами, что выражается в появлении и усилении продольной исчерченности и в разных формах деформации поперечной исчерченности. Все заканчивается распадом мышечных волокон на зернистые массы.
Посмертные изменения поперечной исчерченности распространяются по группам мышечных волокон и отдельным волокнам неравномерно, что, по-видимому, является определяющим условием медленного наступления разрешения трупного окоченения.
Посмертные изменения скелетных мышц, характерные для определенных стадий окоченения, делают возможным практическое применение микроскопического исследования в качестве дополнительного признака для определения стадий окоченения. Процесс отмирания миокарда, например зернистый распад, может быть ошибочно принят за белковую дистрофию, на что в свое время указывал Н.П. Корнилович (1898). А.С. Левкина (1949) считает, что для раневого истощения характерны морфологические изменения мышц, свойственные разным -стадиям трупного окоченения. Наряду с нормальными она наблюдала волокна с неясной поперечной исчерченностью и зернистым перерождением саркоплазмы, фибриллярным расщеплением и распадом ее на «причудливые формы колец и полуколец» или крупные хлопья. Подобные изменения описаны К. Плущевским (1883) при брюшном тифе, Ф.Л. Примаком (1937) — при отеках, Н.И. Орловой (1952) — при «физиологических дегенерациях мышц» и др. В правильной оценке данных этих авторов значительную помощь должно было оказать контрольное изучение посмертных изменений фибриллярного аппарата здоровых мышц.
похожие статьи
Теории развития трупного окоченения: история и оригинальная концепция / Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В., Соколова З.Ю. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2012. — №3. — С. 48-51.