О деятельности проблемной комиссии научно-исследовательского института судебной медицины министерства здравоохранения СССР

/ Прилуцкий С.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №2. — С. 12-15.

Прилуцкий С.А. О деятельности проблемной комиссии научно-исследовательского института судебной медицины министерства здравоохранения СССР

УДК 340. 6: W6. lt

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР, Москва

ссылка на эту страницу

Годы текущей семилетки характеризуются бурным нарастанием темпов развития науки. В соответствии с этим происходит и дифференциация научных учреждений, а также имеет место зависимость работы одной научной организации от планов научной деятельности другой. В таких условиях неминуемо должна бы появиться многотемность и дублирование работ. Для устранения подобных явлений Министерство здравоохранения СССР создало Совет по координации научно-исследовательских работ и внедрению в практику научных достижений. На первом пленуме Совета по координации министр здравоохранения СССР С.В. Мурашов подчеркнул, что правильная координация планированных исследований имеет большое значение для развития науки и быстрейшего введения в практику новых методов диагностики, приборов и др.

В 1962 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило Научно-исследовательский институт судебной медицины головным институтом по вопросам научно-методического руководства и координации научно-исследовательских работ, проводимых научными институтами, кафедрами и лабораториями в области судебной медицины и судебной химии. Для этой цели при институте была организована проблемная комиссия, в состав которой, кроме сотрудников института, вошли и другие ученые — судебные медики. Председателем комиссии является директор института.

В задачи комиссии входят: сбор, -учет и обобщение сведений о плановых и внеплановых исследовательских работах в области судебной медицины и судебной химии и ходе их выполнения; рекомендации по текущей, перспективной научной тематике в области упомянутых выше дисциплин; информация судебно-медицинских учреждений о проводимых в СССР научных исследованиях в области судебной медицины и судебной химии; учет и анализ мероприятий, связанных с внедрением в практику предложений и рекомендаций по научным достижениям; информация Министерства здравоохранения СССР (Совета по координации научно-исследовательских работ) о проводимых в стране научно-исследовательских работах в области судебной медицины и судебной химии.

За 2 года работы проблемная комиссия вошла в письменный контакт с 87 учреждениями, ведущими научно-исследовательскую работу в области упомянутых дисциплин.

Вся научная тематика была систематизирована по 13 крупным проблемам: 1) экспертиза механизма возникновения повреждений; 2) судебно-медицинская квалификация телесных повреждений; 3) вопросы токсикодинамики при бытовых и медицинских отравлениях; 4) экспертное значение алкогольных интоксикаций; 5) изучение претанатологических и танатологических процессов; 6) экспертиза смерти новорожденных; 7) методы серологии и изосерологии при экспертизе вещественных доказательств; 8) изыскание методов диагностики индивидуальной принадлежности волос человека; 9) вопросы истории и организации судебно-медицинской экспертизы; 10) пограничные вопросы судебной медицины и физико-технические методы исследования; 11) изучение факторов, обусловливающих наступление скоропостижной смерти; 12) экспертиза профессиональной деятельности медицинского персонала; 13) вопросы судебной химии.

Создано 6 консультативных рабочих групп проблемной комиссии по обсуждению тематики в смежных проблемах и выделены лица, ответственные за работу групп: по 1-й и 2-й проблемам — В.М. Смольянинов, по 5, 6, 11-й и частично по 3-й и 4-й — Л.И. Громову, по 7-й и 8-й— М.А. Бронникова, по 9-й и 12-й — В.Ф. Черваков, по 13-й и частично по 3-й и 4-й — А.Ф. Рубцов, по 10-й — В.И. Пашкова. В состав комиссий входят И.Ф. Огарков, М.Д. Швайкова, А.С. Литвак, К- И. Хижнякова и др.

Для удобства ориентировки в собранном материале вся научная тематика расписана на карточки (более 700) по 3 разделам: исполнитель, тематика и учреждение. Отдельно заведены картотеки на диссертантов по годам исполнения, на монографии и учебные пособия. Почти на все работы имеются аннотации или авторефераты. В частности, имеются сведения о 5 докторских диссертациях, защищенных в 1963 г. и утвержденных ВАК [А.П. Громов (Москва), Н М. Авакян (Ереван), В.Я. Карякин (Саратов), Я.С. Смусин (Челябинск), Б.П. Зорин (Донецк)] и защищенных в 1964 г. [Н.М. Деменьтева (Ленинград), В.С. Шанидзе (Тбилиси), А.П. Загрядская (Горький)].

Некоторые кафедры и научные работники придерживаются общесоюзных проблем и отдельных тем, входящих в эти проблемы; другие выдвигают тематику, самостоятельно, иногда по плану медицинского института, совпадающую или близко подходящую к темам-заданиям и основным работам общесоюзного плана. Таких тем, приближающихся и совпадающих с проблемами общесоюзного значения, зарегистрировано 64. По проблеме «Травма, травматизм и ортопедические заболевания насчитывается 17 совпадающих работ, «Физиология и патология сердечно-сосудистой системы» — 7, «Гипертоническая болезнь, атеросклероз и коронарная недостаточность» — 6, по другим проблемам — не более 3.

На некоторых судебно-медицинских кафедрах (Актюбинская, Витебская, Воронежская, Горьковская, Ижевская, Каунасская, Луганская, Омская и Пермская) все сотрудники выполняют диссертационные работы. На кафедрах Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова все сотрудники имеют ученые степени и над диссертациями работают аспиранты или практические судебно-медицинские эксперты.

Что касается тематики научно-исследовательских работ, не совпадающей с проблемами общесоюзного значения, то она довольно разнообразна, носит узкоспециальный характер, выдвигается жизненной потребностью и связана с получением новой аппаратуры. Среди тем поискового характера встречаются и не совсем новые, но по ним можно провести исследования, пользуясь новой методикой.

Главными методическими особенностями исследовательских работ являются стремление авторов применить современные новейшие и лабораторные методы исследования (электрофорез, хроматографию, люминесцентный анализ, спектрографию, лучи Рентгена, радиоактивные индикаторы, использование фит агглютининов и т. $. ) и желание установить постулаты экспертного порядка для применения в практике.

Из числа работ, запланированных на 1962 г., что вместе с переходящими с 1961 г. составило 174, выполнена 131 работа, не было сведений о 43. Процент выполнения за 1962 г. равен 75. За этот же период выполнено еще 37 внеплановых работ. В 1963 г. были 2 внеплановые работы, а процент выполнения поднялся до 86 при наличии 113 работ, перешедших на 1964 г. из общего числа 161. Отсутствие полных данных за 1964 г. не позволяет еще сделать окончательные выводы.

Докторантам, имеющим близкую тематику, были посланы извещения с указанием лиц, работающих над монографиями по сопредельным вопросам, и возможности делового контакта с ними как по методам работы, так и по специфике исследуемых объектов. Помимо этого, по запросам отдельных работников высланы имеющиеся в комиссии аннотации тематик.

Головной институт, призванный совместно с проблемной комиссией обеспечить тематическое планирование и координацию научных исследований, должен поддерживать непосредственные связи со всеми коллективами, разрабатывающими судебномедицинскую и судебнохимическую тематику. Он не должен превращаться в архив научных планов. Для того чтобы активно направлять научную деятельность, необходима достаточная ориентация в производственных возможностях той или иной кафедры или лаборатории, квалификации того или иного сотрудника. К сожалению, на местах некоторые товарищи не совсем ясно представляют себе задачи, стоящие перед головным институтом и его проблемной комиссией, не всегда присылают ответы на наши запросы.

Головной институт и связанные с ним кафедры должны работать над составлением перспективных планов 1 не только в конце отчетного года, а повседневно. Уже сейчас надо начинать работу по составлению плана на 1966—1970 гг. Предстоит большая работа, которую одна наша проблемная комиссия выполнить не сможет. Необходима помощь ученых периферии.

Руководителям кафедр судебной медицины и начальникам бюро следует привлечь к научной работе всех сотрудников кафедр и практических работников бюро, надо приступить к составлению перспективных планов научных работ на новую пятилетку в свете решений декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС.

Очень важен вопрос о внедрении в практику достижений научных исследований. По большинству работ планируются журнальные статьи. Такой путь едва ли наиболее эффективен для практики. И в этом направлении проблемной комиссии предстоит очень большая работа по организации консультаций о составлении инструкций, методических писем, выпуске монографий, учебных пособий, введению в практику той или иной предложенной и созданной аппаратуры.

На совместных заседаниях Ученого совета головного института и проблемной комиссии будут обсуждаться спорные вопросы, возникающие в судебно-медицинской практике, апробироваться диссертации или их фрагменты.

Мы не можем успокаивать себя мыслью о том, что сводные планы обеспечивают достаточную научную информацию. Гораздо важнее сведения о ходе изучения проблемы или темы на различных стадиях. С этой целью очень важно живое общение исполнителей запланированных тем.

Было бы весьма желательно при увеличении объема нашего журнала ввести в него специальный раздел по вопросам методики планирования и координации научно-исследовательских работ.

 

1 Перспективный план основных направлений развития научных исследований на 1966—1970 гг. по судебной медицине разослан в августе — сентябре 1964 г.

 

 

 

 

К СВЕДЕНИЮ АВТОРОВ

При направлении статьи в редакцию необходимо соблюдать следующие правила подготовки иллюстрационного материала. Количество иллюстрационного материала (фотографии, рисунки, чертежи, диаграммы) должно быть минимальным.

Все виды фотографий, представляемых обязательно в двух экземплярах, должны быть контрастными, рисунки четкими, чертежи и диаграммы выполнены тушью, цветные рисунки акварелью.

Фотокопии с рентгенограмм должны быть в позитивном изображении (на рентгенограммах изображение кости или металла должно быть черным).

Все фотографии должны быть отпечатаны на глянцевой бумаге. К цветным фотографиям следует прилагать цветные диапозитивы (на обратимой фотопленке).

При необходимости монтажа фотографии следует наклеивать резиновым клеем или давать схему их размещения.

Никакие надписи или другие пометки (чернилами, карандашом и ПК. ) на лицевой стороне первого экземпляра фотографий не допускаются.

В случае необходимости каких-либо обозначений они должны быть сделаны на втором экземпляре фотографии или на подклеенной к ней кальке.

На каждом рисунке (или фотографии) на обороте ставится его номер, фамилия автора и название статьи, а также обозначается верх и низ рисунка (только простым карандашом без нажима).

Опись рисунков и подписи к ним обязательны (в двух экземплярах) и делаются на отдельном листе с указанием номеров рисунков и страниц статьи. В подписях к микрофотограммам указывать увеличение окуляра и объектива, метод окраски (или импрегнации) срезов. Рисунки вкладываются в конверт, на котором пишутся фамилия автора и название статьи.

При несоблюдении указанных правил (рисунки) иллюстрации помещаться в журнал не будут.

похожие статьи

Судебная экспертиза как инструмент криминалистического прогнозирования / Ковалев А.В., Владимиров В.Ю., Савчук С.А., Романенко Г.Х. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Организационно-методические основы судебной медицины