К вопросу об установлении непосредственной причины смерти
/ Мазикова О.Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №1. — С. 47-48.
УДК 340. 62 + 616-001. 21-036. 88-079. 6
Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В.М. Смольянинов) II Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова
Поступила в редакцию 22/Х 1964 г.
В судебномедицинской практике большие диагностические трудности возникают при конкуренции причин наступления смерти, особенно когда одновременно выявлены значительные патологические изменения внутренних органов и имеются доказательства внешнего насилия.
Мы располагаем своеобразным наблюдением, которое приводим ниже.
Гр-н Ф., 55 лет, машинист электровоза, находясь на крыше локомотива, во время стоянки получил удар электротоком, упал с крыши и остался лежать без сознания. По дороге в больницу он умер.
При наружном осмотре трупа отмечено сужение зрачков, следы непроизвольной дефекации, экхимозы под конъюнктивой, интенсивные трупные пятна. Обнаружено 10 повреждений. В волосистой части головы, на левой боковой поверхности живота и на тыльной поверхности левой кисти они имеют вид ссадин, покрытых коричневато-красными корочками. На ладонной поверхности правой кисти и тыльной поверхности II пальца левой кисти повреждения в виде неправильных четырехугольных пятен размером 1,3×1,2 и 1×0,3 см. По их периферии кожа сухая, белая, отслоена и собрана в складку, в центре она уплотнена, серого цвета. На ладонной и локтевой поверхности основной фаланги I пальца левой кисти на участке размером 3×2,5 см располагается ряд параллельных мелких линейных повреждений, в области которых кожа сухая, белая с черным налетом.
При внутреннем исследовании обнаружены прикус языка и явления выраженной асфиксии, свойственные быстро наступающей смерти в условиях кислородного голодания. Отмечено ожирение сердца, увеличение его размера и веса (615 г). В области переднебоковой и задней стенки левого желудочка имеется хроническая аневризма-размером 11X6 см с пристеночным тромбом в нижней части.
Каких-либо указаний на заболевание сердца в амбулаторной карте нет. Это же следует и из показаний жены покойного, с которой он жил 30 лет. Были дни, когда он жаловался на покалывание в области сердца, но более серьезных жалоб не предъявлял. Следовательно, ранее бывший обширный инфаркт стенок левого желудочка протекал бессимптомно, осложнился хронической аневризмой и пристеночным тромбом, которые также не давали клинических проявлений. Гр-н Ф. практически был здоров, все время работал машинистом и не имел больничных листов.
Таким образом, с одной стороны, обстоятельства смерти, выраженная асфиксия, электрометки свидетельствовали об электротравме; с другой — значительная патология сердца сама по себе могла обусловить причину скоропостижной смерти. Возникало предположение, что явления острой сердечно-сосудистой недостаточности могли повлечь падение с крыши или соприкосновение с токоведущими частями.
Механических повреждений, которые могли бы служить причиной смерти, при исследовании трупа не обнаружено.
Для дифференциальной диагностики большое значение приобретали результаты гистологического исследования в области предполагаемых электро. меток. При микроскопии в роговом слое были обнаружены характерные для прижизненной электрометки пустоты с черными глыбками по краю, вакуолизация, фигуры «частокола».
Если предположить, что внезапная острая сердечно-сосудистая недостаточность привела к бессознательному состоянию, в результате которого произошло соприкосновение с проводниками тока, то электрометки должны иметь прижизненный характер. Однако трудно доказать, имела ли значение в процессе танатогенеза сердечнососудистая патология. В то же время наличие электротравмы, возникшей при напряжении в 3000 в, вполне обоснованно может объяснить наступление смерти.
Тот факт, что Ф., вопреки инструкции, находился на крыше электровоза при включенных пантографах, подтверждает данный вывод.
похожие статьи
Судебно-медицинская диагностика электрометки при поражении техническим электричеством в водной среде / Пиголкин Ю.И., Сковородников С.В., Дубровин И.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2014. — №3. — С. 19-21.