Следы-отпечатки на обуви пострадавших при автоавариях
/ Язвинский И.И., Бурак Г.О. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977 — №4. — С. 57-59.
Минское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. С.С. Максимов)
УДК 340.661: [614.86:656.13
IMPRINT TRACES ON FOOTWEAR OF TRAFFIC ACCIDENT VICTIMS
I. I. Yazvinsky, G. 0. Burak
Imprint traces found on footwear of car passengers and drivers who have been injured in traffic accidents allow to assess reliably the site of victims in the interior «of the car and may serve as an indirect proof of the last actions of the driver.
При расследовании дорожно-транспортных происшествий экспертное суждение о местонахождении пострадавших внутри кабины автомобиля и, в частности, о том, кто являлся водителем, основывается на характерном комплексе повреждений, обнаруживаемых у участников происшествия. Однако практика свидетельствует, что судебно-медицинские эксперты редко исследуют обувь пострадавших внутри автомобиля людей, хотя осмотр обуви имеет большое значение. Примером может служить наблюдение из нашей практики.
На Минском кольцевом шоссе при неправильном обгоне произошло столкновение автомашин ЗИЛ-157 и «Москвич-408». В результате столкновения автомобиль «Москвич» получил значительные деформации кузова, а водитель и 3 пассажира были выброшены из салона автомобиля. Двое из пострадавших скончались на месте происшествия, двое других доставлены в лечебное учреждение. Необходимо было установить, кто из пострадавших находился в момент происшествия за рулем автомобиля «Москвич». При судебно-медицинском исследовании трупов гр. X. и В. установлены однотипные повреждения: переломы ребер с обеих сторон, ключиц, разрывы селезенки и печени, ссадины и раны на передних поверхностях коленных суставов и голеней, закрытые переломы костей голеней, раны мягких покровов волосистой части головы и лица. При исследовании обуви на промежуточной части микропористой подошвы правой туфли гр. X.. на площади 2,8X2,3 см обнаружено 4 полосовидных слегка вдавленых параллельных следа шириной 0,5 см, разделенных равными: промежутками шириной 0,2 см (рис. 1) На резиновом каблуке правой туфли гр. В. в косо-падающем свете обнаружены чередующиеся через 0,5 см слегка возвышающиеся параллельные линейные парные полоски шириной 0.1 см, с расстоянием между ними 0,3 см, расположенные на участке 4,9 X 3,2 см. Предположили, что следы на туфле гр. X. образовались от скользящего контакта с какой-то педалью, а следы на каблуке туфли гр. В. — от скользящего контакта с поверхностью коврика пола. Осмотр салона пострадавшего автомобиля «Москвич» подтвердил это предположение. Для трасологического исследования с поверхности педалей и коврика пола сняли пластилиновые слепки.
Рис. 1. Следы на подошве туфли гр. X.
Рис. 2. Совпадение контура и размера следов на каблуке туфли гр. В. и экспериментальных следов с коврика на полу автомобиля.
На слепке с педали акселератора отобразился ее рельеф в виде параллельных углублений шириной 0,5 см, разделенных линейными валиками шириной 0,2 см. Рельеф следа с поверхности коврика пола перед передним сиденьем характеризовался чередованием параллельных, линейных валиков шириной 0,1 см, сгруппированных парами с интервалом между ними 0,3 см и между парами 0,5 см (рис. 2) Сопоставление методом фотоналожения показало сходство формы и размеров следов на промежуточной части туфли гр. X. с рельефом поверхности педали акселератора, а следов на каблуке туфли гр. В, с рельефом поверхности коврика пола.
Это позволило утверждать, что за рулем автомобиля «Москвич» находился гр. X., а гр. В. был пассажиром переднего сиденья. Данные расследования подтвердили наши выводы.
Mant (1973) указывает, что на подошвах обуви при дорожно-транспортных происшествиях могут возникать отпечатки педали акселератора. Автор расценивает резкий отпечаток педали акселератора на подошве обуви как факт, который может свидетельствовать о максимальном форсировании двигателя, на основании чего предполагает, что имело место совершение обгона или умышленный наезд на препятствие с целью самоубийства. По нашему мнению, эксперт, обнаружив такие отпечатки на обуви пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, может твердо высказаться лишь о месте, занимаемом потерпевшим в салоне автомобиля, и косвенно судить о последних действиях водителя перед происшествием (нажимал на педаль тормоза, сцепления, акселератора), так как часто рефление поверхности педалей совершенно различно в силу заводского оформления или изменений в процессе эксплуатации. Решение же других вопросов выходит за пределы компетенции судебно-медицинского эксперта.
Выводы
- Осмотр обуви пострадавших необходимо производить во всех случаях травмы внутри автомобиля.
- При обнаружении следов-отпечатков на обуви нужно обязательно осматривать транспортное средство с целью поиска возможных следообразующих деталей с последующим сопоставлением их рельефа со следами на обуви.
- По виду и локализации следов-отпечатков на обуви пострадавших можно судить о месторасположении пострадавшего в салоне автомобиля и косвенно — о последних действиях водителя перед происшествием.
- Следы-отпечатки на обуви пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях внутри автомобиля являются характерными для данного вида травмы.
похожие статьи
Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.